Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Управление /

Зарубежный опыт подготовки государственных служащих как условие эффектиной реализации их экономических и социальных функций

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 



Скачать реферат


предприятия и госслужба не тре¬буют от школ, да и вузов специальной подготовки. Они сами "доводят" обуче¬ние своего работника (бывшего выпускника школы) до уровня, нужного этой организации. Таким образом, в Японии образовательные функции четко раз¬делены между школьным образованием, обеспечивающим фундаментальное обучение, и внутрифирменным, обеспечивающим профессиональное обуче¬ние. Кроме ОЧТ, подготовкой центральных госслужащих занимается также Институт повышения квалификации при Управлении по делам персонала . Причем, что характер¬но и отличается от российской практики, как говорится, с точностью до наобо¬рот, в Японии переподготовку и повышение квалификации во внешних орга¬низациях проходят госслужащие всех уровней вплоть до начальника отдела министерства, ведомства, управления и заместителя мэра провинции. Как из¬вестно, в Российской академии государственной службы при Президенте Рос¬сийской Федерации, как правило, обучаются руководители, начиная с долж¬ности начальников отделов федеральных органов управления (высшие, главные и ведущие категории ГС). И в этом нет никакого противоречия, поскольку в Японии на ГС, как уже отмечалось, не попадают случайные люди. Начальники департаментов, министры и заместители министров, мэры провинций и т.д. в свое время, проходя ступени ротаций, занимали более низкие должности. Поэ¬тому все они неоднократно проходили подготовку на рабочем месте и повы¬шали квалификацию во внешних учебных заведениях. В Японии считают, что занимающих высокие должности учить нецелесообразно. Они проходят лишь стадии самоподготовки и самообразования.

Подготовкой госслужащих местных органов управления занимается Академия государственной службы, которая входит в структуру Министерства по делам местного самоуправления. В Конституции Японии записано, что мест¬ные органы власти — это органы самоуправления, к которым относятся пре¬фектуры и муниципалитеты, их руководителей избирает народ. В Японии 47 губернаторов префектур, 3200 мэров. В Академии государственной службы проходят переподготовку и повышение квалификации более тысячи госслужа¬щих префектур и муниципалитетов в год.

Высокая результативность труда государственных служащих во многом обеспечивается созданием действенных систем их мотиваций и прежде всего оплаты труда. Система оплаты труда госслужащих строится следующим обра¬зом. Размер заработной платы (оклада) определяется двумя пока¬зателями: градацией (разрядом) соответствующей должности (квалификации) работника и ступенью, определяемой возрастом (стажем) сотрудника. В разра¬батываемых типовых сетках по оплате труда госслужащих 11 градаций и 32 ступени. Учет результатов работы госслужащего осуществляется периодич¬ностью (скоростью) перевода его из одной градации в другую.

Следующая, более высокая ступень по оплате труда присваивается через каждый год (максимум два) работы. Например, госслужащий по своей долж¬ности имеет 6-ю градацию, а по стажу работы — 21-ю ступень. Тогда его должностной оклад в месяц составит 410,2 тыс. иен. Через год он перешел на 22-ю ступень. Должностной оклад увеличивается до 414,3 тыс. иен (см. табл. 2). Оплата труда государственных служащих, имеющих уровень градации выше 11-го, производится по другой сетке (это министры, заместители министров, начальники департаментов и их заместители некоторых министерств Японии). С учетом японского опыта можно совершенствовать 18-разрядную Единую та¬рифную сетку (ETC), по которой в России оплачивается труд работников бюд¬жетной сферы (учителей, медиков, ученых и т.д.). Для этого внутри каждого разряда целесообразно ввести ступени, дифференцирующие размеры оплаты труда в зависимости от фактических результатов работы бюджетников. Тогда у работников будет больше заинтересованности в качественных результатах труда, более полной реализации своих физических и интеллектуальных спо¬собностей.

Для государственных служащих Японии, так же как и для работников част¬ного сектора, кроме оплаты труда предусмотрены выплаты некоторых видов пособий (семейное пособие, в том числе на детей; транспортное пособие или оплата стоимости бензина личного автомобиля; региональные пособия; посо¬бия за особые условия труда). Пять должностных окладов в год выплачивают в виде бонусов (0,8 — в марте, 2 — в июле, 2,2 — в декабре).

Ежегодно Управление по делам персонала изучает уровень оплаты труда госслужащих по всем градациям и ступеням с учетом их квалификации, обра¬зования и т.д. по сравнению с заработками работников производственного (частного) сектора. Для этого обследуются частные предприятия с численнос¬тью работающих более 100 человек. В Японии всего свыше 4 млн. предпри¬ятий, из них для корректировки уровня оплаты труда государственных служа¬щих изучается 38 107 предприятий (производственных единиц). В соответст¬вии с Законом о статистике частный сектор обязан предоставить достоверную информацию по заработной плате сотрудников, так как от этого зависит дина¬мика оплаты труда госслужащих.

Эти данные публикуются в печати, сравниваются с уровнем оплаты труда на ГС, и она приводится в соответствие с ними. Таким образом, уровень опла¬ты труда госслужащих прямо пропорционально зависит от оплаты труда в производственном секторе. Думается, что это вполне разумно и научно обо¬снованно. Логика рассуждений здесь следующая: в конечном счете основная задача госслужбы — через экономический рост обеспечить высокие заработки и достойный уровень жизни населения. Если растет зарплата в производствен¬ной сфере, значит, увеличиваются макроэкономические показатели страны (ВВП, ВНП и т.д.), поскольку оплата труда работников предприятий тесно свя¬зана с конечными производственными результатами. Следовательно, есть эко¬номическая и моральная основа для адекватного повышения окладов государ¬ственным служащим, которое утверждается решением парламента. Если, на¬оборот, заработная плата работников производственного сектора сокращается, то соответственно делаются пересчеты в сторону уменьшения окладов госслу¬жащих.

4. Подготовка и переподготовка работников

государственного и муниципального

управления в Германии

Специфика подготовки и переподготовки работников государственного и муниципального управления в Германии определяется особым статусом чи¬новника и условиями его продвижения по службе. Немецкий чиновник обла¬дает пожизненным статусом и является представителем особого сословия. Лишь в немногих областях чиновничья должность, например бургомистра, яв¬ляется временной. Начальник может уволить чиновника только в случае со¬вершения им служебного проступка, и то после официального расследования и вынесения приговора дисциплинарным судом. Особо регулируются служеб¬ные правоотношения "политических служащих", т.е. высших чиновников-ми¬нистров, заменяемых при смене правящих партий.

Чиновники федерального уровня, земель и общин принадлежат к раз¬личным рангам (высшему, повышенному, среднему и низшему). Для каждого ранга предусматриваются определенные образовательный ценз и стаж работы. Чиновники низшего и среднего ранга (шоферы, вахтеры, секретари, стеногра¬фистки, служащие вспомогательных служб) обычно выполняют сугубо вспо¬могательные функции и, строго говоря, не являются чиновниками в нашем по¬нимании. Служащие рангом выше должны иметь как минимум высшее образо¬вание и пройти 3 года подготовительной службы. Чиновники высшего ранга— университетское образование и 2 года подготовительной службы.

В Германии есть ряд высших учебных заведений, готовящих кадры для гос¬службы. Это прежде всего Федеральная высшая школа государственного и му¬ниципального управления и соответствующие земельные высшие школы, Фе¬деральная академия государственного управления Министерства внутренних дел. В Федеральной высшей школе работают факультеты общей администра¬ции, внешних сношений, администрации бундесвера, железнодорожного дела, общественной безопасности, почты, социального страхования. Только пере¬числение факультетов дает представление о том, что понятие "госслужба" в Германии имеет достаточно широкие рамки, и подготовка чиновников охваты¬вает все отрасли, принадлежащие государству. Обучение в Федеральной высшей школе длится 3 года, из них 1,5 года занимает учеба в аудиториях, 1,5 года-практика на местах. Из 314 германских вузов подготовкой управленческих кадров для госслужбы занимаются 26 учебных заведений. В университетах обучаются 76% общего количества германских студентов, а в высших школах по подго¬товке управленческих кадров — 3-5%.

Наряду с вузами, занимающимися первичной подготовкой госслужащих повышенного ранга, в Германии имеется система учебных заведений, в кото¬рых проходят подготовку и повышение квалификации работающие чиновни¬ки госслужбы. Центральное место в этой системе занимает Федеральная акаде¬мия государственного управления при Министерстве внутренних дел Герма¬нии. Она расположена в Бонне, ее филиал — в Берлине. Занятия проводятся последующим основным направлениям:

• компенсирующие курсы, в рамках которых осуществляется углубленная подготовка по смежным видам деятельности, например, юристы обучаются экономическим знаниям, а экономисты — юридическим;

• курсы подготовки чиновников высшего и повышенного ранга, которые впервые начинают работать на руководящих должностях, а также по специаль¬ным программам для отдельных земель;

• семинары, имеющие целевое назначение (функциональные и предмет¬ные области деятельности чиновников, повышение квалификации в связи с работой в международных организациях, с объединением Германии и др.);

• курсы и семинары в соответствии с деятельностью фондов и междуна¬родных организаций (Германский международный фонд развития, Европей¬ское сообщество и т.д.).

Повышают квалификацию в Академии в общей сложности более 10 тыс.

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»