Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Архитектура /

Архитектура Гродно

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Скачать реферат


Реферат

по эстетике на тему: Архитектура

студентки ГрГУ имени Я. Купалы

филологического факультета

Романо-германского отделения

2 курса 51 группы

Леменовской Елены Петровны

Гродно 2004

ЗАРОЖДЕНИЕ АРХИТЕКТУРЫ

Зарождение архитектуры относится ко времени первобытнообщинного строя, когда возникли первые искусственно сооружаемые жилища и поселения. Были освоены простейшие приемы организации пространства на основе прямоугольника и круга, началось развитие конструктивных систем с опорами.

С возникновением государств, сложилась новая форма поселений - город как центр управления и торговли.

В условиях рабовладельческой демократии Древней Греции создается целая система городов-государств. Развивается система планирования улиц, с прямой сеткой улиц и площадью - центром торговой и общественной жизни. Культурным и архитектурно композиционным центром города был храм, который воздвигался на вершине акрополя. Классически завершенным типом храма стал периптер (например, Парфенон в Афинах).

В древнем Риме, огромной средиземноморской державе, унаследовавшей традиции Древнегреческой архитектуры, ведущее значение приобрели сооружения, выражавшие могущество республики, удовлетворявшие потребностям рабовладельческого государства. Для возведения крупных построек большую роль сыграло появление новых строительных материалов (бетон).

В феодальную эпоху Архитектура развивается на основе более деференцированного раздела труда. Труд рабов сменяется трудом ремесленников-профессионалов. При феодализме область распространения монументальной архитектуры значительно расширяется, охватывает Европу, Азию, большую часть Африки, часть Америки. Однако неравномерность развития, влияние местных условий и традиций оказывают на Архитектуру эпохи феодализма более значительное влияние, чем на архитектуру рабовладельческих цивилизаций.

В странах Западной Европы с возрождением городов в конце X века начинает развиваться тип жилого дома в 2-3 этажа, с мастерскими и лавками внизу. Складывается архитектура Романического стиля. В культовой архитектуре появляются монастырские комплексы с замкнутыми двориками, окруженные аркадами.

Во второй половине XII века во Франции развивается архитектура готики, отразившая наиболее высокий этап развития феодального общества, и усиление городов, с которым связано возникновение новых типов обществ.

В развитие архитектуры эпохи феодализма большой вклад внесли народы арабского Востока. Крупными центрами становятся города, такие как Бухара, Мерв, Термез, Хива и др. Их монументальные здания возводились из обожженного кирпича с использованием в облицовке различной резной мозаики. Строгая симметрия композиции выделяла крупные торговые и культурные центры среди живописных кварталов низких глинобитных или жилых сырцовых построек.

Важный этап развития архитектуры связан с культурой Возрождения, возникшей в начале XV века в городах Тосканы (Италия). Религиозной средневековой основой был поставлен гуманизм, который искал опору в античном наследии, что ярко отразилось в Архитектуре общественных зданий, дворцов, загородных поместий.

Строителей-ремесленников сменяют образованные специалисты-архитекторы. В непроизвольно возникшей асимметрии постепенно развивающихся ансамблей, были поставлены ясные завершенные геометрические системы как выражение волевого, организующего начала (новый подход к архитектуре выражен в палаццо). Итальянские архитекторы обращаются к ясной системе ордеров Древнего Рима (творчество Брунеллески, Л. б. Альберти и др.). В эпоху возрождения развивается новая теория архитектуры. Архитектура Возрождения за пределами Италии была менее последовательна в преодолении Средневековых традиций и проходила сложную длительную эволюцию.На протяжении многих веков архитектура имела разные образы, постоянно менялась, менялись центры архитектурных сооружений, менялись материалы. Каждая новая эпоха строилась на основе предыдущей, украшая и совершенствуя ее.

АРХИТЕКТУРА ГРОДНО

Гродно — один из старейших городов Белоруссии. Его история насчитывает более 800 лет. Уже во времена Древней Руси город стал ее важным бастионом на северо-западном рубеже. С этим связывают и происхождение самого названия города, возникшего от слова «городить». В древних летописях он упоминает часто под именем Городно или Городень.

Скупые строки древних летописей донесли до нас сладость побед и горечь поражений городничан, но всегда Гродно сохранял за собой славу политического, экономического и культурного центра западнорусской земли.

В XII и первой половине XIII в. Гродно был центром удельного княжества. В середине XIII в. он попал под власть литовских князей, но вскоре был отвоеван и вошел в состав Галицко-Волынского княжества. Затем вновь и надолго входит в состав Великого княжества Литовского.

В XV в. Гродно превращается в крупнейший торгово-ремесленный центр Белоруссии, а с XVI в. становится резиденцией великих литовских князей, затем польских королей (Витовт, Баторий). Все это благоприятствует как укреплению оборонной мощи старой цитадели, так и широкому размаху городского строительства.

Во второй половине XVII в. и первой половине XVIII в. в связи с усилением крепостничества и развитием фольварочно-барщинной системы в Гродно наблюдается общий хозяйственный упадок. Ему способствовали и частые разорительные войны, которые вела тогда Речь Посполитая. С конца XVIII в., после воссоединения Белоруссии с Россией, Гродно устанавливает тесные экономические и культурные связи с русскими городами.

Развитие города изначально шло от замка, расположенного на высоком холме у впадения реки Городничанки в Неман, на восток и север (вдоль рек). Планировка улиц не получила регулярной системы; она была привязана к сложному рельефу города и главным его компонентам — торговой площади и замку.

Торговая площадь расположилась в двух кварталах от замка. На нее выходили семь улиц города, в том числе все основные, связанные с загородными дорогами и мостом через Неман. Центральное место на площади заняла ратуша, вокруг расположились дома знати, крупных торговцев, здесь же возвышались приходские церкви, костелы, монастыри.

В культурном наследии Гродно ведущую роль играют его замечательные архитектурные ансамбли. В них соседствуют памятники различных эпох и стилей, в которых нашла свое отражение сложная история города. Сохранились памятники древнерусского зодчества (остатки крепостных стен и башен, Нижняя и Борисоглебская церкви), готики, ренессанса и барокко (бернардинский костел и монастырь, Старый замок), барокко (иезуитский, бригитский и францисканский монастыри с костелами), классицизма (дом вице-губернатора Максимовича), псевдоготики (лютеранская кирха), псевдорусской архитектуры (Военный собор), модерна (бывший дом Тальгейма), конструктивизма (Дом офицеров) и других самых разнообразных направлений.

Помимо уникальных зданий, представляющих определенную историческую эпоху с выраженными чертами того или иного типа, в центральной части города сохранились небольшие каменные постройки, которые во многом являются характерными для Гродно. Это прежде всего — двух- и трехэтажные жилые дома с мансардами

Первостепенное значение в культурном наследии имеют памятники, расположенные на Замковой горе, объявленные сейчас историко-археологическим заповедником. По ним можно проследить, под воздействием каких влияний начала развиваться белорусская архитектура, как веками формировался ее национальный характер.

Гродненский Старый замок — исторически сложившийся комплекс оборонных укреплений. Возник во времена Древнерусского государства. Многократно разрушался, восстанавливался и перестраивался. В его планировке и архитектуре обнаруживаются наслоения многих веков.

Замок расположен на высоком и крутом холме на правом высоком берегу Немана при впадении в него речки Городничанки. Топография местности определила абрис плана замка, близкого к треугольнику. Протяженность крепостных стен достигала почти 300 м при средней толщине около 3 м. Стены имели неодинаковую высоту и завершались зубцами. С наружной стороны они, как и башни, подпирались контрфорсами. От города замок отделялся оврагом и глубоким рвом.

В замке во времена Витовта имелось пять укрепленных башен. Въездная башня, квадратного сечения, располагалась в юго-восточном углу крепости и соединялась с городом подъемным деревянным мостом. Самая высокая башня, круглого сечения, уцелела с XIII в. и была включена Витовтом в систему новых крепостных укреплений. По своему характеру эта башня близка к оборонно-сторожевым башням типа вежи в Каменце. Башни не сохранились до нашего времени: некоторые были разобраны при строительстве дворца Стефана Батория в конце XVI в., от других остались фундаменты и части стен.

Представление о замке Витовта и системе его укреплений дает известная гравюра Гродно 1568 г. К восточной стене замка между двумя башнями — круглой и угловой — примыкал двухэтажный дворец. Его архитектура, как и архитектура всего замка Витовта, имела готические черты. О конструкциях стен можно судить только по сохранившимся остаткам кирпича и камня-валуна. Кирпич в кладке стен использовался для выравнивания рядов камня, в башнях — как облицовочный материал. Особенностью кирпича являются знаки-клейма мастеров, резанные острым инструментом на ложковой стороне кирпича до обжига. Рисунки

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»