Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Архитектура /

Русское зодчество

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 



Скачать реферат


Содержание

Введение 2

1. Музей-заповедник «Кижи» 3

2. Обонежье 13

Литература 21

Введение

Что же такое зодчество? Энциклопедия «Кирилла и Мефодия» отправляет нас от слова «зодчество» к слову «архитектура».

Итак, архитектура - (лат. architectura, от греч. architekthon строитель) (зодче-ство), искусство проектировать и строить здания и др. сооружения (также их комплексы), создающие материально организованную среду, необходимую людям для их жизни и деятельности, в соответствии с назначением, совре-менными техническими возможностями и эстетическими воззрениями обще-ства. Как вид искусства архитектура входит в сферу духовной культуры, эс-тетически формирует окружение человека, выражает общественные идеи в художественных образах. Историческое развитие общества определяет функции и типы сооружений (здания с организованным внутренним про-странством, сооружения, формирующие открытые пространства, ансамбли сооружений), технические конструктивные системы, художественный строй архитектурных сооружений. Архитектурная организация пространства насе-ленных пунктов, создание городов и поселков, регулирование систем рассе-ления выделились в особую область градостроительство. В архитектуре взаимосвязаны функциональные, технические, эстетические начала (польза, прочность, красота). Назначение, функции архитектурного сооружения опре-деляют его план и объемно-пространственную структуру, строительная тех-ника возможность, экономическую целесообразность и конкретные средства его создания. Образно-эстетическое начало архитектуры связано с ее соци-альной функцией и проявляется в формировании объемно-пространственной и конструктивной структуры сооружения. Выразительные средства архитек-туры композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика объемов, фактура и цвет материалов, синтез искусств и др. Во 2-й пол. 19-20 вв. соци-альные и научно-технические сдвиги вызвали появление новых функций, конструктивных систем, художественных средств архитектуры, индустри-альных методов строительства.

В наши дни мы живем в окружении зданий «из стекла и бетона», которые возводятся с помощью современной техники и из современных материалов. И в больших городах нашего времени не так уж и легко заблудится, так как все дома похожи друг на друга как близнецы. Но современная архитектура развивается на основе знаний, полученных и накопленных веками.

Не маловажный вклад в ее развитие внесли и первые русские «архитекторы» – зодчие. Они даже не знали, что такое металлический гвоздь, но, тем не ме-нее, возводили такие здания, которые навсегда останутся памятниками архи-тектуры, и которыми мы восхищаемся и поныне.

1. Музей-заповедник "Кижи"

Поначалу этот музей возник на небольшом безлесном и почти пустынном острове Кижи на Онежском озере. А когда-то здесь было обширное поселение, именуемое в новгородских писцовых книгах "Спасский Кижский погост". Кижский - от названия острова, а Спасский - от названия церкви на погосте острова.

Само слово "погост" говорит о значительности поселения. Так в старину называли не только довольно крупную административно-территориальную единицу, состоявшую из нескольких волостей, со множеством сел, деревень, выставок и починков, но и ее главное поселение, служившее административным центром.

Здесь жили представители светской и церковной власти, стоял стрелецкий гарнизон; здесь происходили народные сходы, ярмарки, церковные и другие празднества. Сотни крестьян из окрестных волостей съезжались сюда на лод-ках и заполняли губную избу, толпились в трапезных церквей и под крыль-цом, шумели в лавках и питейных заведениях, до отказа наполняли "дворы на приезд". Здесь были приказы и суды, лавки и ремесленные мастерские, амба-ры и склады, церкви и школы-одним словом, на погосте сосредоточивалась вся духовная, культурная, экономическая и политическая жизнь округа.

В писцовой книге московского дьяка Андрея Плещеева о заонежских погос-тах 1582-1583 гг. сказано: "Погост Спасский в Кижах на Онеге озере. А на погосте церковь Преображенье Спасово, а другая церковь Покров Святии Бо-городицы"". Какие они были-нам неизвестно. Уже значительно позднее, в переписи 1616 г., упоминается, что "верх у Спаса Преображенского шатро-вый", а относительно Покровской церкви говорится лишь, что она была "теп-лой".

Преображенская церковь, но уже не шатровая, а многоглавая, была возведена здесь в 1714 году, в самый разгар Северной войны, когда Россия прочно утверждалась на берегах Балтики и становилась мощной морской державой, когда пали крепости Гельсингфорс, Або и Ваза и по всей России гремели салюты в честь победы русского флота при Гангуте, когда уже предопределился благоприятный исход Северной войны.

Вот в этой-то атмосфере возник величественный образ двадцатидвухглавой Преображенской церкви, звучащий как торжественный гимн героическому русскому народу в честь его исторической победы.

Неслучайно старинное предание прямо связывает строительство Преобра-женской церкви с личностью Петра 1: "Петр Первый, путешествуя из Повен-ца Онежским озером, остановился у Рижского острова, заметил множество срубленного леса и, узнав о постройке, собственноручно начертил план. Так ли это было, нет ли-трудно сказать. Но в каждом предании есть доля истори-ческой правды. В представлении народа сам факт сооружения Преображен-ской церкви и ее идейно-художественный образ связывались, почти ассоции-ровались с личностью Великого Петра, с новой эпохой в истории Русского государства.

Праздничная, жизнерадостная нарядность, эпическая мощь и былинная при-верженность земной красоте-таков образный строй памятника.

Несмотря на кажущуюся сложность композиции церкви, ее план и объемно-пространственная схема предельно просты и лаконичны. В их основе лежит традиционная схема восьмерика с четырьмя прирубами. Она имеет такие же глубокие корни в русском деревянном зодчестве, как и многоглавие.

В архитектуре Преображенской церкви эстетика и практическая целесооб-разность проступают едва ли не в каждой детали. В ярусах глав и бочек, об-разующих стройную декоративно-конструктивную систему; в живописной скульптурной пластике открытого бревенчатого сруба; в большой вырази-тельности косящатых оконных и дверных проемов; в правдивой красоте и убедительной силе мощных кронштейнов, несущих крыльцо; в упругой, по-строенной на тонких контрастах, резьбе столбов, поддерживающих кровлю крыльца, и в характерной, мастерски прорисованной форме водосливов на кровле.

Анализ работы основных несущих конструкций церкви с оконными и двер-ными проемами и системой жестких пространственных связей внутри здания открывает перед нами все новые и новые достижения строительной мудро-сти, накопленной веками и основанной на предельном знании всех возмож-ностей дерева как строительного материала.

При реставрации Преображенской церкви для покрытия ее глав и бочек было изготовлено тридцать тысяч осиновых лемешин. Большая их часть дополни-тельно подтесывалась при укладке, ибо деревянные кровли куполов делаются из лемеха, имеющего в основном только один какой-либо размер. Для нижней части купола, расширяющейся кверху, лемешины подтесываются по кромкам снизу; для средней части они остаются такими, какими были заготовлены, а в верхней, сужающейся части купола они снова подтесываются по краям, но уже сверху. Поэтому в сужающейся части главы стыки вышележащих лемешин не совпадают с осями нижележащих и рас-полагаются довольно свободно, но, разумеется, так, что эти стыки перекрываются верхними лемеши-нами.

Рядом с Преображенской церковью, как обычно на северных погостах, стоит зимняя теплая Покровская церковь. Она более утилитарна, менее величава в сравнении с летней. Построенная на полвека позже Преображенской церкви, она несет в своей архитектуре первые черты стилистического изменения на-родного деревянного зодчества. Все ее помещения-сени, трапезная, четверик и алтарь-имеют одинаковую ширину и в плане образуют вытянутый прямо-угольник с двумя срезанными углами. Уже сам по себе план выявляет кано-низацию всех частей церковного здания и подчинение их задачам культа.

В храме традиционного типа, к которому относится Покровская церковь, по-мещение трапезной было самым большим и превышало по площади собст-венно церковь в два-три раза, а иногда и больше. Если в XV-XVI веках тра-пезные встречались в церквах как исключение, то с начала XVII века, когда по всей России оживилась земская деятельность и окрепло местное само-управление, они становятся почти обязательной составной частью зимних церквей. А сами трапезные превращаются в своеобразные центры мирской жизни многих погостов.

По своему назначению трапезная при северных церквах была гражданским помещением и служила главным образом для нужд населения погоста. Была местом мирской сходки-суёма, на котором жители погоста и входящих в его состав сел и деревень решали свои насущные житейские дела. Здесь проис-ходили судебные разбирательства, оглашались царские и воеводские указы, принимали подати, заключали торговые сделки, выбирали должностных лиц и т. п. Здесь же, у крыльца церкви, публично наказывали провинившихся. Не было дня, чтобы здесь не толпился любопытствующий народ.

Против мирского использования трапезных боролась официальная церковь. Но вековые традиции народного зодчества продолжали жить. Так произошло и с трапезной Покровской церкви: она сохранилась, но размеры ее уже неве-лики, потому что ко времени постройки церкви изменилась основная функ-ция, в которой уже не осталось места для трапезной как общественного цен-тра всего погоста.

И все же

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»