Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Архитектура /

Осмовы социального программирования в муниципальном управлении

←предыдущая  следующая→
1 2 



Скачать реферат


Министерство образования Российской Федерации

Пензенский государственный университет

Контрольная работа

по предмету: Основы социального программирования

Тема: Особенности социального прогнозирования и программирования в муниципальном управлении

Выполнил: студент четвертого курса,

группа 99ЗГС1

Женарь Владимир Васильевич

Ульяновская область,

р.п. Николаевка,

ул. Комсомольская 29- 4

Проверил: Преподаватель:

Балаев Борис Григорьевич

Пенза 2002 г.

ПЛАН:

1. Введение

2. Особенности социального прогнозирования и программирования в муниципальном управлении

3. Заключение

Введение

В Законе РФ "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации" зафиксировано, что: "Программа социально-экономического развития Российской Федерации -комплексная система целевых ориентиров социально-экономического развития Российской Федерации и планируемых государством эффективных путей и средств достижения указанных ориентиров".

В организационном аспекте программа социально-экономического развития - это система документов, мер и действий, объединяющая в единый комплекс процесс формирования целей и способ их достижения с процессами организации, регулирования, учета и контроля практического выполнения мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей. Более того, целевая программа определяет организационную структуру органов местного самоуправления, призванных реализовать поставленные цели и задачи, координируя деятельность хозяйствующих субъектов, расположенных на территории муниципального образования.

Можно согласиться, что целевая комплексная программа представляет собой адресный документ, в котором сбалансирован по ресурсам, исполнителям и срокам завершения полный комплекс научно-исследовательских, социальных, экономических, организационно-хозяйственных, производственно-технических и других мероприятий, направленных на решение одной или нескольких народнохозяйственных проблем. Целевая комплексная программа характеризуется четко выраженными конечными результатами в виде набора программных показателей, определяемых исходя из целевых нормативов.

Таким образом, программа развития муниципального образования позволяет, во-первых, увязать действия участников воспроизводственного процесса независимо от их ведомственной подчиненности, а во-вторых, учесть технические, материальные и трудовые ресурсы, необходимые для достижения целей развития муниципального образования.

Целевые программы могут классифицироваться по различным критериям:

• по характеру и специфике проблем и целей (социально-экономические, научно-технические, региональные, производственно-технологические, экологические, организационно-хозяйственные);

• по временному горизонту (долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные);

• по уровню и составу сферы влияния и сферы реализации (межгосударственные, национальные, межотраслевые, отраслевые, региональные, субрегиональные, локальные, сублокальные).

Большое методологическое и практическое значение для программирования развития муниципального образования приобретает решение задачи соотношения программы и стратегического плана. Целевая программа и долгосрочный план-прогноз должны быть тесно связаны между собой. Программа конкретизируется в плане и реализуется через план. Стратегический план - необходимое средство реализации программы, поскольку он обладает директивностью, конкретностью и направленностью. Об этом свидетельствует длительный опыт государственного планирования не только в нашей стране, но и опыт индикативного планирования во Франции, Японии, США и других странах.

Основное содержание долгосрочной программы составляют наиболее значимая цель, а также характеристики комплекса мероприятий и ресурсов, используемых для ее достижения.

Стратегический план включает характеристики множества целей, функций и ресурсов, обеспечивающих их реализацию. Долгосрочный план имеет ряд аспектов, отражающих содержание каждой конкретной программы.

Таким образом, разрабатываемые и утверждаемые местным сообществом комплексные целевые программы являются исходной предпосылкой формирования долгосрочного стратегического плана, а программы выступают как предплановые документы. Целевая программа муниципального образования не может быть реализована без взаимодействия с системой государственного регулирования и государственных ресурсов федерального и регионального уровней. Она представляет собой элемент этой системы. Вот почему для реализации программ социально-экономического развития города или района в современных условиях необходимо налаживание системы государственного регулирования на основе усиления экономических функций государства. Эти функции должны быть связаны не только с прогнозированием, программированием и с косвенным регулированием, по и с долгосрочным индикативным планированием. Однако здесь необходимо четко разграничить функции всех уровней управления.

Следует отметить, что, несмотря на довольно-таки длительный период применения территориальных программ, общепринятой их структуры пока не существует, что объясняется недостаточной научно-методической разработкой проблемы социального программирования.

Генеральная цель социальной программы развития муниципального образования - противодействие снижению уровня и продолжительности жизни населения и обеспечение его роста, выход на научно обоснованный уровень удовлетворения социально-культурных и бытовых потребностей малообеспеченных слоев населения, осуществление коренных преобразований в условиях и содержании труда работников производственной сферы муниципального образования.

Реализация генеральной цели определяет собственно структуру целевой комплексной программы. В первом разделе программы даются характеристики прогнозов и основных пропорций экономического развития, динамики численности различных слоев населения и трудовых ресурсов муниципального образования. Изменение показателей этого раздела во многом обусловливается влиянием внешних факторов, поэтому установка целевых ориентиров в данном разделе не предполагается.

Во втором разделе социальные цели и задачи программы разворачиваются сначала через обобщенные показатели эффективности ее реализации, обобщенные характеристики уровня жизни населения, а затем конкретизируются в комплексе показателей, отражающих деятельность, направленную на противодействие снижению уровня удовлетворения социальных и культурно-бытовых потребностей малообеспеченных, бедных и нищенствующих слоев населения.

Целевым ориентиром здесь служит достижение необходимых условий жизнедеятельности населения, что предполагает социальную защиту детей и малоимущих жителей, создание условий для получения образования, профессиональной подготовки и переподготовки лиц в трудоспособном возрасте, а также определенные сдвиги в решении жилищных проблем. Социальные ориентиры, характеризующие условия проживания, предполагают охрану здоровья населения, улучшение торгового и бытового обслуживания, обеспечение нормальных условий для отдыха, спорта, туризма, развития культуры и искусства.

Остальные разделы программы обосновывают обеспечение ресурсами и мероприятиями достижения целевого блока. Так, выделяются структурный блок, в котором даются характеристики основных мероприятий для достижения социальных целей, ресурсный блок, где указывается потребность в материальных и финансовых ресурсах для выполнения мероприятий программы, и блок технико-экономических обоснований, где составляются необходимые балансы для обеспечения потребностей за счет собственных ресурсов города, привлечения средств инвесторов и средств населения.

Методической основой составления служат конкретные плановые методы, такие как метод балансов, нормативный, вариантный, итеративных приближений, необходимые для достижения качественно и количественно структурированных целей.

Проработка целей, приоритетов и задач в развитии социальной инфраструктуры города или района предусматривает предварительную разработку соответствующих прогнозных документов о динамике уровня удовлетворения социально-бытовых и социально-культурных потребностей населения города, районов и концепции социально-экономического развития территории.

Технология разработки данного раздела программы состоит в следующем:

• на основе социально-экономического анализа сложившихся тенденций и определения гипотезы развития территории формируется система прогнозов динамики уровня удовлетворения основных жизненных потребностей населения;

• с использованием экспертного метода и социального анализа осуществляются тенденции и основные ориентиры, которые разворачиваются в концепции социально-экономического развития муниципального образования, качественно и количественно структурирующей систему целевых показателей;

• на основе метода декомпозиции генеральная цель разукрупняется в динамическую систему подцелей различных уровней. Тем самым строится эталонная модель развития муниципального образования, достижение которой характеризуется необходимой траекторией будущего развития муниципального образования. Путем использования балансового и статистических методов, методов прямых плановых расчетов и корреляционного

←предыдущая  следующая→
1 2 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»