Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Управление /

Государственное регулирование кризисных ситуаций

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 



Скачать реферат


последствий кризиса и оживление экономики направлены региональные программы государственной поддержки и развития малого предпринимательства. На 1 января 1998 г. в стране насчитывалось около 2,7 млн. хозяйствующих субъектов, из них 1,98 млн. имели частную форму собственности и более половины учреждены отдельными гражданами. В октябре 1997 г. было 844 тыс. малых предприятий. В них было занято 8,3 млн. человек, в том числе на постоянной основе — 6,2 млн. Они произвели 7% общего объема продукции, работ и услуг в стране (Социально-экономичес¬кое положение России, XII, 1997. С. 9-11, 13).

Перераспределение дохода. Социально-экономический кризис сопровождается массированным и неэффективным размещением труда и капитала, резким падением объемов производства в госу¬дарственном секторе экономики. А ведь из этого сектора в государст¬венный бюджет поступала основная часть доходов, в этом же секторе очень медленно сокращаются государственные расходы. В результате расходы на социальные цели государство снижает тогда, когда по¬требность в социальной защите, напротив, резко возросла.

В таких условиях стратегия социальной политики государства должна предусматривать регулирование рыночных сил. Оно позво¬ляет решать проблемы, связанные с несостоятельностью рынка, и для организации процесса перераспределения доходов. В этой дея¬тельности главным является предотвращение абсолютной бедности. Борьба с бедностью составляет основу для поддержания уровня жизни и включает в себя социальное страхование и выравнивание доходов. Цель борьбы с бедностью — обеспечить такие условия, при которых ни один гражданин и ни одна семья не оказались бы ниже опреде¬ленного минимального уровня доходов или потребления. Цель со¬циального страхования — предохранить каждого человека от вне¬запного и недопустимо сильного снижения уровня жизни. Цель выравнивания доходов -- обеспечить каждому человеку возмож¬ность фактически перераспределять собственный доход.

Пока длится налогово-бюджетный кризис, задача борьбы с бед¬ностью получает приоритет перед другими функциями, обеспечива¬емыми выплатой денежных пособий, такими, как страхование и выравнивание доходов. Улучшение состояния государственного бюд¬жета послужит основанием активизировать другие функции денеж¬ных пособий. Если государство ликвидирует семейные пособия, то тем самым усугубит воздействие кризиса на положение семей. Эти пособия стабилизируют потребление в сложное для их получателей время.

Известно, что действенным стимулом к поиску работы является голод. Однако голодные работники редко действуют производительно, не говоря уже об изобретательстве, ноу-хау и других нововведениях. А ведь все это крайне необходимо, чтобы выбраться из кризиса. Если дети не могут продолжать учиться по финансовым причинам, они теряют наиболее продуктивные годы когнитивного развития.

Таким образом, если не будет действенной политика выравни¬вания доходов, могут возникнуть необратимые последствия на лич¬ностном уровне, проявиться отрицательные тенденции в формиро¬вании человеческого капитала.

Необходимость государственного финансирования медицинского обслуживания диктуется потребностью, с одной стороны, производ¬ства общественных благ и, с другой, — обеспечения широкого до¬ступа населения к услугам здравоохранения:

• государственные мероприятия в области здравоохранения, на¬ пример, такие, как программы вакцинации и санитарного просве¬щения, требуют бюджетных средств;

• престарелые и другая экономически неактивная часть мало¬ имущего населения также нуждается в субсидиях;

• потребление лекарств, в частности лекарств, имеющих ограни¬ченные объемы производства, тоже субсидируется;

• финансирование мер по охране здоровья населения осущест¬вляется в основном государством.

Между тем деятельность государства в социальной сфере явно не соответствует ее целям. В основе социально-психологического дис¬комфорта и синдрома угасающего настроения населения — значи¬тельное снижение жизненного уровня. Как подтверждают результаты общероссийского социологического опроса, проведенного в июне 1999 г. Российским независимым институтом социальных и наци¬ональных проблем, резкое обнищание населения в результате авгус¬товского 1998 г. кризиса остается таковым и поныне (таблица 4). Число россиян, которые относят себя к среднеобеспеченным слоям общества в сравнении с докризисным периодом стало меньше в полтора раза. В два раза больше, чем до кризиса, стало тех, кто вынужден признать, что живет за чертой бедности.

Таблица 4

Доли разных имущественных групп в составе населения, %

Имущественные группы 1998 г. июнь 1999 г. январь 1999 г. июнь

Материально высокообеспеченные 0,9 0,2 0,5

Материально среднеобеспеченные 34,3 19,6 19,7

Материально малообеспеченные 53,2 55,4 57,3

Живут за чертой бедности 10,3 20,6 20,2

Затруднились определить 1,3 4,2 2,3

Российское государство не считает себя обязанным обеспечивать элементарные социально-экономические права граждан, имеющие для них жизненно важное значение. Более того, оно само выступает I! роли нарушителя этих прав, многими месяцами не выплачивая людям заработную плату, пенсии, пособия и стипендии. Государст¬венными органами отвергается даже такая рутинная мера, как оформ¬ление задолженности по заработной плате и пенсиям в виде кредита с начислением процентов.

В то же время государство распродает финансовым группам по заниженным ценам уникальные объекты. К началу 1997 г. в госу¬дарственной собственности было всего 9,3% предприятий. Наряду с этим, государственные органы предоставляют в распоряжение упол¬номоченных банков денежные ресурсы бюджета, раздают квоты и лицензии. Государство не предпринимает также серьезных усилий и для повышения социальной ответственности бизнеса. Под предло¬гом повышения конкурентоспособности предприятий фактически разрушена их социально-бытовая и культурная инфраструктура.

Таким образом, направление изменений социально-экономичес¬кой ситуации в стране в последние годы находится в явном несо¬ответствии с современными социальными целями. Практически утрачены даже фрагментарные элементы «государства благососто¬яния» в социальной жизни советского периода. Это усугубляет экономические проблемы страны, затрудняет выход из кризиса.

Среднемесячный доход на одного члена семьи у тех, кто причис¬ляет себя к материально высокообеспеченным, составляет 5940 руб., к среднеобеспеченным — 1275 руб., малообеспеченным — 600 руб., к живущим за чертой бедности — 400 руб. Если пересчитать приве¬денные показатели двух последних малоимущих категорий в доллары, то получится, что в России 3/4 населения имеют душевой доход в месяц 16-24 дол., т.е. на один день от 50 до 80 центов.

В периоды экономических рецессии в развитых странах мира снижение реальной заработной платы также имеет место, однако не столь глубокое. Например, в США в кризисном 1980 г. реальная заработная плата снизилась на 4,3%, а в 1991 г. — на 1%. Небольшие колебания реальной заработной платы предопределяют малые коле¬бания потребительского спроса. Они не позволяют, тем самым, эко¬номике страны «провалиться» в глубокий кризис, поддерживают В условиях кризиса возрастает необходимость сочетания рыноч¬ных механизмов с государственным регулированием социально-экономических процессов на всех уровнях — от федерального до муниципального. При этом возрастающая роль отводится институ¬там гражданского общества.

Вывод

Антикризисное управление имеет два аспекта: недопущение кризиса, а также эффективное его преодоление. Современный менеджер должен быт постоянно готов к кризисным ситуациям и иметь план по их преодолению. Природа кризиса и причина его возникновения может быть довольно разнообразной, но непосредственная вина в его наступлении всегда ложится на менеджеров.

Существует большое количество методов оценки финансового состояния организации, которые могут дать представление о ее слабых местах и даже оценить вероятность ее банкротства. Методы горизонтального и вертикального анализов позволяют судить о структуре и динамике основных показателей баланса предприятия, метод коэффициентов непосредственно указывает на проблемные места, многофакторные модели оценивают финансовое состояние компании в целом, а сравнительный анализ позволяет учесть показатели работы других предприятий рынка.

Суть механизмов антикризисного управления заключается во внедрении системы методов предварительной диагностики угрозы банкротства и своевременном проведении финансового оздоровления организации, обеспечивающего ее выход из кризисного состояния. Само по себе финансовое оздоровление состоит из трех этапов: этап устранения неплатежеспособности, этап восстановления финансовой устойчивости, и этап обеспечения финансового равновесия.

Государственное регулирование кризисных ситуаций направлено на недопущение системных кризисов на рынках и обеспечении гарантий максимального возврата средств кредиторам обанкротившегося предприятия. Новый закон о банкротстве детальнейшим образом описывает процедуру банкротства и правила действия сторон. Законодательные процедуры ориентированы в первую очередь на поиск возможностей по санации предприятия, и лишь при полном исчерпании таких возможностей – на его ликвидацию.

Список литературы

1. Абалкин Л. К цели через кризис. М.: Луч, 1992.

2. Буайе Робер. Теория регуляции: Критический анализ: Пер. с фр. М.:РГГУ, 1997.

3. Вопросы бюджетно-налогового федерализма в России и США. М., 1996.

4. Воркуев Б.Л. Ценность, стоимость и цена.

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»