←предыдущая следующая→
1 2
Московский Государственный Индустриальный Университет
ФЭМИТ
Курсовой проект
По дисциплине «Исследование систем управления»
Студент группы
Москва 2004
Содержание
Введение 3
1.1 Объект управления как система и подсистема 5
1.2 Взаимодействие объекта с окружающей средой 8
2. Формальное описание объекта управления 9
3. Множество рассматриваемых управлений 13
Список литературы 15
Введение
Во всяком исследовании существенную роль играют сознательно формулируемые цели и проблемы, состав познавательных задач и операций, методы познания, получаемые результаты.
В умении связывать эти составные элементы, планировать и контролировать ход научного исследования заключается основа труда исследователя. Как в выборе целей, так и в поисках методов и средств их достижения, он должен исходить из результатов достигнутых предшествующими поколениями исследователей.
При решении многих проблем приходиться использовать самые различные новые методы и средства познания, большой объем знаний.
Совершенно необходим строгий контроль исследователя за своими познавательными действиями, согласование результатов, получаемых при помощи методов познания.
Исследователь не может ограничиваться опытом и интуицией. Он обращается к теории познания, особенно к изучению познавательной деятельности, т.е. к методологии науки.
Методы и средства познания исследователи ищут, открывая и обосновывая целенаправленно.
В науке можно выделить 3 основных вида исследований:
1. Фундаментальные теоретические исследования. Научная проблема, формулируемая в таких исследованиях направлена на поиск новых идей, путей и методов познания и объяснения.
2. Целенаправленные теоретические исследования. Исследования направлены на критическое изучение ранее предложенных решений на модификацию, уточнение или эмпирическую проверку принятых в науке законов, теорий, гипотез. В развитии любой науки этот вид исследований играет важную роль. Внимание исследователей сосредотачивается на выделении точно установленных научных знаний из всего объема информации об изучаемых объектах.
3. Прикладные исследования и разработки. Направлены на критическое использование сформулированных законов и теорий, т.е. на поиски методов практического применения новых или уже известных источников энергии, способов создания новых средств труда, материальных средств познания, новых веществ, новых систем управления и т.д.
Такие исследования важны не только для народного хозяйства, но и для развития самой науки. Они ведут к новым открытиям.
Процесс научного творчества не сводится к логическим операциям выведения следствий из ранее достигнутого знания. Новые результаты не только могут логически не следовать из ранее достигнутого знания, но даже вступать с ним в противоречие.
Категориями характеризующими главные этапы научного исследования являются:
факт
научная абстракция
научная гипотеза
научная проблема
научная система
научная теория
В данной курсовой работе будут представлены рассуждения и исследования по ряду проблем, сложившихся на производственно-аграрном объединении «Золотая лоза» (Украина).
1.1 Объект управления как система и подсистема
Необходимо дать несколько определений для более точного изложения материала в данной курсовой работе. Управление – та среда экономики, которая формирует руководителя и предъявляет к нему требования. Система – совокупность элементов, взаимосвязанных между собой для достижения какой-либо функции. Все системы делятся на управляемые и управляющие, такие системы называются системами управления. Как правило, системы управления характеризуются как большие, сложные, динамические и стохастические системы. Соответственно системы состоят из отдельных систем или подсистем.
Итак, теперь можно рассмотреть сам объект исследования, т.е. производственное объединение «Золотая лоза».
Производственно-аграрное объединение «Золотая лоза» подчиняется Госкомсадвинпрому Украины. Объединение выпускает 18 марок вина.
Параметры системы:
наличие большого запаса коллекционных вин
наличие большого опыта в изготовлении вино водочной продукции
наличие ранее известной торговой марки
Свойства (функции) системы:
недостаточный ассортимент продукции
недостаточное качество продукции
низкие объемы производства
устаревшее оборудование
практическое отсутствие маркетингового отдела
Рис. 1 Структура предприятия «Золотая лоза»
Можно выделить несколько основных критериев из них только 3 будем рассматривать (К1, К2, К3):
1. Прибыль (у.е.) – 0 не менее в месяц, и не более . (К1)
2. Имидж предприятия (баллы) – 0 не менее и не более . (К2)
3. Объем выпуска продукции (тыс.декалитр/день) – N1 не менее и не более . (К3)
4. Транспортировка. (К4)
5. Экологичность производства. (К5)
Распределение критериев по организационной структуре предприятия:
Экономический отдел – прибыль
Рекламный отдел – имидж предприятия
Производственный отдел – объем выпуска продукции, экологичность производства.
Транспортный отдел – транспортировка.
Рис.2 Целевая область
1.2 Взаимодействие объекта с окружающей средой
Всякая система функционирует в среде. В реальной действительности нет обособленных систем. Окружающую среду составляют факторы, оказывающие существенное влияние на функционирование системы. Изучение системы предполагает ее взаимодействие со средой. В процессе исследования граница между системой и средой может существенно деформироваться. Уточнение представлений о системе влечет за собой уточнение представлений о среде.
Итак, вернемся производственному объединению «Золотая лоза».
Внешние условия:
наличие конкурентов
рынок весь поделен
отсутствие финансовой поддержки государства
Факторы воздействия на систему:
практически полная изоляция от всех возможных рынков сбыта
равнодушие властей к судьбе предприятия
Реакция системы на действие внешней среды:
увеличить ассортимент
увеличить объем продаж
проведение масштабных рекламных и других маркетинговых действий
проведение технологической модернизации
2. Формальное описание объекта управления
Выделенные ранее критерии можно теперь разложить на составляющие.
K1UW = у1 + у2 + С(у3) + у4 + Е(у5) + G(у7) + L(у8)
K2U = D(у4) + у3 + F(у6)
K3U = у1 + у2 + С(у3) + у4 + у6 + G3(у7)
Где
K1 – Прибыль (тыс. у.е.)
K2 - Имидж предприятия (баллы)
K3 - Объем выпуска продукции (тыс. у.е.)
U – (U1…U9) варианты решения (y4)
W – (W1…W8) варианты решения (y8)
С(у3) = 106 у.е.* у3 – Технология (Const) (млн. у.е.)
D(у4) = 10-4 у.е.* у4– Реклама (баллы)
Е(у5) = 103 у.е.* у5– Условия труда (тыс. у.е.)
F(y6) = y6 / 300 y.e. - Оплата труда (баллы)
G(у7) = 103 у.е.* у7– Квалификация персонала (тыс. у.е.)
L(у8) = 103 у.е.* у8 – Рынок сбыта (тыс. у.е.)
у1 - Основные фонды (млн. у.е.)
у2 – Оборотные фонды (млн. у.е.)
у3 - Технология (Const) (баллы)
у4 – Реклама (тыс. у.е.)
у5 - Условия труда (баллы)
у6 – Оплата труда (у.е.)
у7 – Квалификация персонала (баллы)
у8 – Рынок сбыта (баллы)
К1 (тыс. у.е.)
Годы у1 у2 С(у3) у4 Е(у5) G(у7) L(у8)
1997 10 1 4 20 3 4 3
1998 10 2 4 18 3,5 4 2,5
1999 9,5 1,5 4 10 3,5 4 2
2000 10,1 2 4 3 3,5 4 1
2001 10 1,1 4 0 3,5 4 0,3
2002 10 2 4 0 3 4 0,2
2003 9,5 1 4 0 3,5 4 0,3
К2 (баллы)
Годы D(у4) у3 F(у6)
1997 2 4 3
1998 1.8 4 2.5
1999 1 4 2.3
2000 0.3 4 1.8
2001 0 4 1.7
2002 0 4 1.8
2003 0 4 1.8
К3 (тыс. у.е.)
Годы у1 у2 С(у3) y4 у6 G(у7)
1997 10 1 4 20 900 4
1998 10 2 4 18 750 4
1999 9,5 1,5 4 10 690 4
2000 10,1 2 4 3 540 4
2001 10 1,1 4 0 510 4
2002 10 2 4 0 540 4
2003 9,5 1 4 0 540 4
K1UW (тыс. у.е.)
Годы показатели
1997 240
1998 170
1999 130
2000 90
2001 60
2002 30
2003 0
К2U
←предыдущая следующая→
1 2
|
|