←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 ...
управления, но не для всех предприятий.
Ситуация во второй половине 90-х гг. убедила, что вывести убыточное предприятие из кризисного состояния можно только посредством его модернизации, реконструкции, преобразования технологии и организации производства, а также его диверсификации, повышения качества произ¬водственного и финансового управления. Иначе говоря, оздоровление не¬рентабельных предприятий достижимо путем их реструктуризации на ос¬нове взаимосвязанных системных преобразований.
Программа реструктуризации убыточных предприятий различается от названного выше типового плана финансового оздоровления следующим.
Реструктуризация предусматривает не только улучшение финансовых по¬казателей в целях повышения прибыльности, но и преобразование струк¬туры производства, его технико-технологической базы, организации мар¬кетинговой деятельности, без чего не достижимо желаемое финансовое состояние. Тем самым охватывается вся финансово-хозяйственная сфера. Типовой план финансового оздоровления основывается на сохранении номенклатуры производства, вида выполняемых работ, характера осуще¬ствляемой деятельности, в то время как программа реструктуризации предполагает целесообразную, экономически выгодную диверсификацию производства в соответствии с рыночным спросом на продукцию, товары и услуги.
Будучи чисто производственной программой, типовой план в значи¬тельной степени абстрагирован от социальных задач, реструктуризация же основывается на социально-экономических преобразованиях и вопло¬щается в форме социально-экономической программы. Реструктуризация убыточных предприятий рассчитана главным образом на использование внутренних и привлеченных ресурсов, источников инвестиций.
В предложенной дипломной работе финансовое оздоровление и реструктуризация рассматриваются как инструменты антикризисного управления на предприятии. В качестве успешного примера опыта работы- бизнес-план по созданию конкурентных преимуществ и финансовому оздоровлению завода им. И.А. Лихачева (АМО ЗИЛ), план реструктуризации промышленных предприятий холдинга «Росшина»,план конкурсного производства ОАО «ПСРМЗ» и технология реинжиниринга бизнес-процессов на ОАО «КамчатАлко».
Глава 1. Инструменты антикризисного управления.
1.1. Антикризисная программа.
Главное отличие реструктуризации предприятий от других способов преодоления неплатежеспособности и нерентабельности заключается в том, что антикризисное управление преодолевающими убыточность ком¬паниями реализуется посредством разработки и осуществления ком¬плексных программ реструктуризации. Такое программно-целевое анти¬кризисное управление обретает четко выраженное единство задач и спо¬собов достижения заданных ориентиров, увязку намеченных рубежей с предполагаемыми ресурсами.
Важнейшая цель антикризисной программы - устойчивость работы предприятия, что проявляется не только в достижении требуемых показа¬телей платежеспособности и доходности, но и в поддержании их уровня, предотвращающего повторный кризис.
При разработке и реализации антикризисных программ важно обра¬щать внимание на повышение их эффективности, т.е. лучшее использова¬ние выделяемых ресурсов. Критерий эффективности - отношение прира¬щения чистого дохода предприятия, получаемого за счет инвестирования программы, к объему инвестиций. Показателем эффективности может служить также срок окупаемости вложений.
Поскольку научных и практических разработок антикризисных про¬грамм компаний недостаточно, приходится ориентировать¬ся на общие положения методологии программно-целевого управления, методику формирования целевых федеральных программ, а также опыт реструктуризации промышленных предприятий. В то же время при опре¬делении структуры программы, включаемых в нее мероприятий, показа¬телей, ресурсных источников и способов управления ее разработкой и реализацией необходимо иметь в виду специфику отрасли.
Формированию антикризисной программы должен предшествовать обстоятельный анализ финансово-хозяйственной деятельности предпри¬ятия, его активов и пассивов, дебиторской и кредиторской задолженно¬сти, обеспеченности собственными средствами, существующих и воз¬можных заказов, спроса и цен на продукцию и услуги. Это позволяет вы¬явить причины кризисного состояния, наме¬тить способы его преодоления.
Анализ, дополняемый прогнозированием перспективы, помогает так¬же определить структуру, объемы и источники ресурсов, необходимых для устранения убыточности. Чтобы получить более обширные данные о ресурсных потребностях программы и источниках их удовлетворения, требуется разработка мероприятий, ведущих к достижению поставленных целей.
Традиционно в комплексных социально-экономических программах на первом месте были мероприятия в области производства, в настоящее же время не менее важная роль принадлежит сфере обращения. Имеются в виду необходимость воздействия на спрос, сбыт, повышение конкурен¬тоспособности продукции, поиск новых сегментов рынка.
Поэтому в антикризисных программах целесообразен раздел по мар¬кетингу, формируемый на основе изучения рынка, анализа динамики спроса и конъюнктуры в тех секторах рынка, где фирма способна пред¬ложить свой товар. Вместе с тем важны меры, касающиеся изменения объемов производства, ценообразования, повышения эффективности функционирования предприятия, развития рекламного дела, оказания сервисных услуг заказчикам и потребителям.
Большое значение имеет преобразование форм управления компанией в процессе ее реструктуризации. Нередко это выдвигается на первое место, исходя из того, что основная причина кризиса производ¬ства - несовершенство управления, неприспособленность его к рыночным условиям хозяйствования.
Острой проблемой является ресурсное обеспечение программ, что вы¬звано дефицитом денежных средств у нерентабельных предприятий. Приходится привлекать источники инвестиций в виде банковских креди¬тов, средств заказчиков и других заинтересованных лиц, выручки от про¬дажи неиспользуемого имущества, дебиторской задолженности, ино¬странных вложений, поступлений от продажи дополнительных выпусков акций за счет «разводнения» акционерного капитала компании.
Рассмотрены только некоторые методологические подходы к пре¬одолению спада производства, его неплатежеспособности и убыточности для практического же использования такого эффективного инструменте антикризисного управления, как программы реструктуризации и финансового оздоровление предпри¬ятий требуются научные исследования. В первую очередь необходим; типовая методика формирования программ реструктуризации убыточных предприятий в различных отраслях экономики.
Обобщение и осмысление специфических моделей поведения предприятий в кризисных условиях позволяет сформулировать сле¬дующие выводы:
попадание в кризисную фазу неизбежно заставляет руководи¬телей применять антикризисные меры управления;
антикризисное поведение предприятий зачастую противопо¬ложно тем действиям, которые эффективны в условиях экономичес¬кого роста или стабилизации экономики;
в промышленности стихийно формируются различные анти¬кризисные модели деятельности предприятий. Необходимо их изу¬чить, признать и сознательно использовать на практике.
Среди таких предприятий оказалось много широко известных не только у нас в стране. К их числу относится завод имени И.А.Ли¬хачева (АМО ЗИЛ). Вывести это предприятие из кризиса взялось Правительство Москвы. Оно приняло непосредственное участие в разработке комплексной антикризисной программы, включающей:
развитие маркетинговой службы предприятия, способной обес¬печить реализацию выпускаемой продукции в России и за рубежом;
совершенствование деятельности подразделений АМО ЗИЛ, занимающихся международными связями, для расширения сбыта продукции за рубежом;
расширение в Москве системы сервисного обслуживания автомобильной техники, выпускаемой АМО ЗИЛ;
совершенствование ассортимента и наращивание объемов конкурентоспособных товаров народного потребления.
Эти меры подкреплены антикризисным бизнес-планом, в кото¬ром предусмотрено увеличение выпуска конкурентоспособной про¬дукции, отвечающей современным потребностям городского хозяй¬ства; снижение издержек; реструктуризация производственных мощ¬ностей; привлечение дополнительных денежных средств от продажи и сдачи в аренду высвобождаемых объектов недвижимости и земель¬ных участков.
Правительство Москвы взяло на себя финансирование разработки проекта детальной планировки территории предприятия, преду¬смотрев при этом возможность размещения на ее периферийной части некоторых производств, подлежащих выводу из центра города; оказание финансовой помощи для организации переподготовки и сохранения квалифицированных кадров, создания дополнительных рабочих мест; решение ряда крупных вопросов с Правительством России, министерствами и ведомствами, банковскими учреждениями.
Кроме того, Правительство Москвы:
установило, что при реализации Москомземом на земельных торгах прав аренды высвобождаемых земельных участков 70% дохода поступает АМО ЗИЛ на реконструкцию производства;
разрешило предприятию перевод объектов его жилищного фонда, малопригодного для жилья, в нежилой без выплаты компен¬сационных платежей с целью их последующей продажи или сдачи в аренду;
оказало содействие в совершенствовании организационной структуры и системы управления предприятием, привлечении средств для реализации перспективных инвестиционных проектов, а также в использовании оптимальных схем погашения кредиторской и деби¬торской задолженности;
утвердило программы мероприятий по передаче объектов со¬циальной сферы АМО ЗИЛ в собственность Москвы и поставок его автомобильной техники для нужд городского
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 ...
|
|