Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Архитектура /

Готика

←предыдущая  следующая→
1 2 



Скачать реферат


ГОТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ФРАНЦИИ

Готический стиль - это художественный стиль, явившийся завершающим этапом в развитии средних ве-ков искусства стран Западной, Центральной и частично Восточной Европы (между серединой 12 и 16 веков). Тер-мин «Готика» введен в эпоху Возрождения как уничижи-тельное обозначение всего средневекового искусства, счи-тавшегося «варварским». С начало 19 века, когда для ис-кусства был принят термин романский стиль, были огра-ничены хронологические рамки Готики, в ней выделили раннюю, зрелую (высокую) и позднюю фазы.

Готика развивалась в странах, где господствовала ка-толическая церковь, и под её эгидой феодально-церковной основы сохранялись в идеологии и культуре эпохи Готики. Готическое искусство оставалось преимущественно куль-товым по назначению и религиозным по тематике: оно бы-ло соотнесено с вечностью, с «высшими» иррациональными силами.

Для Готики характерны символико - аллегорический тип мышления и условность художественного языка. От романского стиля Готика унаследовала главенство архи-тектуры в системе искусств и традиционные типы куль-тур, зданий. Особое место в искусстве Готики занимал со-бор - высший образец синтеза архитектуры, скульптуры и живописи (преимущественно витражей). Несоизмеримое с человеком пространство собора, вертикализм его башен и сводов, подчинение скульптуры ритмам динамичности ар-хитектуры, многоцветное сияние витражей оказывали сильное эмоциональное воздействие на верующих.

Развитие искусства Готики отражало и кардинальные изменения в структуре средневекового общества: начало формирования централизованных государств, рост и ук-репление городов, выдвижение светских сил, торговых и ремесленных, а также придворно-рыцарских кругов. По мере развития общественного сознания, ремесла и техни-ки, ослабевали устои средневековых религиозно-догматических мировоззрений, расширялись возможности познания и эстетического осмысления реального мира; складывались новые архитектурные типы и тектонической системы. Интенсивно развивались градостроительство и гражданская архитектура.

Городские архитектурные ансамбли включали культур-ные и светские здания, укрепления, мосты, колодцы. Главная городская площадь часто обстраивалась домами с аркадами, торговыми и складскими помещениями в ниж-них этажах. От площади расходились главные улицы, уз-кие фасады двух-, реже трёх -этажных домов с высокими, фронтонами выстраивались вдоль улиц и набережных. Города окружались мощными стенами с богато украшен-ными проездными башнями. Замки постепенно превра-щались в сложные комплексы крепостей, дворцовых и культурных сооружений. Обычно в центре города, господ-ствуя над его застройкой, находился собор, становивший-ся средоточием городской жизни. В нем наряду с бого-служением устраивались богословские диспуты, разыгры-вались мистерии, происходили собрания горожан. Собор мыслился своего рода сводом знания (главным образом богословского), символом Вселенной, а его худо-жественный строй, сочетавший торжественное величие со страстной динамикой, изобилие пластических мотивов со строгой иерархической системой их соподчинения, выра-жал не только идеи средневековой общественной иерархии и власти божественных сил над человеком, но и растущее самосознание горожан, каркас из столбов (в зрелой Готике - пучка колонн) и опирающихся на них стрельчатых арок. Структура здания складывается из прямоугольных ячеек (травей), ограниченных 4 столбами и 4 арками,

План собора в Реймсе (Франция). 1211—1311г.

которые вместе с арками-нервюрами образуют остов кре-стового свода, заполненного облегченными небольшими сводами - распалубками.

Боковой распор свода главного нефа передается с по-мощью опорных арок (аркбутанов) на наружные столбы - контрфорсы. Освобожденные от нагрузки стены в про-межутках между столбами прорезаются арочными окнами. Нейтрализация распора свода за счет вынесения наружу основных конструктивных элементов позволила создать ощущение лёгкости и творческое величие усилий человече-ского коллектива.

Готика зародилась в Северной части Франции (Ильде-Франс) в середине 12 в. и достигла расцвета в первой по-ловине 13в. Каменные готические соборы получили во Франции свою классическую форму. Как правило, это 3-5 - нефные базилики с поперечным нефом - трансептом и полукруговым обходом хора («деамбула-торием»), к кото-рому примыкают радиальные капеллы («венец капелл»). Их высокий и просторный интерьер озарен цветным мерца-нием витражей. Впечатление неудержимого движения ввысь и к алтарю создается рядами стройных столбов, мощным взлетом остроконечных стрельчатых арок, убыстренным ритмом аркад верхней галереи (трифория). Благодаря контрасту высокого главного и полутемных бо-ковых нефов возникает живописное богатство аспектов, ощущение беспредельности пространства.

На фасадах соборов варьируются стрельчатые арки и богатые архитектурно-пластические декорации, детали — узорные вимперги, фиалы, краббы и т. д. Статуи на консо-лях перед колонками порталов и в их верхней арочной га-лерее, рельефы на цоколях и в тимпанах порталов, а так-же на капителях колонн образуют цельную символическую сюжетную систему, в которую входят персонажи и эпизо-ды Священного писания, аллегорические образы. Лучшие произведения готической пластики - декор, статуи фаса-дов соборов в Шартре, Реймсе, Амьене, Страсбуре про-никнуты одухотворённой красотой, искренностью и бла-городством.

На главной площади городов строились ратуши с обильным декором, нередко с башней (ратуша в Сен-Кантене, 1351—1509). Замки превращались в величеств. дворцы с богатым внутренним убранством (комплекс пап-ского дворца в Авиньоне), строились особняки («отели») бо-гатых горожан.

Смелая и сложная каркасная конструкция готического собора, воплотившая торжество дерзновенной инженерной мысли человека, позволила преодолеть массивность ро-манских построек, облегчить стены и своды, создать ди-намическое единство внутреннего пространства.

В Готике происходит обогащение и усложнение синтеза искусств, расширение системы сюжетов, в которой отра-зились средневековое представления о мире. Основным видом изобразительного, искусства была скульптура, полу-чившая богатое идейно-художественное содержание и развитые пластические формы. Застылость и замкнутость романских статуй сменились подвижностью фигур, их об-ращением друг к другу и к зрителю. Со временем возник интерес к реальным природным формам, к физической красоте и чувствам человека. Новую трактовку получили темы материнства, нравственного страдания, мучени-чества и жертвенной стойкости человека.

В Готике Франции органически переплелись лиризм и трагические аффекты, возвышенная духовность и соци-альная сатира, фантастический гротеск и фольклорность, острые жизненные наблюдения. Во эту в эпоху расцвела книжная миниатюра и появилась алтарная живопись; достигло высокого подъёма декоративное, искусство, свя-занное с высоким уровнем развития цехового ремесла.

В поздней Готике, во Франции, получили распростра-нение скульптурные алтари в интерьерах, объединяющие деревянную раскрашенную и позолоченную скульптуру и темперную живопись на деревянных досках. Сложился новый эмоциональный строй образов, отличающийся драматической (нередко экзальтированной) экспрессией, особенно в сценах страданий Христа и святых. К лучшим образцам французского готического искусства принад-лежат мелкая скульптура из слоновой кости, серебрянные реликварии, лиможская эмаль, шпалеры и резная мебель.

Для поздней («пламенеющей») Готики характерен при-хотливый, напоминающий языки пламени узор оконных проёмов (ц. Сен-Маклу в Руане). Появились росписи на светские сюжеты (в папском дворце в Авиньоне, 14—15 вв.). В миниатюрах (гл. обр. часословах) наметилось стремление к одухотворённой человечности образов, к пе-редаче пространства и объёма. Воздвигались светские по-стройки (городские ворота, ратуши, цеховые и складские здания, танцевальные залы). Скульптуру соборов (в Бам-берге, Магдебурге, Наумбубге) отличают жизненная кон-кретность и монументальность образов, мощная пластиче-ская экспрессия. Части храмов украшались рельефами, статуями, растительным орнаментом, изображениями фантастических животных; характерно обилие в декоре светских мотивов (сцены труда ремесленников и крестьян, гротескные и сатирич. изображения). Разнообразна и те-матика витражей, в гамме которых преобладали красные, синие и жёлтые тона.

Сложившаяся готическая каркасная система появи-лась в церкви аббатства Сен-Дени (1137—44). К ранней го-тике относятся также соборы в Лане, Париже, Шартре, например, собор Нотр-Дам на острове Сите в Париже. Бо-гатством ритма, совершенством архитектуры композиции и скульптуры декора отличаются грандиозные соборы зре-лой Готики в Реймсе и Амьене, а также часовня Сент-Шапель в Париже (1243-1248) с многочисленными вит-ражами. С середине 13 века величественные соборы строились в других европейских странах - в Германии (в Кельне), Нидерландах (в Утрехте), Испании (в Бургосе, 1221— 1599), Великобритании (Вестминстерское аббатство в Лондоне), Швеции (в Упсале), Чехии (хор и трансепт со-бора св. Вита в Праге), где готич. строит, приёмы получи-ли своеобразную местную интерпретацию. Крестоносцы донесли принципы Г. до Родоса, Кипра и Сирии.

В конце 13 начале 14 века строительство соборов во Франции переживало кризис: архитектурные формы ста-ли суше, декор обильнее, статуи получили одинаковый подчёркнутый З-образный изгиб и черты куртуазности.

ОСОБЕННОСТИ ГОТИКИ ФРАНЦИИ

Старые города постепенно разрастались, укреплялись , перестраивались, новые обычно возводились на регуляр-ной основе, зачастую имели прямоугольную сетку улиц, очень плотную застройку и две главные площади - собор-ную и рыночную. Главным городским

←предыдущая  следующая→
1 2 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»