←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5
сама рыночная эко¬номика добровольно, поворачивает ее к интересам народа и придает ей, как уже отмечалось, статус социальной рыночной экономики.
В этих условиях государство часто жертвует экономической эффективнос¬тью ради социальной защиты населения и социального спокойствия общества. Например, дополнение светофоров звуковой сигнализацией для слепых, спе¬циальные подъемники на общественном транспорте для инвалидов в Японии, Швеции, других странах с социальной рыночной экономикой наглядно под¬тверждают этот вывод.
Кстати, говоря о целесообразности использования в России зарубежного опыта эффективной реализации экономических и социальных функций ин¬ститутов государственной службы, можно отметить, например, следующее. Иногда считают, что в Японии ослаблена роль государства в регулировании экономики и развитии социально-трудовых отношений. Действительно, по¬верхностный взгляд на опыт этой страны вроде бы подтверждает сказанное. Государство, например, не является напрямую субъектом трипартизма и соци¬ального партнерства. Однако более глубокий анализ японского опыта свиде¬тельствует об обратном — государственное влияние присутствует везде и во всем. Другое дело (и это японские традиции), формы, методы и механизмы влияния государства на экономику не заметны, не навязчивы, эластичны и оригинальны. В частности, в области профобучения государство устанавлива¬ет единые стандарты, которые все обязаны выполнять. Такой же инструмент оно использует при регулировании проблем занятости, найма, оплаты труда и т.д.
Опыт Японии также свидетельствует о том, что в этой стране успешно ис¬пользуется третий пятилетний план. Его характерные особенности — про¬зрачность, коллективизм в процессе разработки и выполнения, большое вос¬питательное значение. Проекты пятилетних планов активно обсуждаются в коллективах, на предприятиях, в учебных и научных организациях. В ходе обсуждения отсутствует формализм, так как японцы понимают, что все, что запланировано, направлено на развитие человека, рост его благосостояния и улучшение качества жизни. Поэтому все население заинтересовано в ре¬ализации планов, которые объединяют людей, интегрируют их интересы, творчество, интеллект и действия. При таком подходе не решаемых задач, как правило, не бывает. И конечно, ведущая роль в разработке, процедуре принятия и реализации планов принадлежит институту государственной службы.
2. Японский опыт подготовки
государственных служащих
Институт государственной службы в России находится в стадии становле¬ния, поиска эффективных форм и методов реализации возложенных на него функций. Эти процессы идут нелегко, поэтому зарубежный опыт, в частности Японии, может быть очень полезным при решении данной проблемы.
Прежде всего следует отметить, что по сравнению с другими развитыми странами в Японии значительно меньше государственных служащих. Они со¬ставляют лишь 8,1% общего числа работающих. Для сопоставления: в Герма¬нии — 15,1%, в США — 15,5, во Франции — 22,6% (см. рис. 2).
Рис. 2. Отношение числа госслужащих к общему числу работающих
Своеобразен и эффективен инструментарий, используемый государствен¬ными служащими в процессе совершенствования технической политики и ро¬ботизации, принципов социального партнерства, регулирования взаимоотно¬шений работодателей и наемных работников, социального страхования и т.д.
Во многом эффективность государственного регулирования экономики объясняется высочайшим профессионализмом, гибкостью и ответственностью государственных служащих, обеспечивающимися прежде всего отработанным механизмом их подготовки, стержнем и фундаментом которой являются пять известных во всем мире японских систем, основанных на традициях и философии нации. Они определяют и пронизывают систему подготовки госслужащих, начиная с отбора будущих чиновников и заканчивая их увольнением.
В Японии убеждены, что именно на этих системах и зиждется так называемое "японское чудо" — стремительное вхождение Японии в состав самых высокоразвитых стран мира.
В структуру пяти великих японских систем, цементирующих стройную систему подготовки госслужащих, входят:
система пожизненного найма;
система кадровой ротации;
система репутаций;
система подготовки на рабочем месте;
система оплаты труда.
Прежде чем перейти к краткому их анализу, отметим одно общее принци¬пиально важное обстоятельство. Ценность и причина действенности этих сис¬тем заключается в том, что они представляют собой не набор отдельных эле¬ментов, а являются системами в единой системе. Каждая из них, дополняя дру¬гую, является основой и условием ее функционирования, способствует запуску следующих и эффективной их работе. Одна система не может существовать (без другой. В сумме они составляют единый слаженный механизм, формирую¬щий мощную мотивационную среду, обеспечивающую подготовку высоко¬профессиональных чиновников и полную реализацию их творческих и интел¬лектуальных способностей.
В такой обстановке мотивационная среда направляет усилия и потенциал госслужащего на решение проблем, стоящих перед регионом и страной в целом. Это то, чего не хватает российскому институту государственной службы. У гос¬служащих в России нет заинтересованности в целенаправленном и результа¬тивном труде.
Первым, ключевым элементом единого механизма японской системы под¬готовки и использования кадров госслужащих является система пожизненного найма. Она в классическом виде в настоящее время применяется лишь на некоторых крупных предприятиях и государственной службе. В остальных случаях нет юридически оформленного, официального пожизненного найма. Скорее, речь идет о джентльменском соглашении между работодателем и на¬емным работником.
Впервые термин "пожизненный найм" применил американский ученый Абегулен в книге "Японские заводы". Он обратил внимание на то, что уже в 50-е годы в Японии не действовала система увольнений, подобная американской, когда при необходимости (снижение объемов производства, тяжелое финансовое поло¬жение предприятий и т.п.) увольняли работников, принятых последними. В таких ситуациях японские работодатели занимались их переподготовкой, переобуче¬нием и использовали на других рабочих местах, а не увольняли. Смысл пожиз¬ненного найма не в формальном правовом, юридическом его закреплении, а в реальном обеспечении заинтересованности работников трудиться в данной ор¬ганизации максимальное время и пожизненно связать с ней свою судьбу. Сами японцы в этом смысле часто приводят такое сравнение: "Можно довести лоша¬дей до пруда, но заставить их, если они не хотят, пить воду из пруда нельзя". Поэтому продолжительность работы человека в одной организации в основ¬ном зависит от умения администрации заинтересовать работника, в частности, оплатой труда, вознаграждением за выслугу лет, премиями, повышением его профессиональной подготовки, различными социальными льготами, нефор¬мальной заботой о сотруднике и его семье. В этой связи системы обучения, оп¬латы труда, являясь самостоятельными, в то же время тесно связаны с систе¬мой пожизненного найма и выступают составными ее элементами.
Система пожизненного найма начинается с механизма
назначения на го¬сударственную службу, который включает:
принятие на государственную службу (ГС);
повышение в должности госслужащего;
перевод на другую должность;
смещение с должности.
Принципы назначения на ГС:
по приоритетам, в соответствии с итогами вступительного экзамена или аттестации
по способностям (учитываются результаты экзаменов для вновь принимаемых, проверки уже работающих, наличие свидетельств, аттестатов, дипломов и т.д.);
принцип нейтральности — госслужащие могут иметь свои политические
убеждения, но не разрешается, чтобы это отражалось на профессиональной работе на ГС, так как они должны осуществлять решения правительства и парламента
принцип равных возможностей стать государственным служащим для всего населения;
принцип равенства ко всем, кто принят на ГС.
В Законе о государственной службе определены условия непригодности для поступления на ГС. Если такой человек случайно все же попадает на госслужбу, он проработает недолго. Японская система оперативно выявляет данное противоречие, и работника увольняют. К лицам, не имеющим права рабо¬тать на ГС, относятся:
недееспособные;
неправоспособные, т.е. те, кто по японским законам лишены права распоряжаться имуществом и собственностью;
лишавшиеся и лишенные свободы;
уволенные ранее с работы, в том числе в частном секторе, в дисциплинарном порядке;
участвующие в деятельности организаций, занимающихся подрывной деятельностью.
В настоящее время в Японии наблюдается тенденция постепенного сокращения числа ограничений для поступающих на государственную служб Прежде всего здесь речь идет о второстепенных условиях при приеме на Г таких, как возраст, национальность, гражданство.
Государственные служащие Японии подразделяются на две категории:
1) госслужащие правительственных (центральных) органов (министерств, ведомств, комитетов, управлений и т.д.). Они, в свою очередь, подразделяются на две большие группы:
государственные служащие, участвующие в принятии решений и поста¬новке задач (это так называемые особые госслужащие);
госслужащие, реализующие и выполняющие принятые решения и поставленные задачи (их называют обычными госслужащими);
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5
|
|