Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Архитектура /

Архитектура

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Скачать реферат


Содержание:

Глава 1: «Памятники архитектуры XVIII – первой по-ловины XIX вв.»

Глава 2: «Памятники архитектуры конца XIX – нача-ла XX вв.»

Глава 1: «Памятники архитектуры XVIII – первой половины XIX вв.»

С середины XVIII в. началось заселение лесостепного про-странства Прииртышья. Пионеры заселения Сибири, выходцы из се-веро-восточных уездов Руси, перенесли в Сибирь свой плотницкий опыт, умение использовать лес в качестве основного строительного материала. Первоначально переселенцы рубили небольшие избушки. С устройством хозяйства ставили избы, пятистенки или дома из двух изб с ходом через сени. Позже такие дома стали рубить в одной свя-зи (трехкамерные жилища) и класть печи с дымоходами. В ряде сел Большереченского, Горьковского, Муромцевского, Колосовского, Крутинского районов еще сохранились дома постройки конца XVIII – начала XIX вв. Это памятники деревянного зодчества.

Представление о жилищах сибиряков дает рисунок города Та-ры, исполненный в 1734 году. На нем преобладают однокамерные жилища, избы. Из 60 строений, контуры которых четко обозначены, лишь пять домов двухкамерные. Большинство строений показаны высокими, пристроенные сени – ниже уровня волоковых окон. Оче-видно, избы стояли на подклетях, о чем сообщается и в описаниях. На рисунке Тары лишь на воеводском доме показаны три дымовые трубы. На остальных домах и избах труб не показано, но на всех обозначены по одному или по два волоковых окна под крышей с вы-рубом в 1 – 2 ряда. Курные избы преобладали в деревнях.

С середины XVIII в. в Таре, а затем и в новой Омской крепости развивается кирпичное производство и начинается возведение ка-менных строений.

В 1755 году начато строительство Спасской церкви в Таре.

Сибирские церкви не отличались большим разнообразием. Не-многие группы строителей, как правило, переходя от объекта к объ-екту, переносили в очередную стройку черты предыдущей. Но, творчески используя традиции, они в каждое здание вносили новые элементы. Возведенная в Таре тобольскими мастерами Спасская церковь по многим деталям повторяет Михайлоархангельскую, Кре-стовоздвиженскую и другие тобольские церкви, но вместе с тем в ее оформлении есть оригинальные мотивы.

Спасская церковь - единственный в Омском Прииртышье яр-кий образец сибирского барокко. Как многие храмы Тобольска и Тюмени, она имеет трехчастную «трапезную» схему композиции кораблем, состоящую из здания основного храма, трапезной и при-твора, на котором возведена колокольня. Пропорции основных час-тей строго выдержаны, трапезная немного уже храма и еще уже че-тырехгранник притвора, на который поставлен трехъярусный вось-мерик колокольни. Здание двухэтажное. Первые этаж, который слу-жил зимней церковью, заканчивается сводчатым потолком. Основ-ной объем церкви составляет кубический четырехугольник двух-светного второго этажа, являвшегося летней церковью. С восточной стороны к храму примыкает алтарь, заканчивающийся полукруглой абсидой с небольшой главкой на уровне окон второго яруса основ-ного объема. Широкие арочные проемы соединяют первый и второй этажи с алтарем и трапезной. Очень выразительный контраст низко-го полутемного первого этажа из светлого пространства летней церкви, венчающей сводчатый потолок. Как и в тобольских церквях, купольное завершение Спасской церкви покоится непосредственно на четверике основного объема. Но тарская церковь не имеет фигур-ных фронтонов, украшающих тобольские и тюменские церкви.

Характерный признак архитектуры сибирского барокко – кон-трастно убывающие храмовые венчания. Купол тарской церкви увенчан восьмигранной вытянутой главой с луковичным завершени-ем. На четырехграннике притвора – трехъярусный восьмерик коло-кольни с широкими проемами звонницы с вытянутыми главой и шпилевым завершением.

Особую художественную архитектурную ценность Спасской церкви придает красочное украшение стен наличника с напряжен-ными дуговыми фронтонами. Наличники выложены лекальным кир-пичом, что присуще стилю барокко. Они оформлены в виде про-фильных козырьков на колонках, перехваченных «дыньками», в чем угадываются черты древнерусского членения надоконных козырь-ков. Орнаментированы кирпичными выступами и стены.

В церковных архивах год окончания строительства Спасской церкви указывается 1776. В этих же архивах начало службы помече-но 1760 годом. Вероятно, первый этаж был закончен и в нем начали службу. Окончание же колокольни, штукатурку и роспись иконоста-са могли завершить в 1776 году. И средства собираемые с прихожан, не позволяли весть интенсивные работы.

Спасская церковь Тары – капитальное сооружение. Она сложе-на из большемерного кирпича на известковом растворе. Толщина стен первого этажа 165 см, второго – 133 см. Общая высота более 40 метров. Церковь простояла более 220 лет. Ее кладка и штукатурка хорошо сохранились. Лишь в последние десятилетия нанесен неко-торый урон внешнему оформлению здания.

Кроме Спасской, в Таре были построены: в 1776 году Богород-ская, в 1783 – Николаевская, в 1789 – Тихвинская, в 1792 – Успен-ская и в 1831 – Парасковеевская. Лицо городов в XVIII – XIX вв. оп-ределяла культовая архитектура. Высокие и нарядные церковные здания украшали города. В Таре на высоком увале и берегу Аркарки стояло четыре церкви.

Первым каменным строением Омска стало здание крепостного Воскресенского собора. По проекту, составленному в 1764 году И. Малмом, собор в новой крепости должен был разместиться вдоль улицы, идущей от Тарских ворот к центральному плацу, т.е. с севера на юг. Присланный из Тобольска на строительство собора как «знающий в архитектуре каменного строительства» Иван Черепанов обнаружил не правильность в постановке собора на плане крепости. Собор алтарем обращался на юг, а не на восток, как этого требовали церковные правила. Ошибку исправили. Из-под Семипалатинска был доставлен камень для фундамента и заложено основание зда-ния. После этого работу продолжал Козьма Черепанов «столько же в каменном строении знающий, как и его брат».

В оформлении Воскресенского собора уже нет излишеств ба-рокко, заметны черты более строгого стиля.

В отличие от Спасской церкви Воскресенский собор не имел аналогов с тобольскими постройками и являлся оригинальным строением. Его основной корпус составлял единое целое с трапезной и более напоминал здание гражданской архитектуры. Толщина стен – 165 см. Собор стал главным сооружением крепости. Высокий с двумя ярусами окон центральный объем, завершенный обитыми бе-лой жестью пятью главами и трехъярусной колокольней с шатром доминировал над окружающей местностью. Архангелы на куполе были изображены в казацких папахах. В центральной фигуре угады-вались черты легендарного атамана Ермака. Воскресенский собор до наших дней не сохранился.

Существовавшая в старой крепости деревянная церковь Сергия Радонежского после возведения Воскресенского собора была разо-брана и перевезена в село Горнокулачинское. Позднее на месте Спасских ворот старой крепости была поставлена Ильинская цер-ковь, простоявшая до середины тридцатых годов нашего столетия.

В 1792 году на восточной стороне крепостного плаца возле ге-нералитетского дома была построена каменная лютеранская кирха, сохранившаяся до наших дней. Это – одноэтажное здание, с восточ-ной стороны к нему пристроена полукруглая абсида алтаря. На глав-ном фасаде – небольшой выступ, завершающийся треугольным фронтоном, на котором укреплена чугунная плита с датой постройки здания. В первоначальном виде здание венчало по центру небольшая барочная восьмигранная башенка с остроконечным шпилем. В нача-ле XX в ее перенесли на южную сторону здания, в последствии она была разобрана.

Примечателен декор памятника. Он выдержан в стиле барокко. Окна имеют простые прямоугольные сандрики и криволинейные об-рамления. Углы здания округлены и раскрепованы пилястрами.

В Омске сохранился еще один памятник храмового строитель-ства – казачья Никольская церковь, образец русского классицизма первой половины XIX в. Чертежи церкви были выполнены выдаю-щимся русским архитектором В. П. Стасовым.

Строительство Никольской церкви началось в 1833 году и за-вершилось в 1840 году. Фасад притвора украшают полуколонны и разетки между ними. Южный и северный фасады основного храма прикрывают мощные порталы со строгими фронтонами над ними. Колонны портиков слегка сужаются кверху, что еще больше усили-вает их монументальность.

В Никольской церкви хранилась главная святыня Сибирского казачьего войска – знамя Ермака. По легендам это знамя было изго-товлено в вотчинах Строгановых и прислано Ермаку после победы над Кучумом.

С конца 18 века в Омске и в Таре начинается строительство ка-менных административных и жилых зданий. Более активное такое строительство продолжалось в первой половине 19 века. Многие здания, построенные в этот период, являются историческими и архи-тектурными памятниками. Старейшие из них – здание бывшей га-уптвахты.

Строительство гауптвахты началось в 1781 году. К этому вре-мени в архитектуре уже распространился классицизм, но в оформле-нии гауптвахты еще заметны черты барокко в надоконных карнизах. В стиле барокко построена и башенка, увенчивающая здание. В про-стоте и строгости составных частей здания гауптвахты, ее оформле-ния уже заметны черты и нового стиля.

На фасадной стороне гауптвахты – небольшие выступы, в сере-дине – фронтон. При первоначальном оформлении на уровне боко-вых выступов первый этаж прикрывался крытой галереей на шести колоннах. Позже галерея была разобрана,

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»