←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7
бизнес-план должен предусматривать также способы акти-визации рынка посредством маркетинговой и других видов деятельности.
При разработке этого раздела необходимо учитывать кон-курентов, их возможности, способности и ценовую полити-ку. Поэтому работа над бизнес-планом должна включать корректировку прогнозируемого объема продаж с учетом конкуренции.
Конкуренция.
В данном разделе бизнес-плана необходимо охарактеризо-вать внешнюю маркетинговую среду предприятия.
Прежде всего следует объективно ответить на вопросы:
1. Кто является крупнейшим производителем аналогичных товаров.
2. Как обстоят их дела :
• с объектами продаж;
• с доходами;
• с внедрением новых моделей;
• с техническим сервисом (если речь идет о машинах или оборудовании);
• много ли внимания и средств уделяют они рекламе своих изделий.
3. Что собой представляет продукция конкурентов :
• основные характеристики ;
• уровень качества;
• дизайн;
• мнение покупателей.
4. Каков уровень цен на продукцию конкурентов. В общих чертах (ориентировочно) их политика цен.
Однако следует оценивать конкурентов предельно трезво, в противном случае велик риск оказаться с репутацией плохого предпринимателя
Стратегия маркетинга.
Раздел должен быть содержательным, полезным и убеди-тельным. Основная задача - объяснить потенциальным партнерам и инвеститорам основные элементы своего плана маркетинга (этот документ используется и для своего внутреннего пользования).
Объем раздела составляет 3-4 страницы машинописного текста.
К основным элементам плана маркетинга относятся:
1. Схема распространения товаров
через собственные фирменные магазины;
через оптовые организации.
2. Ценообразование
методика определения цен на товары;
ожидаемый уровень рентабельности на вложенные средства.
3. Реклама
методы организации рекламы;
величина средств, необходимых для реализации рекламы.
4. Методы стимулирования продаж:
за счет расширения сбыта;
за счет новых форм привлечения покупателей.
5. Организация послепродажного обслуживания клиентов (для технических товаров):
• методы организации службы сервиса;
• величина необходимых для этого финансовых ресурсов.
6. Формирование общественного мнения о фирме и товарах: разработка методик, позволяющих добиваться хорошей ре-путации своих товаров и самой фирмы в глазах обществен-ности
7. В случае реализации товара за рубежом желательно привести сведения об оценке патентоведами патентной чистоты этих товаров в странах их реализации.
План производства.
Главная задача данного раздела бизнес-плана доказать потенциальным партнерам реальность производства нужного объема товаров и в заданные сроки.
Необходимо ответить на следующие вопросы:
1.Место производства товаров на действующем или на вновь создаваемом предприятии.
2.Необходимые для этого производственные мощности и их рост из года в год.
3.Где и у кого, на каких условиях будет закупаться сы-рье, материалы и комплектующие. Какова репутация этих поставщиков и есть ли опыт работы с ними.
4.Предполагается ли производственная кооперация и с кем.
5.Возможно ли какое либо лимитирование объемов произ-водства или поставок ресурсов.
6.Какое оборудование потребуется и где намечается его приобрести.
Возможны ли при этом проблемы и какого рода.
Данные этого раздела приводятся в перспективе на 2-3 года вперед, а для крупных предприятий и на 4-5 лет.
При этом рекомендуется составить схему производственных потоков непосредственно на предприятии, на которой должно быть наглядно показано:
• откуда и как будут поступать на предприятие все виды сырья и комплектующих изделий;
• в каких цехах и как они будут перерабатываться в про-дукцию;
• как и куда эта продукция будет поставляться с пред-приятия.
В этом разделе приводятся сведения о видах и объемах ресурсов, необходимых для осуществления предпринима-тельского проекта, источниках и способах получения ре-сурсов. Ресурсное обеспечение охватывает: материальные ресурсы (материалы, полуфабрикаты, сырье, энергия, зда-ния, оборудование и др.);
• трудовые ресурсы;
• финансовые ресурсы (текущие денежные средства, капи-тальные вложения, кредиты, ценные бумаги);
• информационные ресурсы (статистическая, научно-техническая информация).
Завершает данный раздел бизнес-плана оценка возможных издержек производства и ее динамика на перспективу.
Организационный план.
Содержание этого раздела во многом зависит от вида предпринимательской деятельности (производственное, коммерческое, финансовое). Программа предприниматель-ских действий обычно включает:
• маркетинговую деятельность (реклама, определение рын-ка сбыта, контакты с потребителем, учет его запро-сов);
• осуществление производства продукции (производствен-ное предпринимательство);
• закупку, хранение, транспортировку, реализацию това-ров (особенности в коммерческом предпринимательстве); обслуживание покупателя, в том числе послепродажное. Организационные меры - неотъемлемая часть программы действий, призванные способствовать упорядочению ис-полнения бизнес-плана. Это способы управления реали-зацией бизнес-планом, организационные структуры управления проектом, методы координации действий ис-полнителей, а также меры по установлению специальных форм оплаты труда, стимулирования, набора и подготов-ки кадров (кадровое обеспечение), учета, контроля и др.
В разделе необходимо отметить, с кем предстоит органи-зация нового дела и как планируется налаживание с ним работы. При этом отправной точкой должны быть квалифи-цированные требования, где указывается:
• какие именно специалисты (какого профиля, образова-ния, опыта) и с какой заработной платой необходимы для успешного ведения дел;
• на каких условиях принимаются на работу специалисты (постоянная работа, совместители (внешние эксперты));
• есть ли возможность воспользоваться услугами какой-либо организации по найму такого рода профессионалов;
• в случае, если часть персонала уже нанята, необходимо дать о своих сотрудниках краткие биографические дан-ные: квалификация, прежний опыт работы.
Так же в этом разделе приводится и организационная структура предприятия, которая отражает:
• кто и чем будет заниматься;
• взаимодействие всех служб друг с другом;
• координация и контроль их деятельности.
Целесообразно оговорить в этом разделе и вопросы оплаты труда руководящего персонала и его стимулирования.
В этом разделе также рассматривается, в какой форме, по мнению разработчика, должна осуществляться реализация проекта (совместное предприятие, долевое участие и др.), какие необходимы организационные меры по созданию организационной основы проектов.
Юридический план.
Конкретное наполнение раздела зависит от выбранной фор-мы организации, которую необходимо указать:
• частное владение;
• кооператив;
• государственное владение;
• совместное предприятие и так далее.
Оценка риска и страхование.
Раздел разбит на две части:
В первой предугадываются все типы рисков, с которыми авторы бизнес-плана могут столкнуться: пожары и земле-трясения, забастовки и межнациональные конфликты, изме-нения в налоговом регулировании и колебания валютных курсов, а также источники и момент их возникновения.
Во второй части дается ответ на вопрос: как уменьшить риски и потери. Ответ должен состоять из двух пунктов:
Указываются организационные меры профилактики рисков, разрабатываются меры по сокращению этих рисков и по-терь.
Приводится программа страхования от рисков.
В случае создания современной системы коммерческого страхования в бизнес-планах указываются типы страховых полисов (может страховаться любой шаг от покупки обору-дования до обеспечения валютных средств из-за спекуля-тивных колебаний курсов валют) и на какие суммы их пла-нируется приобрести.
Финансовый план.
Анализируя отечественный опыт по вопросам составления бизнес-плана, можно сделать вывод, что из всех его раз-делов наименее разработанным справедливо считается фи-нансовый план. В этой связи подчеркнем, насколько вели-ка роль методического обеспечения именно финансовой части бизнес-плана. Поскольку в данной главе рассматри-вается только финансовый аспект его составления, оста-новимся на изложении именно этой задачи.
Раздел призван обобщить материалы, полученные в резуль-тате всей предыдущей работы и представить их в стоимо-стном выражении. В данном случае необходимо подготовить сразу несколько стандартных для мировой практики доку-ментов:
1.Прогноз объемов реализации.
Основная задача дать представление о той доле рынка, которую предполагается завоевать новой продукцией. Ре-комендуется составлять такой прогноз на три года вперед с разбивкой по годам:
первый год - данные приводятся помесячно второй год - данные приводятся поквартально третий год - приводится общей суммой продаж за 12 месяцев.
2.Баланс денежных расходов и поступлений.
Главная задача
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7
|
|