Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Управление /

Свободные экономические зоны в Российской Федерации, проблемы формирования и регулирования деятельности

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 



Скачать реферат


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КОМИ РЕСПУБЛИКАНСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И УПРАВЛЕНИЯ

ПРИ ГЛАВЕ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Факультет управления

Кафедра экономики, финансов и информационных технологий управления

Допустить к защите

Зав. кафедрой

___________________

“____”__________ 2003 г.

Дипломная работа

СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Специальность “Государственное и муниципальное управление”

Исполнитель:

Шипилов Дмитрий Александрович

Научный руководитель:

Старший преподаватель Ткачев С.А.

Сыктывкар

2003

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы определения сущности свободных экономических зон (СЭЗ)………………………………………………………………..………..6

1.1. Сущность, объективная необходимость создания свободных экономических зон, их роль в развитии экономики ………………………………………………………….………………..…...6

1.2. Основные черты СЭЗ и требования по их размещению …………………………………….8

1.3. Виды СЭЗ и особенности их функционирования…………………………………………....17

1.4. Мировой опыт и возможности его использования в России ……………..………………...22

ГЛАВА 2. Современное состояние и проблемы развития отечественных СЭЗ.………….27

2.1. Организация и функционирование СЭЗ в Российской Федерации……………………......27

2.2. Роль государства в регулировании СЭЗ……………………………………………………...34

2.3. Проблемы развития СЭЗ в России…………………………………………………………....38

2.4. Сравнительная характеристика "старейших" СЭЗ России……………………………….....49

• Свободная экономическая зона "Находка"…………………………………………...….49

• Свободная экономическая зона "Янтарь"……………………………………………...…50

ГЛАВА 3. Перспективы развития свободных экономических зон в Российской Федерации и рекомендации по повышения эффективности их функционирования…...56

3.1. Анализ необходимости создания СЭЗ в России………………………………………..........56

3.2. Перспективы совершенствования нормативно-правовой базы, регулирующей функционирование СЭЗ .………………………………………………………………………......62

3.3. Рекомендации по улучшению процесса функционирования СЭЗ в России…………….....65

3.4. Перспективы развития СЭЗ……………………………………………………………….…..67

Заключение………………………………………………………………………………………...68

Список литературы…………………………………………………………………………….....71

Приложение .………………………………………………….…………………………….…75

Введение

Среди многих проблем, вошедших в жизнь нашей страны вме¬сте с пере¬стройкой, важное место принадлежит интеграции россий¬ской экономики во всемирное хозяйство. С учетом огромных размеров России, низкого уровня развития рыночных отношений с особой остротой возникла необходимость использования в широких масштабах наиболее эффек¬тивных форм внешнеэкономического сотрудничества, которые позволили бы уве¬личить степень реальной втянутости государства в мирохозяйствен¬ные связи, более результативно и полно использовать выгоды от участия в между¬народном разделении труда.

В условиях приобретения политической и экономической неза¬висимо¬сти увеличение открытости экономики России является объ¬ективной необхо¬димостью, но осуществляться оно может посте¬пенно, с учетом реальных усло¬вий и сохранения экономической безопасности, оно не должно пускаться на самотек и должно проходить под контролем государства. Значительную роль в этом мо¬жет сыграть создание свободных экономических зон (СЭЗ) – являющееся эффективным инструментом повышения эффективности экономики.

Сегодня СЭЗ рассматриваются Россией как один из инструментов достижения открытости национальной экономики миру и стимулирования международного экономического сотрудничества. К целям, которые государство ставит при создании СЭЗ, относятся решения проблем занятости и формирования новых рабочих мест; активизация внешней торговли; стимулирование притока иностранных инвестиций; активизация обмена знаниями и технологиями, то есть достижение нового качества экономики; расширение экспортной базы и т. п. Одновременно формирование специальных (свободных) экономических зон может рассматриваться в Российской Федерации как средство решения проблем депрессивных старопромышленных или слабозаселенных районов с низким уровнем экономического развития.

В силу общепризнанной эффективности свободных экономических зон, а также их способности содействовать привлечению иностранных и стимулированию национальных инвестиций, положительно влиять на развитие предпринимательской активности, обеспечивать занятость, увеличивать в соответствии с этим бюджетные поступления, улучшать торговый и платежный балансы, и т. п. т., нужно признать целесообразным включение направления на создания таких зон в государственную экономическую политику. На практике это нашло отражение во введении соответствующих разделов о СЭЗ в ежегодные программы действий Правительства и прогнозы социально-экономического развития России, а также в выделении позиции по этим зонам в Концепции государственной региональной политики.

Свободные экономические зоны существуют почти во всех промышленно развитых странах. Причем в Соединенных Штатах Америки их численность самая большая - более 200. Помимо старейшей и крупнейшей СЭЗ в Нью-Йорке, они организованы в Бостоне, Чикаго, Кливленде, Сан-Франциско, Сиэтле и в других городах. В 1992 году общая стоимость товаров, которые были завезены и переработаны в этих зонах, достигла 93,8 млрд. долл., а в конце 90-х годов - составила 130-150 млрд. долл. в год. [45,c.30]

Большую популярность СЭЗ завоевали и в развивающихся странах. Если к 1981 г. них было создано 96 таких зон, то за последующее десятилетие число их превысило 300 и продолжает нарастать. Общая занятость на предприятиях, зарегистрированных этих зонах, превысила 3 млн. человек.[45,c.31]

Вместе с тем, наблюдались случаи, когда создание СЭЗ не только не оправдывало себя, но и наносило ущерб хозяйствующим и управляющим субъектам. Так, создание в Шри-Ланке, Сенегале и других странах разного рода СЭЗ не только не увенчалось успехом, но многие из этих зон в настоящий момент вообще перестали функционировать. Отдельное место в этом списке занимают российские СЭЗ, чья роль в экономике страны до сих пор однозначно не определена. Ни одна из ныне существующих в России зон не соответствует в полной мере тем требованиям, которые предъявляются в международной практике к такого рода образованиям.[45,c.31]

При этом неоднозначен и социально-экономический эффект, полученный от создания свободных зон в нашей стране, и споры об их роли в экономике России не утихают и по сей день. Рассмотрение как мирового, так и собственного опыта, накопленного по данной проблеме, поможет определить место и перспективы развития СЭЗ в экономико-политической жизни России.

Актуальность исследуемой темы обосновывается необходимостью всемерного развития в нашей стране новых рыночных форм территориальной организации свободного предпринимательства, международных связей, участия регионов в территориальном разделении труда, чему призваны способствовать существующие и перспективные свободные экономические зоны, необходимо всемерно способствовать расширению применения такого инструмента как СЭЗ, исследовать методы повышения эффективности функционирования СЭЗ.

Требуется изу¬чить теоретико-методологические основы свободных экономических зон, ознакомится с существующей мировой и отечественной практи¬кой, попытаться проанализировать накопленный (в том числе и от¬рицательный) опыт. Это позволит объек¬тивно оценить возможности и перспективы создания и развития СЭЗ в россий¬ской экономике.

Цель работы – определить место и перспективы развития сво¬бодных экономических зон в социально-экономической, политиче¬ской жизни страны. Указанная цель предполагает решение таких задач, как

• изучение теоретико-методологических основ СЭЗ, структуры СЭЗ, управленче¬ского механизма;

• изучение современного состояния и проблем развития отечественных СЭЗ;

• рассмотрение и анализ необходимости создания, перспектив развития свободных экономических зон в Российской Федерации и формирование рекомендаций по повышению эффективности их функционирования;

Решение указанных задач поможет выделить ос¬новные проблемы в этой связи и на основе критического анализа мировой и отечест¬венной практики полностью раскрыть основные аспекты выбранной темы.

Основными методами исследования по данной теме яв¬ляются:

• сравнительный метод;

• исто¬рико-географиче¬ский метод;

• аналитический метод;

Объектом исследования в данной работе являются свободные экономические зоны в Российской Федерации.

Предметом исследования являются правовые и организационные основы функционирования СЭЗ на территории России.

Материалы, представленные в настоящей выпускной работе могут

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»