Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Управление /

Государственное регулирование кризисных ситуаций

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 



Скачать реферат


себя работы и реализацию своих воз¬можностей. Государство призвано отслеживать взаимосвязи между масштабами и скоростью преобразований и возникновением опас¬ных тенденций, угрожающих социальной стабильности и безопас¬ности страны.

Динамика выхода из кризиса, а затем и экономического роста определяется не силой и полновластием государства, а его способ¬ностью поощрять развитие институциональных форм, адекватных времени. За кризисом, представляющим собой разрушение всего устаревшего и ведущего к пересмотру прежних представлений, важ¬но разглядеть ростки нового, вокруг которых и должна совершаться перестройка всего экономического и социального пространства.

Эта функция государства обеспечивается наличием демократи¬ческой власти, заинтересованной в социально ориентированном ха¬рактере проводимых реформ, способной осуществлять политику в интересах общества в целом, а не каких-либо групп, кланов и элит. Следовательно, речь идет о превращении власти в нормально дейст¬вующий структурный механизм общества, обеспечивающий спо¬койную смену администраций в соответствии с волей избирателей и защищающий общество от монополизации власти. Решить эту задачу можно лишь при наличии государственного и общественного конт¬роля за властью.

Для приведения в действие социальных факторов, получения их максимальной отдачи необходимо обеспечить ряд условий. Прежде всего это развитие законодательной базы и эффективных механизмов исполнения всеми законов. В обществе, где не создана государст¬венно-правовая система, гарантирующая силой закона предупреж¬дение разрушительных конфликтов, растет теневая экономика.

Теневики, как известно, не сообщают органам статистики о своем хозяйственном обороте. Поэтому прямая, статистически полная и достоверная оценка масштабов теневой экономики невозможна. Однако это не означает, что задача неразрешима.

Теневиков различают по характеру связи с производством. Часть из них участвует в производстве товаров и услуг, а другая — осущест¬вляет перераспределение созданного продукта. Разнятся и субъекты теневой экономики, их интересы. Соответствующие типажи, опре¬деляемые особенностями сфер функционирования, используемых методов и форм теневой деятельности, образуют своего рода пира¬миду. На ее вершине — сугубо криминальные элементы, торговцы наркотиками и оружием, наемные убийцы, рэкетиры и т.д. Сюда можно отнести и классически коррумпированных представителей органов власти и управления, берущих крупные взятки, торгующих государственными должностями и интересами. Эти элементы форми¬руют своеобразную надстройку теневой экономики, составляющую, по экспертным оценкам, от 5 до 25% всей пирамиды и обладающую значительными ресурсами, силой и влиянием.

По оценкам, размеры российского теневого капитала по отноше¬нию к валовому внутреннему продукту сопоставимы по доле «зате¬нения» экономики отдельных стран Латинской Америки, в которых она достигает 60—65%. Даже по официальным данным, как мини¬мум, 25% доходов населения проходит в скрытой форме.

Опираясь на уроки зарубежного опыта и анализ отечественной практики, нельзя не увидеть, что определяющую роль в резком росте масштабов теневой экономики в России сыграли просчеты и ошибки в проведении экономических преобразований. Именно это привело к формированию дестимулирующего механизма легальной экономической деятельности и дестабилизации материального по¬ложения основной массы населения.

Важным условием в этом процессе выступает формирование ме¬ханизмов, обеспечивающих разрешение социальных противоречий, поддержание экономической безопасности, политическую стабиль¬ность и ориентацию на правовую защиту личности, социализацию хозяйственной деятельности.

Предельная напряженность, связанная с реформированием страны и угрозой социальной дестабилизации, что подтвердили массовые выступления трудящихся в мае 1998 г., требуют проведения постоян¬ного государственного мониторинга и анализа последствий прини¬маемых властями решений. Стратегия реформ должна предусматри¬вать предварительную оценку социальных последствий этих реше¬ний, их корректировку и систему мер по смягчению и компенсации негативных последствий. Все это обусловливает необходимость но¬вого подхода к управлению социально-экономическими процессами, в котором учитываются неопределенность результатов хозяйствен¬ных решений, незбежные факторы риска.

Использование концепции риска предполагает предвидение воз¬можных критических ситуаций, оценку вероятных потерь для насе¬ления с выявлением их качественного и количественного характера в зависимости от масштабов и реальности их возмещения. В разра¬ботке и реализации такой концепции заинтересовано само государ¬ство. В его распоряжении находятся огромные высоколиквидные материальные активы. Как собственник государство крайне заин¬тересовано в расширенном воспроизводстве принадлежащего ему промышленного и финансового капитала. Повышение доходности государственной собственности напрямую зависит от управления ею.

Свои управленческие функции государство реализует в несколь¬ких сферах. Во-первых, это предприятия федерального подчинения. Организацию управления ими как имущественными комплексами осуществляет Министерство государственного имущества России.

Оперативное руководство (управление) производством осталось за отраслевыми министерствами и ведомствами. Такое разделение функ¬ций повлекло за собой множество проблем, хотя задумывалось с целью более эффективного управления предприятиями.

Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации феде¬ральная собственность передается предприятиям - на праве хозяйст¬венного ведения, учреждениям — на праве оперативного управления. Что это означает? Прежде всего контроль за тем, как эта собствен¬ность используется. В отношении предприятий — эффективно или нет, учреждений — по назначению или нет. При умелой постановке дела появляется возможность мониторинга за финансовым состо¬янием и его перспективами на предприятии, путями реструктури¬зации производства, его диверсификации, осуществлением страте¬гического планирования.

Во-вторых, это предприятия с государственной долей участия в уставном капитале. На этих предприятиях государственная доля ак¬ций не подлежит продаже и они также являются объектами воздейст¬вия со стороны государства. Осуществляется оно путем включения в органы управления этих предприятий представителей государства. Практика показала, что институт представителей государства в орга¬нах управления предприятий не всегда оправданно формировать только из государственных служащих — специалистов министерств и ведомств. Представитель государства в органе управления пред¬приятием должен быть хорошим менеджером, владеть методами исследования систем управления, обладать чувством социальной ответственности.

В-третьих, государство обладает недвижимым имуществом. Это золотой фонд государственной собственности, который всегда в цене и должен постоянно эффективно функционировать. К сожалению, до последнего времени приоритетным направлением в этой области является продажа недвижимости для наполнения государственного бюджета. Между тем более эффективным может быть путь регули¬рования через систему национального имущества, предлагаемый учеными Центрального экономико-математического института Рос¬сийской академии наук (ЦЭМИ РАН). Суть его заключается в орга¬низации использования этого имущества на условиях аренды. Этот способ регулирования служит преградой для превращения предпри¬ятий в чисто имущественные объекты с утратой ими производствен¬ных и хозяйственных функций и массовыми увольнениями их ра¬ботников.

В-четвертых, с деятельностью государства тесно связаны земельные отношения. В этой сфере действуют более сотни законодательных актов, которые нередко носят противоречивый характер и не спо¬собствуют эффективному развитию сельскохозяйственного произ¬водства. За 1991-1996 гг. продукция сельского хозяйства сократилась на 38%, посевные площади — на 15%, поголовье крупного рогатого скота — почти на 40%, в том числе коров на 24%. Валовый сбор зерна снизился на 40%, производство мяса -- почти наполовину, молока — на 36%, яиц — на одну треть (Российский статистический ежегодник. Госкомстат РФ. М., 1997. С. 330, 358, 359). А ведь с сельским хозяйством связана жизнь и деятельность почти 40 млн. сельских жителей.

Наконец, в поле государственного регулирования находятся отно¬шения собственности в регионах. Формально перевести недвижимость из одной формы собственности в другую не является проблемой. Важно добиться, чтобы на этой базе оптимально реализовывались интересы работника, предприятия и государства. На практике же превалирует передача федеральных предприятий в собственность субъектов Российской Федерации в счет погашения долга государ¬ства их бюджетам, что связано с пониманием того, что предприятие — имущество, имеющее определенную стоимость. Упускается из виду, однако, главное, а именно: предприятие является основным струк¬турообразующим элементом экономики. В нем для производства продукции соединяются трудовые, материальные и финансовые ресурсы, оно является источником удовлетворения потребностей общества в товарах и услугах и местом приложения сил большинства трудоспособного населения страны.

Виды государственного регулирования кризисных ситуаций

Любое вмешательство государства в экономику связано с двумя вопросами: во-первых, почему государство это делает? и, во-вторых, как оно это делает? Пониманию проблематики первого вопроса помогают материалы разделов 3.1 и 3.2. Ответ на второй вопрос обычно связывают с нормативно-законодательной деятельностью, финансовым регулированием, деятельностью в сфере производства и перераспределением доходов.

Поскольку проблемы банкротства и ликвидации предприятий, инвестиционная политика в антикризисном менеджменте подробно рассматриваются

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»