Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Управление /

Организационные структуры

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 



Скачать реферат


ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Под философией управления мы будем понимать самые общие принципы, на основе которых строится структура управления организацией и осуществляются процессы управления. Конечно, философия качества и философия управления взаимосвязаны - философия качества задает цель и направление деятельности ор-ганизации, философия управления определяет организационные средства для дос-тижения этой цели. Основы философии управления, так же как и философии ка-чества, были заложены Ф. У. Тейлором.

И программа менеджмента качества Деминга, и принципы Тотальный Ме-неджмент Качества фактически направлены на изменение структуры системы управления предприятием. Рассмотрим основные типы структур управления предприятием с точки зрения их соответствия идеям современного менеджмента качества.

Термин "организационная структура" сразу же вызывает в нашем воображе-нии двумерную древовидную схему, состоящую из прямоугольников и соеди-няющих их линий. Эти прямоугольники показывают выполняемую работу и круг обязанностей и, таким образом отображают разделение труда в организации. От-носительное положение прямоугольников и соединяющие их линии показывают степень подчинения. Рассмотренные соотношения ограничены двумя измерения-ми : вверх - вниз и поперек, так как мы оперируем с ограниченным допущением, согласно которому организационная структура должна быть представлена на двумерной схеме, вычерчиваемой на плоской поверхности.

В самой же организационной структуре не содержится ничего такого, что ог-раничивало бы нас в этом отношении. Кроме того, эти ограничения на структуру организации часто вызывают серьезные и дорогостоящие последствия. Вот только четыре из них. Во-первых, между отдельными частями организаций такого рода возникает не сотрудничество, а конкуренция. Внутри организаций существует бо-лее сильная конкуренция, чем между организациями, и эта внутренняя конкурен-ция приобретает значительно менее этичные формы. Во-вторых, обычный способ представления структуры организаций серьезно затрудняет определение задач от-дельных подразделений и измерение соответствующих показателей качества ра-боты вследствие большой взаимозависимости подразделений, объединенных по-добным образом. В-третьих, это способствует созданию организаций, сопротив-ляющихся изменениям, особенно изменениям их структуры; поэтому они пере-рождаются в бюрократические структуры, не поддающиеся адаптации. Большин-ство таких организаций обучается крайне медленно, если обучается вообще. В-четвертых, представление организационной структуры в виде двумерного дерева ограничивает число и характер возможных вариантов решения возникающих про-блем. При наличии такого ограничения невозможны решения, обеспечивающие развитие организации с учетом технических и социальных изменений, темпы ко-торых все больше и больше растут. Существующая обстановка требует, чтобы ор-ганизации были не только готовы к любым изменениям, но и способны им под-вергаться. Другими словами, необходимо динамическое равновесие. Очевидно, что для достижения такого равновесия организация должна иметь достаточно гибкую структуру. (Хотя гибкость не гарантирует приспособляемости, тем не ме-нее она необходима для достижения последней).

Построение гибкой или обладающей какими-либо иными достоинствами ор-ганизационной структуры является одной из задач так называемого "структурного зодчества". Используя терминологию, принятую в архитектуре, можно сказать, что в данной работе излагаются основные идеи, на основе которых могут быть разработаны различные варианты решения проблемы организационной структуры без ограничений, связанных с ее графическим представлением.

Основные этапы процесса организацион-ного проектирования системы управления:

1. Фиксация состава и численности элементов системы.

2. Выбор конфигурации элементов системы в пространстве.

3. Проектирование структуры системы.

4. Разработка регламента процессов, происходящих в системе.

5. Фиксация информационных взаимосвязей элементов системы.

6. Проектирование технологии управленческих процессов.

Требования и характеристики форми-рования эффективных структур управле-ния:

1) сокращение размеров подразделений и укомплектование их более квалифицированным персоналом;

2) уменьшение числа уровней управления;

3) групповая организация труда как основа новой структуры управле-ния;

4) ориентация текущей работы, в том числе графиков и процедур, на за-просы потребителей;

5) создание условий для гибкой комплектации продукции;

6) минимизация запасов;

7) быстрая реакция на изменения;

8) гибко переналаживаемое оборудование;

9) высокая производительность и низкие затраты;

10) безупречное качество продукции и ориентация на прочные связи с потребителем.

Эти обстоятельства обычно предшествуют масштабному изучению органи-зации.

Рост масштаба деятельности. В условиях стабильных производственных процессов и сбыте при продолжительном увеличении размера предприятия появ-ляется необходимость к росту масштаба деятельности. И можно приспособиться к небо7льшим изменениям в структуре, но если основная структура остаётся без изменений, то от этого ухудшается функционирование предприятия.

Увеличение разнообразия. Расширение номенклатуры выпускаемой продук-ции или услуг, выход на разнообразные рынки дополнительное освоение новых производственных процессов вносят совершенно новые моменты в организацию, вплоть до структурных изменений предприятия.

Объединение хозяйствующих субъектов. Слияние нескольких предприятий обязательно вносит некоторые изменения в организационную структуру. Пробле-мы совпадения функций, излишнего персонала, путаница в распределении прав и ответственности требуют немедленного решения, следовательно следует ожидать крупных структурных перемен.

Изменение технологии управления. Научные достижения в области управле-ния начинают оказывать всё большее влияние на организационные структуры и процессы (прогрессивные методы обработки информации). Появляются новые должности, изменяются процессы принятия решений. Некоторые отрасли – про-изводство массовой продукции, некоторые финансовые учреждения – в действи-тельности изменились коренным образом благодаря успехам в области техноло-гии управления.

Влияние технологии производственных процессов. Быстрое развитие отрас-левых исследований, рост научных учреждений, повсеместное распространение управления проектами, растущая популярность матричных организаций – всё это свидетельствует о распространении влияния точных наук на промышленные ор-ганизации.

Внешняя экономическая обстановка. Большинство промышленных предпри-ятий находится в постоянно изменяющемся экономическом окружении. Некото-рые изменения совершаются резко, из-за чего нормальное функционирование предприятия внезапно становится неудовлетворительным. Другие изменения, ко-торые происходят медленнее и имеют более фундаментальный характер, вынуж-дают предприятия переключаться на другие сферы деятельности, а значит, появ-ляется новая организационная структура.

Каждое из отмеченных обстоятельств приводит к изменениям структуры и может указывать на необходимость пересмотра главной стратегии предприятия.

Неспособность выжить и функционировать эффективно чаще всего является результатом того, что:

 Принимаются необоснованные стратегические решения;

 Предприятия пытаются продолжить деятельность в объёме, который уже не является экономичным;

 Не удаётся наладить выпуск новой продукции или выпускается не на-ходящая сбыта продукция и не там, где надо;

 Фирмы, имеющие один рынок сбыта, не способны диверсифициро-вать производство.

Перераспределение задач, прав и ответственности, информационных потоков повышает эффективность организации путём роста производительности и по крайней мере временно сдерживает рост издержек, повышает прибыльность. Улучшение организационных форм нередко способствует выработке новых и бо-лее совершенных стратегических решений.

Почти на любом крупном предприятии можно найти примеры, когда осуще-ствлению хорошо задуманных стратегических планов мешала организационная структура, которая задерживала их выполнение или отдавала предпочтение реше-нию второстепенных вопросов.

Взаимосвязь стратегии и структуры лежит в основе всех рекомендаций по корректировке и изменению организации управления предприятием. Аналитиче-ский процесс по изучению стратегии предприятия является неотъемлемым эле-ментом корректировок в структуре. Используемые методы анализа, как правило, состоит из пяти этапов.

1. Состоит в выяснении задачи предприятия, областей неопределённости и наиболее вероятных альтернатив развития. В случае образования совершенно новых предприятий определение задачи может быть ограничено установлени-ем проектных параметров.

2. Анализа организационной структуры заключается в определении пе-ременных, которые значительно влияют на выполнение задачи. На этом этапе необходим глубокий анализ экономической и производственной структуры предприятия и её основных компонентов.

3. Изучаются цели и программы развития предприятия. Важно убедить-ся, что текущие цели соответствуют главной задаче предприятия, а программы согласованы

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»