Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Управление /

История становления и современные концепции управления

←предыдущая  следующая→
1 2 



Скачать реферат


План:

1. Становление и развитие теории и практики управления.

2. Классическая школа управления.

3. Неоклассическая школа управления.

4. Современные концепции управления.

1. Становление и развитие теории и практики управления.

Возникновение управление связанно с необходимостью достичь целей, которые невозможно достичь в одиночку. Это были прежде всего хозяйственные оборонные и другие цели, которые требовали совместных действий людей, разделения функций между ними и координации коллектива.

В доисторическую эпоху возникли охотничьи племена, скотоводческие кочевые племена, земледельческие общины. Эти три способа предлагали разделение людей на две группы: на тех кто занят трудовой деятельностью и на тех кто управляет ими. Между этими двумя группами стали складываться опреде-ленные отношения – отношения управления. Следующим эта-пом развития управления стало образование аппарата государ-ства. Один из крупнейших исследователей истории управления Л. Маморорд охарактеризовал данный этап в своей работе "Миф машины". Для данного этапа характерно создание аппа-рата управление в государственном масштабе с четкими разде-лением труда, командной иерархией, стандартизацией, проекти-рованием и планированием.

Создание государства существенно раздвинуло границы человесеских возможностей. Создание государства обусловило и возникновение городов. Черпая ресурсы из большого разно-образия человеческих способностей, город создал эффективное средство организации управления, основанные на богатейшем ансамбле квалификаций, способностей и интересов.

Однако, при своем многообразии форм городского само-управления города не могли заменить собой государство, ибо задачи управление города и государства не идентичны, и горо-да-государства оказались весьма хрупкими организациями.

Следующим этапом является развития управления, связан-ный с возникновением и распространением христианства. Но-выми социальными инструментами уже в настоящем становят-ся бенедиктинские монастыри, которые представляли собой не-большие группы людей, принимавших труд по завету святого Бенедикта Нурсийского не как проклятие раба, но как мораль-ный и религиозный долг свободного человека.. В этих мона-стырях сохранялась и власть, и дисциплина, и субординация.Но принадлежность к монастырю была добровольной, контакты были личными, физические и интеллектуальные занятия были тщательно продуманы и организованы по чинам Бенедиктовцы понимали, что даже самый благородный труд притупляет мысли и чувства Поэтому уже к XI столетию создали и широко ис-пользовали сберегающий труд энергетические машины.

Бенедиктовская система показала, как эффективно может быть выполнена любая работа, когда она упорядочена, когда принуждения заменяют сотрудничеством, когда используются все способности человека.

Аналогичные выводы можно сделать и рассматривая опыт управления экологической деятельностью монастырей в России, где монастыри как хозяйство отличались высокой культурой, четкой организацией и духом сотрудничества.

В России сложилась новая форма трудовой деятельности - артель. Каковы же отличительные особенности русской артели-как формы управления.

Во-первых, артель была добровольным товариществомсо-вершенно равноправных работников, которые на основе взаи-мопонимания и взаимовыручки могли решать практически лю-бые хозяйственные и производственные задачи.

Во-вторых, члены артели были связаны между собой кру-говой порукой. Эта ответственность друг за друга важнейший отличительный признак.

В третьих, в артели, как в любой организации, один из чле-нов выполнял распорядительные функции, но если он пытался эксплуатировать других членов артели, то такие попытки жес-токо пресекались. В руководителях артели ценилась твердая во-ля, выражающоя интересы артели, но не подавляющая само-стоятельнось ее рядовых членов.

Артель можно рассматривать как самоуправляемый трудо-вой коллектив.

II

Эпоха технической революции позволила создавать новые энергетические машины, оптические и измерительные инстру-менты, принципы организации массового производства, автома-ты и программирование. Однако регулярность, эффективность и планомерность монастырского труда в XIX стали вытесняться разделением труда на отдельные примитивные операции. В мес-те с тем к началу XX века стали складываться определенные предпосылки для становления научного управления.

Возникновение научного управления обычно связывают с работами Ф. Тейлора, в частности с выходом в свет в 1911 году его книги "Принципы научного управления". Ф. Тейлор инже-нер по образованию – создал первую систему научного управ-ления. Цель системы Тейлора – обеспечить максимальную при-быль владельцу предприятия, заставляя рабочего трудиться с предельным напряжением сил.

Основные положения системы Тейлора:

 нормализация приемов и условий работы

 выполнение каждым работником только той работы, на ко-торую он наиболее способен

 отбор работников на основе научно определенных призна-ков, их обучение и тренировка

 точные инструкции каждому работнику

 специальная подготовка работников

 учет и контроль всех видов работ

 отделение административной работы от исполнительной, введение института мастеров, осуществляющих руководство рабочими

 попытка объединить сотрудничество администрации и ра-ботников.

Современником и в значительной мере единомышленником Тейлора был Эмерсон. Лингвист по образованию, он в 23 года возглавил отделение лингвистики университета штата Небро-ска. Через 6 лет Эмерсон оставил научную карьеру и стал зани-маться банковскими и торговыми операциями, затем выполнял экономические и инженерные работы для железной дороги, представляя интересы одного британского синдиката в США, Мексике и Канаде, некоторое время управлял компанией по производству стекла. Главная работа Эмерсона – "Двенадцать принципов производительности" вышла в свет в 1912 году. Главное внимание в этой работе уделено концепции "произво-дительности", то есть эффективности, под которой он понимал оптимальное соотношение между совокупными затратами и экономическими результатами.

Первым принципом "производительности" по Эмерсону, является четкое определение идеалов и целей.

Второй принцип "производительности" – здравый смысл.

Анализируя основные статьи баланса внешней торговли США начала века и обнаруживая превышение вывоза природ-ных ресурсов над ввозом, Эмерсон приходит к выводу, что с точки зрения долговременных национальных интересов такая торговля лишена здравого смысла. О здравом смысле в этом по-нимании не мешало бы подумать и нынешним российским предпринимателям и чиновникам, осуществляющим внешне-торговые операции в конце 20 века.

Третьим принципам "производительности" Эмерсон счи-тал компетентную консультацию. Суть этого принципа состоит в умении руководителя воспринимать компетентное мнение специалистов и учитывать его при окончательном выборе ре-шения.

Четвертый принцип – дисциплина. Этот принцип тракту-ется прежде всего как безусловное подчинение руководителю т.е. как исполнительская дисциплина.

Пятый принцип – справедливое отношение к персоналу не только вознаграждение за выполненную работу, но и но и уме-ние использовать работника на той работе, где он может макси-мально раскрыть свой способности.

Шестой принцип – быстрый, надежный, полный, точный и постоянный учет. Под учетом понимается документирование.

Седьмой принцип – диспетчирование

Восьмой принцип – нормы и расписания. Выдвигая в каче-стве основной задачи производительности постоянное повыше-ние результата при неуклонном сокращении затрачиваемых усилий, Эмерсон приходит к выводу, что для получения желае-мого результата легче соблюдать определенный темп и ритм работы.

Девятый принцип сформулирован как нормализация усло-вий. Суть этого принципа состоит в определении оптимальных условий для деятельности работника.

Десятый принцип – нормирование операций, которые предполагает деление всей работы на стандартные операции и их выполнение по определенному плану в четко обозначенное время и в заданной последовательности.

Одиннадцатый принцип – написание стандартных инст-рукций. При написании стандартных инструкций необходим взвешенный подход, позволяющий отобрать оптимальный ва-риант деятельности и решения управленческих задач и распро-странять этот опыт во всех подразделениях фирмы.

Двенадцатый принцип – вознаграждение за производи-тельность.

К классической школе управления можно отнести и Генри Форда. Механик и предприниматель, он был известен как та-лантливый организатор массового производства автомобилей в США. Форд принял систему Тейлора и старался заменить на своих заводах ручную работу машинной. В основу организации управления им были положены следующие принципы: макси-мум разделения труда, специализация, расстановка оборудова-ния по ходу технологического процесса, механизация транс-портных работ, регламентированный ритм производства про-дукции. К теоретикам классической школы управления относят и французского ученого А. Файоля. В работе "Общее и про-мышленное управление", Файоль определяет функции, принци-пы и элементы управления. В качестве важнейших функций управления выделены техническая, коммерческая, финансовая, страховая, учетная и административная.

Техническая – функция охватывает технические операции, такие, как производство, выделка, обработка. Без этих операций невозможно производство.

Коммерческая функция

←предыдущая  следующая→
1 2 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»