Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Архитектура /

Архитектура Гродно

←предыдущая следующая→
1 2 3 



Скачать реферат


Рисунки знаков весьма разнообразны и составляют несколько десятков типов.

В 80-х годах XVI в. при Стефане Батории старый замок подвергался коренному переустройству. Из укреплений Витовта были использованы только стены и некоторые башни. Дворец был построен заново итальянским архитектором Скотто из Пармы. В планировке двухэтажного дворца заметна его приспособленность к обороне: отсутствовали парадные вестибюль и лестница, стены отличались большой толщиной. Небольшие по величине комнаты и несколько залов создавали асимметричную и замкнутую композицию плана.

Внутренняя отделка нижнего этажа была выполнена из кирпича : королевские комнаты второго этажа отделаны шлифованным гипсом, украшены изразцами и резьбой. Пол был выложен мрамором и керамическими плитками.

Дворец этого времени был выдержан в формах архитектуры ренессанса. Характерные черты его — декоративный аттик, окна с тонкими наличниками, эркеры с фигурным завершением. Новым был сам подход к решению замка — он задуман как дворцово-замковый комплекс. Дальнейшая судьба Старого замка была связана с многочисленными переделками. В XVII в., после войны Польши с Россией, замок ремонтировался под руководством литовского канцлера Паца. Тогда окна потеряли свое обрамление и были увеличены. Часто достраивался замок в XVIII в. Надстройка третьего этажа, выполненная в XIX в., окончательно изменила его облик.

Сейчас в Старом замке размещается Гродненский историко-археологический музей. Замок с городом соединяет каменный арочный мост, построенный взамен деревянного во второй половине XVII в.

Гродненский дворец Нового замка — бывший королевский дворец — построен в 40—50-х годах XVIII в. по проекту дрезденских архитекторов Матеуша Даниеля Пёпельмана, Иохима Христиана Яуха и Яна Фредерика Кнобеля,

Дворец расположен по соседству со Старым замком буквой П, с обширным парадным двором и главным корпусом в глубине. Оба замка — Старый и Новый — связаны в один архитектурный комплекс, доминирующий в застройке правобережной части города. Наружная архитектура дворца была проста: фасадные стены членились лопатками и пилястрами, между окнами этажей имелись скульптурные картуши. Интерьеры отличались пышностью отделки. Выделялись Сенаторский и Круглый залы, обильно украшенные лепкой и резьбой с салонной красивостью и легкостью стиля рококо.

Выдающимися памятниками монументальной архитектуры древнего Гродно являются Нижняя и Борисоглебская церкви, расположенные на Замковой горе.

Нижняя церковь была выявлена во время археологических раскопок 1931—1937 гг. на территории Старого замка. Над ней была построена в XIV — начале XV в. Верхняя церковь — компактный бесстолпный храм с одной апсидой. В 1939 г. остатки этой постройки были перенесены в отдельный павильон, а развалины Нижней церкви хорошо изучены (И. Иодковский, Н. Воронин).

Нижняя церковь (середина XII в.), очевидно, была соборным храмом гродненской крепости. По остаткам стен можно заключить, что церковь представляла собой небольшой и цельный объем с одной главой. Стены храма выложены из плитнякового кирпича (плинфы). В них вмурованы глиняные кувшины-голосники, которые облегчали конструкцию и благодаря которым внутреннее пространство церкви имело хорошую акустику.

Особенностью архитектуры Нижней церкви было декоративное убранство фасадов, украшенных вставками из больших естественных камней-валунов. Гранитный валун раскалывался на две части и вкладывался в стену плоской стороной наружу, которая в отдельных случаях полировалась. Цвет камня самый различный — от розового до красного, от серого до черного. Его применение в кладке с использованием различных способов обработки поверхности придавало фасадам живописность.

Красочность фасадов церкви еще больше усиливалась керамическими вставками, покрытыми глазурью коричневого и зеленого цветов. Таким образом, полихромия, по существу, была главным художественным средством в декоративной обработке как наружных, так и внутренних стен церкви.

Борисоглебская, или Коложская, церковь — замечательный образец древнерусского зодчества второй половины XII в. Композиция здания, его конструкция и декоративное убранство родственны Нижней церкви в Гродно (середина XII в.). Оба памятника подтверждают существование на Гродненщине самостоятельной архитектурно-художественной школы, где широко использовались местные строительные материалы, керамика и элементы народного прикладного искусства.

Борисоглебская церковь, расположенная на высоком обрывистом берегу Немана, сохранилась не полностью: ее своды и глава исчезли давно, южная и часть западной стены обрушились в реку в результате оползня в 1853 г.

Здание относится к шестистолпным, трехапсидным храмам крестовокупольной системы. Его стены сравнительно тонки, опорные столбы имеют круглое сечение, благодаря чему внутреннее пространство храма кажется просторным при незначительных размерах его плана (13Х25 м). Уменьшение сечений несущих конструкций стало возможным благодаря использованию в сводах и верхних частях стен керамических горшков-голосников. Кладка стен церкви выполнена из тонкого плитнякового кирпича-плинфы. Для архитектурных деталей использован различный фасонный кирпич. В алтарной части под толстым слоем штукатурки были выявлены в 1870 г. во время ремонтных работ фресковые росписи XII в. Фрагменты этих фресок зарисованы художников В. Грязновым.

Наибольший интерес представляют фасады церкви: они расчленены вертикальными тягами-лопатками ступенчатого профиля. Поверхность стен декорирована вставками необработанных и полированных разноцветных валунов и майоликовых плит различной окраски. Майолика и камни — определенной симметрии, но не строгой, благодаря этому фасады приобрели еще большую живописность: они как бы инкрустированы драгоценными камнями. Борисоглебская церковь вместе с комплексом памятников на Замковой горе в Гродно объявлены историко-археологическими заповедниками.

Фарный (бывший иезуитский) костел и монастырь — выдающийся памятник архитектуры Белоруссии XVII—XVIII в. В прошлом костел и монастырь были самыми богатыми в Речи Посполитой. Они занимали целый квартал в центральной части города. В комплекс застройки входили коллегиум, аптека, библиотека и ряд хозяйственных помещений. Трехнефный план костела имеет размеры 30x60 м, высота около 50 м. В пространственной композиции совмещены системы базиликального и крестовокупольного храмов.

Первоначально главный фасад костела был очень прост, две его башни были лишены пластики, свойственной развитому барокко. Ныне фасад представляет собой трехъярусную композицию с возвышающимися по бокам двумя башнями-колокольнями.

Четко выделяются вертикальные и горизонтальные членения пилястрами и поясами антаблементов. Фасад насыщен ордером, много здесь сложных профилей, арочных и прямоугольных ниш и проемов, башни ажурны и силуэтны.

Торжествен и пышен интерьер костела. В его убранстве широко использовались средства архитектурной пластики, скульптура и живопись. Особую красоту интерьеру придают развитая много фигурная композиция в алтаре и опорные столбы, украшенные декоративными колонками иконостасов, выполненными целиком из дерева. Эти декоративные элементы имеют высокую художественную ценность. Фресковая роспись (1752 г.) состоит из многосюжетных композиций, расположенных в арочных нишах, сводах и др.

По соседству с костелом расположилось здание аптеки, в прошлом одной из первых в Белоруссии. Сейчас здание реставрировано и приспособлено под салон мебели. Постройка двухэтажная, поставленная торцом к улице. Интересен фасад по второму этажу, в котором богато представлена архитектура барокко: с балконами и фигурным фронтоном, развитыми обрамлениями окон, карнизными тягами.

Бригитский костел и монастырь — архитектурный памятник барокко. Построен в первой половине XVII в. Интересен организацией генерального плана с вынесением костела на перекресток двух значительных улиц города. Угловые башенки и изящные брамы монастырских стен усиливают художественное восприятие комплекса среди затесненного участка.

Костел однонефный. Западный фасад расчленен пучками пилястр коринфского ордера и украшен развитым аттиком, фронтоном, двумя декоративными башенками, волютами и др. Фриз вокруг всего здания украшен полосой декоративной живописи. В архитектурных деталях отмечается значительное отклонение от канонов классических форм, своеобразная трактовка отдельных элементов, лишь отдаленно напоминающих формы западноевропейского барокко.

Архитектура монастырских корпусов аскетична. Во дворе монастыря сохранилось интересное деревянное строение типа «лямуса», служившее общежитием для монашенок-бригиток. Это двухэтажный дом, выложенный из массивных брусьев на врубках с арочными галереями на главном фасаде. В архитектуре и конструкциях постройки, относящейся к концу XVII в., нашли свое отражение традиции белорусского народного строительства.

Крупнейший архитектурный комплекс города — бернардинский костел и монастырь, XVI—XVIII вв. Костел — трехнефная, шестистолпная базилика. На архитектуру костела наложили свой отпечаток три сменивших друг друга стиля: готика, ренессанс и барокко. Сильно выступающие контрфорсы и стрельчатые высокие проемы на тыльном и боковых фасадах имеют черты готики. Главный фасад выдержан в барочных формах с отдельными элементами ренессанса (плоскостное решение со слабо выступающими пилястрами, тонкое обрамление окон, ниш и др.).

Барочные элементы проявляются в криволинейности очертания верхнего яруса, сложной раскреповке антаблемента, динамичной группировке ордера, нишах со скульптурами. Несмотря на многообразие архитектурных

←предыдущая следующая→
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»