←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8
Негосударственное образовательное учреждение
Балтийский Институт Экономики и Финансов
№ группы вариант______________
Ф.И.О. студента __Иванова И.М.___
Дата сдачи студентом ___________2006 г.
Контрольная работа
По предмету: Антикризисное управление
На тему: «Государственное регулирование
кризисных ситуаций»
Ф.И.О. преподавателя ________________
Дата проверки ___________2006 г. Оценка_______
Блок-схема содержания темы
Аналитическая основа государственного регулирования кризисных ситуаций
Спады и подъемы, финансовый крах и возрождение — непремен¬ные спутники экономики промышленно развитых стран. В эпицентре этих компонентов экономического развития находятся предприятия и домохозяйства, образующие фундамент жизнедеятельности об¬щества.
Предприятие с позиции менеджмента -- объект управления, в котором осуществляются технические, коммерческие, финансовые, страховые, учетные и административные операции (рис. 1). С по¬зиции акционера деятельность предприятия связана прежде всего с движением денег. Для государства предприятие — это микроэко¬номический потенциал страны. Через домохозяйства реализуются социальные цели общественного производства. Особенно это отно¬сится к той части семейного потребления, которая идет на воспита¬ние нового поколения.
Рис.1. Основные операции, осуществляемые на предприятии, с позиции менеджмента
Общими для предприятия и для домохозяйства выступает стрем¬ление к устойчивому развитию, уменьшению бедности, получению лучшего образования, более высокому уровню питания и здраво¬охранения, чистой окружающей среде, большему равенству возмож¬ностей и свободы личности, более богатой культурной жизни.
В этой связи, естественно, возникают вопросы о том, можно ли предсказать экономическое будущее, как спасти предприятие или домохозяйство от краха, какова при этом роль государства, из чего складывается механизм государственного регулирования и др.
В условиях рыночной экономики главное внимание собственни¬ков и менеджмента обращено к оптимизации решаемых ими задач. Так, предприятия стремятся к максимизации прибыли, а домохозяй¬ства -- к более выгодному использованию своего дохода. Однако задача оптимизации может быть не только невыполненной, но и может возникнуть ситуация разорения домашнего хозяйства, краха предприятия, банкротства целых отраслей и даже гибель природы.
Каждое из этих явлений может происходить как по отдельности, так и во взаимосвязи. Разорение домашнего хозяйства может про¬изойти из-за отсутствия денежных средств для оплаты расходов по его ведению и воспроизводству. Крах предприятий вызывается среди прочего тем, что после вычета всех расходов прибыль оказывается равной нулю или менее того. Разрушение культуры и образования происходит из-за отсутствия у государства средств на эти цели. Следствие подобных явлений — обострение социальной обстановки.
Итак, что же может служить причиной нарушения равновесия хозяйствующего субъекта в условиях рынка? Ответ на этот вопрос состоит в следующем: во-первых, наличие монополии; во-вторых, вмешательство государства; в-третьих, инфляция и, наконец, внешние факторы. Нарушение равновесия приводит к кризису — явлению, по своей сути представляющему некий предел и обострение проти¬воречий внутри прежнего способа регуляции. С позиции теории регуляции * кризисы можно классифицировать следующим обра¬зом:
• кризис как результат «внешнего» шока. В этом смысле под кризисом понимается ситуация, когда продолжение экономического развития той или иной географической общности оказывается за¬блокированным из-за нехватки ресурсов, связанной с природными или экономическими катастрофами;
• циклический кризис. Здесь кризис представляет собой фазу устранения напряжений и неравновесий, накопившихся за время подъема в экономических механизмах и социальных процессах;
• структурный (большой) кризис. Любой случай, когда экономи¬ческая и общественная динамика входит в противоречие со спосо¬бом развития, который придает ей постоянный импульс, т. е. любой случай проявления противоречивого характера долгосрочного вос¬производства системы в целом;
• кризис системы регуляции. Ситуация, когда механизмы, свя¬занные с существующей системой регуляции, оказываются не в со¬стоянии изменить неблагоприятные конъюнктурные процессы, хотя режим накопления остается вполне жизнеспособным;
• кризис способа производства. Этот кризис характеризуется обострением противоречий, развивающихся в недрах наиболее важ¬ных институциональных форм — форм, определяющих режим на¬копления. В ходе кризиса оказываются нежизнеспособными самые важные закономерности, на которых базируются организация
производства, перспективы прибыльного использования капитала, распределение стоимости и структура общественного спроса. Это си туация, когда блокируется вся динамика воспроизводства данной конкретной экономики.
Известный французский экономист Робер Буайе в своей типоло¬гии кризисов указывает на их четыре типа: кризис 1-го типа «нару¬шение характера», 2-го — «частичное нарушение в системе регуля¬ции», 3-го — «кризис системы регуляции» и 4-го — «кризис режима накопления и системы регуляции». Применительно к этой типоло¬гии из указанных выше кризисов кризис «внешнего шока» будет относиться к 1-му типу, циклический и структурный -- ко 2-му, а перечисленные далее соответственно к 3-му и 4-му. Взаимосвязь институциональных форм, режима накопления, механизмов регуля¬ции и кризисов показана на схеме, воспроизведенной из книги Р. Буайе «Теория регуляции» (рис.2).
Выявить и обозначить причины подъема производства, колеба¬ний конъюнктуры, стагнации и нестабильности -- такова цель ис¬следовательской деятельности менеджера, государственного аппарата управления. Это главное условие для выработки и осуществления мер по государственному регулированию кризисных ситуаций.
Проблемы регулирования развития народного хозяйства широко обсуждались и в СССР. Однако само понятие «регулирование»применялось больше для обозначения государственной экономи¬ческой политики. Например, государственное регулирование зара¬ботной платы выражалось в утверждении тарифных ставок и долж¬ностных окладов работникам, введении тех или иных систем оплаты труда. В принципе, централизованное планирование и управление было не чем иным, как формой государственного регулирования при осуществлении социально-экономической политики КПСС. Но государственное регулирование в директивно-плановой экономике и государственное регулирование в рыночной экономике как поня¬тия имеют различия.
В дальнейшем изложении мы будем исходить из следующею рабочего определения: регулирование — это функция управлении, обеспечивающая равновесное состояние институциональных обра¬зований экономической системы.
Требует определенного переосмысления понятие «экономичес¬кая эффективность». Экономическая эффективность определяется комплексом понятий, а именно:
• эффективность производства, означающая, что достигается такое сочетание ресурсов, которое обеспечивает максимальный выпуск при данном объеме затрат. Это эффективность в понимании инженера-технолога. Например, нужно построить здание школы в соответствии с заданными стандартами, с минимальными потерями бетона и при минимальных простоях либо выбрать производствен¬ные технологии с учетом цен на ресурсы. Такой подход к эффектив¬ности помогает объяснить тот факт, что у нас в стране, где уровень заработной платы низок, строительство представляет собой процесс трудоемкий, а в Германии — капиталоемкий;
• эффективность структуры продукции, т. е. производство това¬ров в оптимальном сочетании. Тот факт, что здание школы может быть построено с низкими затратами, сам по себе не служит основа¬нием для его строительства. Возможно, что те же ресурсы, затрачен¬ные, например, на строительство больницы, обернутся большим благом для местного населения. Та же земля может быть отведена под спортивную площадку или зону отдыха, а за счет средств, сэконом¬ленных благодаря отказу от строительства школы, могут быть снижены налоги, что позволит гражданам израсходовать свои деньги в других сферах потребления по своему желанию;
• эффективность потребления. Она характеризуется тем, что по¬требители распределяют свои доходы таким образом, чтобы добиться максимального удовлетворения своих потребностей с учетом уровня дохода и цен на приобретаемые товары.
Все рассмотренное выше обеспечивает эффективное использова¬ние ресурсов в данный момент времени. Динамическая эффектив¬ность требует оптимизации роста производства или потребления. Стремление к динамической эффективности (в отличие от статичес¬кой) ставит труднейшую задачу -- распределение средств между текущим потреблением и инвестированием.
Отмеченные особенности имеют важное значение в предотвра¬щении и регулировании кризисных ситуаций, так как в этом про¬цессе особое место принадлежит стратегии, предусматривающей осознание надвигающейся нежелательной критической ситуации; выявление причин возникновения такой ситуации и направленности се составляющих; количественную и качественную оценку возмож¬ного ущерба; разработку тактических вариантов деятельности пред¬приятий в условиях критических ситуаций и выхода из них.
Однако на практике такие стратегии разрабатываются чрезвы¬чайно редко, что объясняется неподготовленностью руководителей и менеджеров к принятию обоснованных стратегических решений,
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8
|
|