Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Управление /

Классификация методов проведения исследования систем управления

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 



Скачать реферат


Министерство образования

Всеволожский филиал РГГУ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по предмету: Исследование систем управления

на тему: Классификация методов проведения исследования систем управления

Специальность: Менеджмент организации

Проверил: Касьянов В. В.

г. Всеволожск

2004

Содержание

Введение 2

1. Классификация методов в соответствии с решаемыми задачами 3

2. Методы, основанные на использованиии знаний и интуиции специалистов 6

3. Методы формализованного представления систем управления 12

Заключение 18

Использованная литература 19

Введение

Исследование систем управления – главный фактор научного подхода к совершенствованию управления. Современными приемами и методами исследования в определенной мере должен владеть каждый менеджер. А для этого необходимо изучать эти методы.

Современная наука имеет обширный и богатый арсенал методов исследования. Но успех исследования в значительной мере зависит от того, каким образом, по каким критериям выбираются методы для проведения конкретного исследования и в какой комбинации эти методы используются.

Классификация методов позволяет упорядочить представление об их составе, связях и особенностях.

Методы исследования представляют собой способы, приемы проведения исследований. Их грамотное приме¬нение способствует получению достоверных и полных результатов исследования возникших в организации про¬блем. Выбор методов исследования, интеграция различ¬ных из них при проведении исследования определяется знаниями, опытом и интуицией специалистов, проводя¬щих исследования.

Эффективность исследования систем управления во многом определяется выбранными и использованными методами исследования.

В этой работе рассматривается структуризация основных методов исследования систем управления. Также приведены краткие характеристики некоторых из них.

1. Классификация методов в соответствии с решаемыми задачами.

Всю совокупность методов исследования можно раз¬бить на три большие группы:

1. МАИС - методы, основанные на использовании знаний и интуиции специалистов (творческой деятельности)

2. МПФС - методы формального представления систем

3. комплексные методы - используют элементы и МАИС и МПФС

Первая группа — методы, основанные на выявлении и обобщении мнений опытных специалистов-экспертов, ис¬пользовании их опыта и нетрадиционных подходов к анализу деятельности организации включают:

метод «Мозговой атаки»,

морфологический анализ

метод типа «сценариев»,

метод экс¬пертных оценок (включая SWOT-анализ),

метод типа «Дельфи»,

метод структуризации («дерево целей», графические методы, сетевые модели)

морфологические методы .

Вторая группа — методы формализованного представ¬ления систем управления, основанные на использовании математических, экономико-математических методов и моделей исследования систем управления. Среди них можно выделить следующие классы:

1. аналитические (включают методы классической ма¬тематики — интегральное исчисление, дифференциаль¬ное исчисление, методы поиска экстремумов функций, вариационное исчисление и другие, методы математиче¬ского программирования, теории игр);

2. статистические (включают теоретические разделы математики — математическую статистику, теорию веро¬ятностей — и направления прикладной математики, ис¬пользующие стохастические представления — теорию массового обслуживания, методы статистических испы¬таний, методы выдвижения и проверки статистических гипотез и другие методы статистического имитационного моделирования);

3. теоретико - множественные, логические, лингвистиче¬ские, семиотические представления (разделы дискрет¬ной математики, составляющие теоретическую основу разработки разного рода языков моделирования, авто¬матизации проектирования, информационно-поиско¬вых языков);

4. графические (включают теорию графов и разного рода графические представления информации типа диаграмм, графиков, гистограмм и т.п.).

Наибольшее распространение в экономике в настоя¬щее время получили математическое программирование и статистические методы. Правда, для представления ста¬тистических данных, для экстраполяции тенденций тех или иных экономических процессов всегда использова¬лись графические представления (графики, диаграммы и т.п.) и элементы теории функций (например, теория производственных функций). Однако целенаправленное применение математики для постановки и анализа задач управления, принятия экономических решений разного рода (распределения работ и ресурсов, загрузки оборудо¬вания, организации перевозок и т.п.) началось с внедре¬ния в экономику методов линейного и других видов математического программирования. При¬влекательность этих методов для решения формализо¬ванных задач, какими обычно являются названные выше и другие экономические задачи на начальном этапе их постановки, объясняется рядом особенностей, отличаю¬щих методы математического программирования от ме¬тодов классической математики.

При стремлении более адекватно отобразить про¬блемную ситуацию в ряде случаев целесообразно приме¬нять статистические методы, с помощью которых на основе выборочного исследования получают статистиче¬ские закономерности и распространяют их на поведение системы в целом. Такой подход полезен при отображе¬нии таких ситуаций, как организация ремонта оборудо¬вания, определение степени его износа, настройка и ис¬пытание сложных приборов и устройств и т.д. Все более широкое применение находит статистическое имитаци¬онное моделирование экономических процессов и си¬туаций принятия решений.

В последнее время с развитием средств автоматиза¬ции возросло внимание к методам дискретной матема¬тики: знание математической логики, математической лингвистики, теории множеств помогает ускорить разра¬ботку алгоритмов, языков автоматизации проектирова¬ния сложных технических устройств и комплексов, язы¬ков моделирования ситуаций принятия решений в орга¬низационных системах.

В настоящее время в экономике и организации производства применяются практически все группы методов формализованного представления систем.

К третьей группе относятся комплексированные методы:

комбинаторика,

ситуационное моделирование,

топология,

графосемиотика и др.

Они сформировались путем интеграции экспертных и формализованных методов.

Специалист по системному анализу должен пони¬мать, что любая классификация условна. Она лишь сред¬ство, помогающее ориентироваться в огромном числе разнообразных методов и моделей. Поэтому разраба¬тывать классификацию нужно обязательно, но делать это следует с учетом конкретных условий, особенно¬стей моделируемых систем (процессов принятия реше¬ний) и предпочтений, которым можно предложить вы¬брать классификацию.

Этапы выбора методов исследования сложных систем :

1. классификация систем и отнесение исследуемой к определенному классу

2. выделение задач в рамках исследуемой системы и отнесение их к определенному классу, выработка управленческих воздействий

3. выделение всех связей между элементами и целями системы в виде детерминированных или аналитических зависимостей (если выделили зависимости, то можно использовать аналитические методы)

4. отображение наиболее значимых элементов и их свойств (более углубленная обработка для выбора целей), т.е. релевантных факторов (наиболее подходящих для решения конкретных задач, достижения конкретных целей)

5. выбор метода, адекватного нашему классу задач, классу систем (поставленной задаче, выбранной системе) и факторам, детерминированным зависимостям

Основные закономерности, которые необходимо учитывать при выборе методов :

1. целенаправленность (здесь используются методы структуризации)

2. целостность (эмерджентность) - система неадиативна - не сумма качеств составляющих ее элементов

3. интегративность (любая система развивается, опираясь на свою предысторию, причинно-следственная связь должна быть четко оформлена)

4. коммуникативность (выражается наличием связи между элементами системы : чем плотнее и лучше выражена связь, тем лучше функционирует система)

5. иерархическая упорядоченность, характерная для систем управления. Свойство двуликого Януса : каждый элемент системы является целью и средством (если рассматривать иерархическую систему). Каждая системы является элементом более широкой системы.

6. потенциальная эффективность Флейшмана (эффективность системы зависит от эффективности ее отдельных

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»