Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Архитектура /

Русские монастыри

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 



Скачать реферат


СОДЕРЖАНИЕ:

I Введение.

II Основная часть:

1. Русские монастыри в IX-XVI веках.

2. Русские монастыри в период 1601-1860 годов.

3. Русские монастыри в период 1861-1917 годов.

III Заключение.

IV Список литературы.

ВВЕДЕНИЕ

Цель данного реферата - проследить историю происхождения и, в какой-то степени, становления и развития русских монастырей в период с IX века по 1917 год, а также на конкретных примерах показать, какова их роль в культур-ной, общественной и государственной жизни нашей страны. В основе написа-ния реферата лежит принцип повествования о всех сторонах деятельности мо-настырей в различные периоды истории Русского государства.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

РУССКИЕ МОНАСТЫРИ В IX-XVI ВЕКАХ.

Монашество – особая форма «посвящения своей жизни» богу: аскетизм, то есть жертва земными сокровищами и радостями, удаление от суеты повсе-дневного существования, вознесение молитв за себя и за других как основное занятие; в основе монашества лежит отшельничество. Поэтому вполне законо-мерно, что оно возникло на Руси вместе с принятием христианства. Появление последнего датируется IX в., и тогда же, по преданию, были основаны первые монастыри: Пустынно-Николаевский «на Угорском» в Киеве и Вознесенский в Менске (древнем Минске). В Х в. упоминается Спасский или Спасов Белый, в Киеве. После массового крещения киевлян (в конце Х в.) в следующем, ХI в., появились уже 22 монастыря, что, несомненно, отражало успехи распростране-ния христианства. Но что это были за монастыри?

Судя по летописным известиям, многие из них вовсе не соответствовали религиозным требованиям. «Много монастырей, - говорит летописец, - постав-лено от царей и бояр на богатом иждивении, но не таковы эти монастыри, как те, которые поставлены слезами, постом, молитвою, бдением».

Приводя эти слова летописца, С. М. Соловьев отмечает, что «эти мона-стыри не были такие, какие надобны были тогда для упрочения христианства, их монахи не были настоящими подвижниками».

Даты основания монастырей в IX-XIII вв. и их размещение показаны в табл. 1.

Как следовало ожидать, больше всего монастырей в XI столетии было ос-новано в Киеве – девять, из них два женских. Среди мужских были сохранив-шиеся до наших дней Киево-Печерский и Выдубецкий. На Правобережье воз-никло еще четыре мужских монастыря: в Луцке, Владимире-Волынском и два Сельских.

На Левобережье появилось тоже четыре мужских: в Чернигове (два), Пе-реяславле и Новгороде - Северском.

Всего два монастыря были основаны в Новгороде: мужской Юрьев и женский Петропавловский.

Три мужских монастыря возникли в Северо - Восточной Руси: в Ростове (Авраамьев), Суздале и Торжке.

Больше всего, таким образом, христианизация охватила Киевскую землю- на ней было основано 17(2 женских) монастырей. Но почему так мало их было в Новгороде и Северо – Восточной Руси?

Видимо, процесс христианизации шел там медленно. Это находит кос-венное подтверждение в летописном рассказе о вооруженном сопротивлении новгородцев попыткам их крещения в конце Х в. По археологическим данным, как установил В. Л. Янин, «полную христианизацию Новгорода следует отне-сти, вероятно, к концу XIII века. До конца XIII века рядом с именем, получен-ным при крещении существует мирское имя… В берестяных грамотах до конца XIII века христианские имена встречались очень редко». С. М. Соловьев отме-чал, что при Владимире (умер в 1015 г.) христианство распространялось пре-имущественно по узкой полосе, вдоль водного пути из Киева в Новгород, «к востоку же от Днепра, по Оке и верхней Волге, даже в самом Ростове, несмотря на то что проповедь доходила до этих мест, христианство распространялось очень слабо… иноки Печерского монастыря будут проповедниками у витячей и мери и будут мучениками там; летописец прямо говорит, что в его время витя-чи сохраняли еще языческие обычаи».

Даты основания первых монастырей – в IX и X вв. – могут быть и неточ-ными, а сведения о них неполными. Так, по В. В. Зверинскому, первый мона-стырь в Киеве был основан, как уже говорилось, в IX в. и назывался «Пустын-но-Николаевский на Угорском», у С. М. Соловьева же сообщается, что первый монастырь был построен первым киевским митрополитом Михаилом «на горе против холма Перунова». Видимо, что это один и тот же монастырь, но если его построил Михаил, то это произошло не в IX в., а в конце Х в. Тут же С. М. Со-ловьев приводит «иностранное известие, что киевский митрополит встречал Святополка и Болеслава Храброго в монастыре св. Софии», о котором у В. В. Зверинского не упоминается (может быть, в этом «иностранном известии» мо-настырем назван Софийский собор, построенный в XI в.).

В XII в. было основано втрое больше монастырей, чем за предшествую-щий период – 71, в том числе 53 мужских и 18 женских (табл. 1).

В княжествах на Правобережье и Левобережье появилось 13 (2) монасты-рей, все в городах – Киеве 7(2), Переяславле 4, Каневе и Галиче.

В Новгородско-Псковской земле возникло 23 (9) монастыря.

В этом столетии новгородцы активно заселяют и осваивают Приладожье, где появились 2 мужских монастыря. Остальные – в городах: 17(7) в Новгоро-де, 3(2) в Пскове и один в Старой Руссе.

В Северо-Восточной Руси было основано 19(3) монастырей, в том числе 14 городских и 5 сельских. Больше всего их было во Владимире – 8(2), 2 в Пе-реяславле-Залесском, по одному в Ростове, Суздале, Ярославле и Муроме (тут был женский).

На Севере, в Сухоно-Двинском районе, встретились миграционные потоки из Новгородской земли и Северо-Восточной Руси (Владимиро-Суздальской зем-ли). Здесь были основаны 2 мужских монастыря – в Вологде и Великом Устюге (известный впоследствии монастырь-вотчинник Троицко-Гледенский, рядом с городом).

Один женский монастырь возник в Рязанской земле (в Пронске), 8 муж-ских – в Смоленске, 5(3) – в Белоруссии: 4(3) в Полоцке и один мужской в Ту-рове.

Таким образом, из 71(18) монастыря 64(18) было основано в городах и только 7 в сельской местности. Чем это объясняется?

В начале XII в. Киевская Русь распалась на ряд княжеств, которые были, по существу, вполне независимыми феодальными государствами. Процесс христианизации в их стольных городах зашел уже далеко; князья и бояре, со-стоятельные купцы, жизнь которых отнюдь не соответствовала христианским заповедям, основывали монастыри, стремясь замолить в них грехи. При этом богатые вкладчики не только получали «обслуживание специалистов» – мона-хов, но могли и сами провести остаток жизни в привычных условиях матери-ального благополучия. Возросшее количество населения в городах обеспечило и рост численности монахов.

В XIII в. основание монастырей продолжалось и до, и после татаро-монгольского нашествия. К сожалению, многие монастыри датируются просто XIII в., так что неизвестно, к какой половине столетия относится их появление. Вероятнее все же, что они возникли после нашествия.

Вторжение татар нанесло огромный ущерб нашей стране. Были разруше-ны и сожжены многие города и села, погибли и уведены в рабство тысячи рабо-тоспособных и знающих ремесла людей.

Но сколько же было уничтожено монастырей? Из основанных в IX – пер-вой половине XIII в., как указано в источниках, на Украине и в Северо-восточной Руси были разрушены в 1155 г. половцами 2 монастыря (в Переяс-лавле-южном) и 12(3) при нашествии Батыя. Кроме того, 13(2) монастырей, основанных там же в этот период, были ликвидированы неизвестно когда, но до царствования Екатерины II. Поскольку число разрушенных татарами монасты-рей явно занижено, а другие 13 монастырей позднее в источниках не упомина-ются, будем считать, что они тоже были разрушены при нашествии. Тогда об-щее количество разрушенных монастырей составит 25(5), в том числе 22(4) го-родских и 3(1) сельских, из них 10(4) в Киеве, 5 городских и один сельский на Правобережье Днепра, 2 городских и один сельский (женский) на Левобережье и 5 городских и один сельский в Северо-Восточной Руси.

Но и это число, вероятно, неполно, так как часть монастырей могла быть уничтожена, но в том же столетии восстановлена.

Посмотрим теперь, где основывались монастыри в XIII в. (табл. 1).

В Киеве, на Правобережье, возникло 9 монастырей, в том числе один в Киеве, по 2 в Луцке и Владимире-Волынском и 4 сельских. Все они были муж-скими.

На Левобережье – 3(1), из них по одному мужскому в Чернигове и Пу-тивле.

В Новгородско-Псковской земле – 10(2), из них 3(2) в Новгороде и 3 в Пскове.

В Смоленске – один мужской.

В Рязани и Брянске – по одному мужскому.

На Севере-3, в том числе 2 в Великом Устюге и один в Вологодской зем-ле, на Кубенском озере.

В Белоруссии – 5(1), из них 4(1) в городах: мужские в Полоцке, Бресте и Пинске и женский в Турове.

Больше всего было основано монастырей в Северо-Восточной Руси, куда после нашествия стало уходить население с опасного юга. Здесь возникло 25(4) монастырей: 6(4) в Суздале, 3 в Ростове, по 2 в Москве и Твери, по одному во Владимире, Костроме, Ярославле, Нижнем Новгороде, Переяславле-Залесском, Старице, Юрьеве и Волоколамске и еще 4 сельских в Тверской земле.

Исключив из общего числа основанных в IX-XIII вв. монастырей те из них, которые разрушены, и те, которые позднее XIII в. не упоминаются, полу-чим общее количество монастырей, существовавших в конце XIII в.

Больше всего монастырей, как и следовало ожидать, находилось тогда в Северо-Восточной Руси – 33(7) городских и 8 сельских, всего 41(7) монастырь.

На

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»