Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Управление /

Пути совершенствования невербальной коммуникации

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 



Скачать реферат


Содержание

Содержание 2

I. Кинесика 8

§ 1. Жесты. 8

Жесты Рук. 11

Жесты головы. 15

Жесты, связанные с прикосновением рук к различным частям лица. 16

Жесты ног. 18

§ 2. Позы 19

§ 3. Походка. 26

О том, как мы стоим. 28

О том, как мы ходим. 29

II. Проксемика. 32

§ 1. Расположение людей в пространстве 32

§ 2 Различные положения корпуса тела. 36

Углы и треугольники. 36

Размещение участников за столом. 39

III. Инструменты совершенствования невербальной коммуникации. 43

Упражнения. 44

Заключение. 48

Список используемой литературы: 50

Введение.

Актуальность: поскольку человек - существо социальное, сфера общения занимает очень важную роль в его жизни. Своих целей человек достигает, кооперируясь с другими людьми. Но очень часто при попытке договориться, происходят сбои: недоговоренность, непонимание, неспособность объяснить, понять, принять мнение другого человека. Нарушения в сфере общения, делают человека очень несчастным.

Одним из способов минимизировать эти непонимания является овладение всеми средствами общения. Одним из таких средств являются невербальные способы коммуникации. Поскольку невербальная коммуникация относится к довербальному, первичному языку (человек, как в прочем и человечество, овладевает сначала довербальными средствами общения – ребенок начинает говорить в 2 года, а до этого общается языком жестов). Следовательно, невербальные сигналы спонтанны, бессознательны и, в отличие от слов, всегда искренни.

Овладение невербальными средствами общения создает основу для овладевания вербальным языком.

Гипотеза: если человек владеет невербальными средствами общения, то он может повысить эффективность общения.

Цель: дать представление о невербальных средствах общения.

Задачи:

1. Описать кинесические средства общения

2. Описать проксемические средства общения.

3. Найти упражнения, обеспечивающие совершенствования навыков невербального общения.

Невербальное общение, более известное как язык поз и жестов, включает в себя все формы самовыражения человека, которые не опираются на слова. Почему же невербальные сигналы так важны в общении?

• около 70% информации человек воспринимает именно по зрительному (визуальному) каналу;

• невербальные сигналы позволяют понять истинные чувства и мысли собеседника;

• наше отношение к собеседнику нередко формируется под влиянием первого впечатления, а оно, в свою очередь, является результатом воздействия невербальных факторов – походки, выражения лица, взгляда, манеры держаться, стиля одежды и т.д.

Огромное значение невербальных сигналов в деловом общении подтверждается экспериментальными исследованиями, которые гласят, что слова (которым мы придаем такое большое значение) раскрывают лишь 7% смысла, звуки, 38% значения несут звуки и интонации и 55 % - позы и жесты.

Какую информацию получают люди в процессе невербальной коммуникации?

Во-первых, это информация о личности коммуникатора. Она включает сведения о темпераменте человека, его эмоциональном состоянии в данной ситуации, его «Я»-образе и самооценке, его личностных свойствах и качествах, его коммуникативной компетентности (то, как он вступает в межличностный контакт, поддерживает его и выходит из него), его социальном статусе, его принадлежности к определенной группе или субкультуре.

Во-вторых, это информация об отношении участников коммуникации друг к дру¬гу. Она включает сведения о: желаемом уровне общения (социальная и эмоциональная близость или отдаленность); характере, или типе, отношений (доминирование—зависимость, расположение—нерасположение); динамике взаимоотношений (стремление поддерживать общение, прекра¬тить его, «выяснить отношения» и т. д.).

В-третьих, это информация об отношении участников коммуникации к самой си¬туации, позволяющая им регулировать взаимодействие. Она включает сведения о включенности в данную ситуацию (комфортность, спокойствие, интерес) или стрем¬лении выйти из нее (нервозность, нетерпение и т. д.).

Невербальная и вербальная коммуникация, сопутствуя друг другу, находятся в сложном взаимодействии. Выделяют несколько функций, которые невербальные сообщения выполняют при взаимодействии с вербальными:

- дополнения (включая дублирование и усиление) вербальных сообщений;

- опровержения вербальных сообщений;

- замещения вербальных сообщений;

- регулирования разговора.

Дополнение означает, что невербальные сообщения делают речь более выразитель¬ной, уточняют и проясняют ее содержание. Если вы обнимаете друга в тот момент, когда говорите ему, что очень рады его видеть, объятие служит дополнением к ваше¬му речевому сообщению. Речь можно точнее понять и лучше запомнить, если она дуб¬лируется жестами. Например, в театральной кассе человек сопровождает просьбу о двух билетах жестом (показывает два пальца). Невербальные знаки могут использо¬ваться для усиления наиболее важных моментов речи. Так, привлечь внимание слу¬шателя можно, повышая громкость голоса, делая перед словами паузы или жестику¬лируя определенным образом (например, поднятый вверх указательный палец — знак «это важно»).

Опровержение означает, что невербальное сообщение противоречит вербальному. Если на вопрос «Вам интересно?» собеседник демонстрирует замешательство, отво¬дит глаза в сторону, виновато улыбается и при этом говорит: «В общем-то, да», то следует усомниться в правдивости его ответа. Именно потому, что невербальное по¬ведение в значительной степени спонтанно, меньше контролируется сознанием, оно может опровергать сказанное. Даже если свою первую реакцию человек контролиру¬ет, подлинное состояние обнаружится спустя примерно 4-5 секунд. Улыбка или вы¬ражение удивления, которые длятся дольше этого времени, могут указывать на об¬ман. Вот почему полезно наблюдать за соответствием между речевыми и неречевыми посланиями.

Замещение означает использование невербального сообщения вместо вербально¬го. Например, в шумной аудитории вы жестами сообщаете находящемуся вдали от вас приятелю, что нужно выйти поговорить. Во время дискуссии ведущий может без слов, с помощью взгляда и поворота головы и тела, предложить кому-то из участни¬ков выступить.

Регулирование означает использование невербальных знаков для координации взаимодействия между людьми. При этом часто используются описанные выше знаки, замещающие слова, — поворот головы в сторону того, кто должен выступать; тон го¬лоса, сообщающий о завершении фразы; прикосновение к кому-то, выражающее же¬вание о чем-то спросить, одобрительные или неодобрительные возгласы в адрес вы¬ступающего. Эти и многие другие знаки регулируют течение коммуникации.

Таким образом, невербальные сообщения — необходимая составляющая межлич¬ностной коммуникации. Они являются индикаторами эмоциональных состояний и показателями многообразных отношений человека к окружающему миру. В любой, даже сугубо официальной и деловой ситуации присутствует и активно ее формирует невербально выраженное отношение субъекта общения к самой ситуации, к партне¬ру и к себе самому.

Невербальное общение включает в себя пять подсистем:

1. Пространственная подсистема (межличностное пространство).

2. Взгляд.

3. Оптико-кинетическая подсистема, которая включает в себя: внешний вид собеседника, мимика (выражение лица), пантомимика (позы и жесты).

4. Паралингвистическая или околоречевая подсистема, включающая: вокальные качества голоса, его диапазон, тональность, тембр.

5. Экстралингвистическая или внеречевая подсистема, к которой относятся: темп речи, паузы, смех и т.д.

Мы будем изучать две подсистемы: пространственную и оптико-кинетическую подсистемы. Так как, с точки зрения автора, именно эти две подсистемы подлежат изменениям. Эти сферы находятся в зоне личной ответственности каждого участника. Любое изменение начинается с личного изменения, изменения собственной персоны. Поэтому гуманнее учиться управлять и контролировать собственные позы, жесты и регулировать собственное пространственное расположение.

Умение контролировать и управлять собственными невербальными проявлениями является социально-культурным навыком. Задачу приобретения практических навыков в сфере общения можно решить системой специально организованных групповых занятий. Этому вопросу посвящена 3 глава курсовой работы.

I. Кинесика

К средствам кинесики (внешние проявления человеческих чувств и эмоций) относят выражение лица, мимику, жестикуляцию, позы, визуальную коммуникацию (движение глаз, взгляды). Эти невербальные компоненты несут большую информационную нагрузку. Наиболее показательными являются случаи, когда к помощи кинесики прибегают люди, говорящие на разных языках. Жестикуляция при этом становится единственно возможным средством общения и выполняет сугубо коммуникативную функцию.

§ 1. Жесты.

В число невербальных физических способов коммуникации входят жесты. Как правило, жесты используются в целях иллюстрации, подчёркивания, указания, объяснения или прерывания, а значит, они не могут быть изолированы от вербальной коммуникации. Жесты детерминированы строением человеческого тела, однако развиваются и конкретизируются они в межличностных и социальных отношениях. С одной стороны, выражения удивления, отчаяния, гнева, тревоги, удовольствия

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»