Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Архитектура /

Рерберг

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Скачать реферат


И.И. Рерберг сформировался как строитель и мастер архитектуры еще в дореволюционное время, а в советские годы очень активно и с боль-шим успехом работал над решением крупных архитектурно-строительных задач. А.В. Щусев считал его большим мастером, сказав: "Богатый опыт и огромные организаторские способности И.И. Рерберга дают право назвать его одним из крупнейших строителей Москвы". Среди его построек такие здания, без которых нельзя представить нашу столицу.

Родился Иван Иванович Рерберг 4 октября (по новому стилю) 1869 го-да в Москве. Среди его предков было немало высокоодаренных людей. Со-гласно семейному преданию, при Петре I датский кораблестроитель Рер-берг был приглашен в Россию и поселился в Прибалтике. По данным доку-ментов конца царствования Петра I в адмиралтействе Ревеля (ныне Тал-лин) работало 300 "мастеровых людей", в том числе корабельный мастер с подмастерьем и двумя учениками. Несколько других мастеров и помощников (например, матовый, конопатный) и целый штат "рядовых" рабочих. Веро-ятно, упомянутым кораблестроителя, затем окончил созданный за три года до этого Институт инженеров путей сообщений. В дальнейшем он был за-местителем председателя комиссии по постройке Исаакиевского собора в Петербурге. Дядя Ивана Ивановича Петр Федорович был профессиональным военным, участником героической обороны Севастополя (в 1854 -1855 гг.). Отец, Иван Федорорович, инженер путей сообщений, крупный организатор железнодорожного транспорта, автор капитальных печатных трудов. По окончании кадетского корпуса, а затем военного училища Иван Иванович был направлен в саперный батальон. После этого поступил в Петербургскую во-енно-инженерную академию. Основа его интересов в студенческие годы слу-жили не военно-оборонительные сооружения, а строительство транспорт-ных, гидротехнических и других объектов. Он прошел, как полагалось в то время, на практике путь от каменщика и плотника до десятника строи-тельных работ. Получив 1896 году звание военного инженера, Иван Иванович участвовал в строительстве крупного паровозостроительного и механиче-ского завода в Харькове, что позволило ему овладеть передовыми для того времени методами строительства.

С конца 1897 года И.И. Рерберг участвовал в строительстве гранди-озного и величественного здания Музея изящных искусств в Москве (ныне музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина) в качестве одного из двух заместителей его автора и строителя архитектора Р.И. Клейна.

Возведение этого уникального здания, воплотившего многие архи-тектурные и технические сооружения рубежа 19-20 столетий, творческое общение с крупными архитекторами, учеными и инженерами, участвовавши-ми в проектировании здания, явились для Рерберга замечательной школой опыта и мастерства. По его предложению была создана эффективная ото-пительно-вентиляционное система здания. Основатель музея профессор московского университета И.В. Цветаев часто адресовал письма по вопро-сам строительства непосредственно И.И. Рербергу.

Сохранились копия удостоверения, выданному Рербергу и подписанно-го директором и ученым секретарем музея: "Администрация Музея изящных искусств удостоверяет, что инженер Иван Иванович Рерберг состоял за-местителем и помощником строителя этого музея в Москве с 1897 по 1909 годов и в заслугу за его деятельности был награжден званием пожизненного безвозмездного архитектора здания музея". И. И. Рерберг продолжал работу над музеем до 1912 года, то есть до полного окончания всех работ его от-крытия.

Став признанным специалистом, Иван Иванович еще в период строи-тельства музея участвовал в реставрационно-ремонтных работах здания манежа 1904 году. Он руководил также возведением ряда зданий по проекту Р.И. Клейна: универмага "Мюр и Мерелиз"(ныне ЦУМ, 1907-1908 годах) здание клинике на Малой Пироговской улице, корпуса Московского университета, выходящего торцовым фасадом на проспекте Маркса рядом со старым уни-верситетским зданием (ныне Московский геологоразведочной институт), жилых, учебных и других зданий.

В самом конце 19 века началась самостоятельная творческая дея-тельность И.И. Рерберга. С середины 1900-1910 годов он развернул актив-ную проектную работу, в том числе в соавторстве с архитекторами. Одним из первых осуществленных проектов был патронный завод вблизи Сущев-ского вала (не сохранился). В 1906 году Рерберг разработал проект самого большого в Москве пятиэтажного "дома дешевых квартир для семейных" на Второй Мещанской улице (ныне Гиляровского, дом 27) на средства, завещан-ные богатым московским купцом. В докладе, сделанном в Московском архи-тектурном обществе, действительным членом которым он состоял, Иван Иванович отметил, что работу над проектом он начал с ознакомления с тяжелыми условиями жизни городской бедноты, которая должна иметь "не-отъемлемое право на ограждение от несправедливой судьбы". Этот не-обычны по планировке дом, был заселен в 1909 году и получил положитель-ную оценку3 в печати. В 1960-е годы здания было полностью реконструиро-вано и передано Российскому союзу потребительских обществ.

Еще более крупную постройку Иван Иванович осуществил в самом центре Москвы. Идущая от Красной площади торговая Ильинская улица упи-ралась в массивную каменную башню с воротами китай-городской стены (не сохранились). На участке между стеной и стоящей на Ильинке очень бога-той по своему архитектурному убранству большой крест 17 века (не сохра-нились). Северное страховое общество решило построить комплекс доход-ных зданий конторского и торгово-складского назначения. На объявленном Московском архитектурном общество конкурс было поддано 22 проекта. Весной 1909 года жури присудило одну из двух первых премий авторам про-екта под девизом "Центр" - петербургскому архитектору М.М. Перетятко-вичу и И.И. Рербергу. Решая задачу сочетания новых, отвечающих эстети-ческим требованиям начла двадцатого века зданий с сооружениями прошло, авторы акцентировы торцы зданий, выходящие на Ильинку, высокой башней с куполом- ротондой. Был удачно использован весь участок, предусмотрен удобный внутриквартальный проезд между пятиэтажными корпусами, со-единенными переходом на уровня четвертого и пятого этажей. В процессе подготовки и осуществления строительства, в котором принимал участие В.К. Олтаржевский, И.И. Рерберг значительно доработал проект с целью достижения большей четкости и отточености архитектурного облика в формах нового для того времени стиля - неоклассицизма, на которых он возлагал большие надежды. Существенная роль в их формировании принад-лежит отдельным деталям и лепным украшениям. Это была одна из типич-ных попыток сочетать приемы проектирования, характерные для начала двадцатого века, с архитектурными формами первой трети 19-ого века, свободно их видоизменяя. Строительство зданий было завершено в 1911 го-ду. Куранты на башне были хорошо видны над уступом башни Ильинских во-рот со стороны площади и сквера. Как отмечалось в издававшемся тогда ежегоднике "Архитектурная Москва", "по монументальности и красоте это одно из лучших произведений современной московской архитектуры". Здесь сейчас помещается Комитет народного контроля СССР и другие советские и партийные органы.

В формах русского ампира, характерных для пушкинского времени, Рерберг разработал и осуществил по заказу Общества поощрения трудо-любия проект здания женской гимназии (до сих пор сохранился проектный проект здания). Пропорции и детали фасада, интерьера здания, возведенно-го в 1911-1912 годах в Большом Казенном переулке (ныне школа №330), от-личаются изяществом.

Из других построек этого времени отметим красный бывший особняк Н.В. Урусова на Новокузнецкой улице, 12, торговый пассаж, существовавший на месте нового здания ЦУМа, двух этажного здания Московоско-Брестского технического железнодорожного училища возле Белорусского вокзала, трех-этажное здание ремесленного училища на 1-ой Миусской улицы, которое в настоящее время входит в состав корпусов Московского химико-технологического института имени Д.И. Менделеева, инфекционные корпу-са Московского военного госпиталя в Лефортове и другие.

Ежегодник "Архитектурная Москва" писал в 1911 году: "Иван Иванович Рерберг принадлежит к группе сравнительно молодых, но очень популярных строителей". Начиная с 1910 года на всех проектах подпись Рерберга была первой, что соответствует его ведущей творческой роли среди соавторов. В отличие от гражданских инженеров, именовавшихся также инженерами- архитекторами, Иван Иванович несравненно глубже знал строительные кон-струкции и особенности их работы , а также ориентировался в технике строительного производства. Поэтому он смело применял железобетон и другие современные материалы, умело используя заложенные в них потен-циальные возможности архитектурного формообразования.

В творчестве И.И. Рерберга ценили четкость и глубину проработки объемно-планировочных решений, умение вписаться в городской ансамбль. Эпоха. Породившая разброд в архитектурно-стилевых вопросах, наложила отпечаток творчество талантливого мастера, хотя он и сумел оградить себя от крайностей и бесплодных творческих увлечений, но его поиски в ос-новном связаны с развитием неоклассицизма.

В самом начале века Иван Иванович жил на казенной квартире в Ле-фортове, затем вблизи Разгуляя, некоторое время в доме №6 по Добросло-бодскому переулку и около двадцати лет занимал часть двухэтажного особ-няка в Динисовом переулке, 6. Здесь он разрабатывал проекты, активно по-полнял свою библиотеку, свободные часы отдавал акварельной живописи, а летом жил на даче Болшеве, где сочетал отдых с напряженной работой.

С 1906 года Рерберг в течение тринадцати лет преподал в Училище живописи, ваяния и зодчества и в Московском инженерном училеще (так на-зывался до 1913 года Московский институт инженеров железнодорожного транспорта); выступил инициатором обущения женщин на архитектурных курсах, учредителем и преподавателем которых был долгое

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»