Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Управление /

Упраление персоналом

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Скачать реферат


Лекция № 2. Методология управления персоналом. ( 2 часа)

Вопросы:

1. Концепция управления персоналом.

2. Принципы и методы построения системы управления персоналом.

3. Методы управления персоналом.

Вопрос 1. Концепция управления персоналом.

До последнего времени само понятие «управление персоналом» в нашей управленческой практике отсутствовало. Правда, система управления каждой организации имела функциональную подсисте¬му управления кадрами и социальным развитием коллектива, но большую часть объема работ по управлению кадрами выполняли ли¬нейные руководители подразделений.

Основным структурным подразделением по управлению кадра¬ми в организации является отдел кадров, на который возложены функции по приему и увольнению работников, а также по организа¬ции их обучения, повышения квалификации и переподготовки. Для выполнения последних функций нередко создаются отделы подго¬товки кадров или отделы технического обучения

Отделы кадров не являются ни методическим, ни информацион¬ным, ни координирующим центром кадровой работы. Они струк¬турно разобщены с отделами организации труда и заработной пла¬ты, отделами охраны труда и техники безопасности, юридическими отделами и другими подразделениями, которые выполняют функ¬ции управления кадрами. Для решения социальных проблем в орга¬низациях создаются службы социального исследования и обслужи¬вания. Схема сложившейся организационной структуры системы управления персоналом организации приведена на рис. 2.1.

Службы управления персоналом, как правило, имеют низкий ор¬ганизационный статус, являются слабыми в профессиональном от¬ношении. В силу этого они не выполняют целый ряд задач по управ¬лению персоналом и обеспечению нормальных условий его работы.

В их числе такие важнейшие, как:

• социально-психологическая ди¬агностика;

• анализ и регулирование групповых и личных взаимоот¬ношений, отношений руководителя и подчиненных, управление производственными и социальными конфликтами и стрессами;

• ин¬формационное обеспечение системы кадрового управления; управ¬ление занятостью;

• оценка и подбор кандидатов на вакантные дол¬жности, анализ кадрового потенциала и потребности в персонале; маркетинг кадров;

• планирование и контроль деловой карьеры;

• про¬фессиональная и социально-психологическая адаптация работников;

• управление трудовой мотивацией;

• регулирование правовых вопросов трудовых отношений;

• соблюдение требований психофи¬зиологии, эргономики и эстетики труда.

Если раньше, в условиях командно-административной системы, эти задачи рассматривались как второстепенные, то при переходе к рынку они выдвинулись на первый план, и в их решении заинтере¬сована каждая организация.

Основу концепции управления персоналом организации в насто¬ящее время составляют возрастающая роль личности работника, зна¬ние его мотивационных установок, умение их формировать и направ¬лять в соответствии с задачами, стоящими перед организацией.

Создавшаяся в нашей стране ситуация, изменения экономической и политической систем одновременно несут как большие возможно¬сти, так и серьезные угрозы для каждой личности, устойчивости ее существования, вносят значительную степень неопределенности в жизнь практически каждого человека.

Управление персоналом в современных социально-экономических условиях приобретает особую значимость: оно позволяет обобщить и реализовать целый спектр во¬просов адаптации индивида к внешним условиям, учета личностного фактора в построении системы управления персоналом организа¬ции. Укрупненно можно выделить три фактора, оказывающих воз¬действие на людей в организации.

Первый — иерархическая структура организации, где основное средство воздействия — это отношения власти-подчинения, давле¬ние на человека сверху с помощью принуждения, контроля над рас¬пределением материальных благ.

Второй — культура, т.е. вырабатываемые обществом, организаци¬ей, группой людей совместные ценности, социальные нормы, уста¬новки поведения, которые регламентируют действия личности, заставляют индивида вести себя так, а не иначе без видимого при¬нуждения.

Третий — рынок — сеть равноправных отношений, основанных на купле-продаже продукции и услуг, отношениях собственности, равновесии интересов продавца и покупателя.

Эти факторы воздействия — понятия достаточно сложные и на практике редко реализуются в

отдельности. От того, какому из них отдается приоритет, зависит облик экономической ситуации в орга¬низации.

При переходе к рынку происходит медленный отход от иерархи¬ческого управления, жесткой системы административного воздей¬ствия, практически неограниченной исполнительной власти к рыночным взаимоотношениям, отношениям собственности, базирую¬щимся на экономических методах. Поэтому необходима разработка принципиально новых подходов к приоритету ценностей. Главное внутри организации — работники, а за пределами — потребители продукции. Необходимо повернуть сознание работающего к потреби¬телю, а не к начальнику, к прибыли, а не к расточительству, к инициа¬тору, а не к бездумному исполнителю; перейти к социальным нормам, базирующимся на здравом экономическом смысле, не забывая о нрав¬ственности. Иерархия отойдет на второй план, уступая место куль¬туре и рынку.

Новые службы управления персоналом создаются, как правило, на базе традиционных служб: отдела кадров, отдела организации тру¬да и заработной платы, отдела охраны труда и техники безопасности и др. Задачи новых служб заключаются в реализации кадровой по¬литики и координации деятельности по управлению трудовыми ре¬сурсами в организации. В связи с этим они начинают расширять круг своих функций и от чисто кадровых вопросов переходят к разработ¬ке систем стимулирования трудовой деятельности, управлению про¬фессиональным продвижением, предотвращению конфликтов, изу¬чению рынка трудовых ресурсов и т.п.

Безусловно, структура службы управления персоналом во мно¬гом определяется характером и размерами организаций, особенно¬стями выпускаемой продукции. В мелких и средних организациях многие функции по управлению персоналом выполняют преимуще¬ственно линейные руководители, а в крупных формируются само¬стоятельные структурные подразделения по реализации функций.

В ряде организаций формируются структуры управления персо¬налом, объединяющие под единым руководством заместителя ди¬ректора по управлению персоналом все подразделения, имеющие от¬ношение к работе с кадрами.

На рис. 2.2 приведен состав функциональных подсистем систе¬мы управления персоналом организации, объединяющих однород¬ные функции, носителями которых являются различные подразде¬ления по работе с кадрами.

В зависимости от размеров организаций состав подразделений ме¬няется: в мелких организациях одно подразделение может выпол¬нять функции нескольких подсистем, а в крупных — функции каж¬дой подсистемы, как правило, выполняет отдельное подразделение.

Обобщение опыта отечественных и зарубежных организаций позволяет сформировать главную цель системы управления персоналом: обеспечение кадрами, организация их эффективного исполь¬зования, профессионального и социального развития.

В соответствии с этой целью формируется система управления персоналом организации. В качестве базы для ее построения исполь¬зуются принципы, т.е. правила, а также методы, разработанные нау¬кой и апробированные практикой.

Вопрос 2. Принципы и методы построения системы управления персоналом

Различают две группы принципов построения системы управле¬ния персоналом в организации: принципы, характеризующие тре¬бования к формированию системы управления персоналом, и прин¬ципы, определяющие направления развития системы управления персоналом (табл. 2.1).

Все принципы построения системы управления персоналом ре¬ализуются во взаимодействии. Их сочетание зависит от конкретных условий функционирования системы управления персоналом орга¬низации.

Наука и практика выработали инструментарий (методы) изуче¬ния состояния действующей системы управления персоналом орга¬низации, построения, обоснования и реализации новой системы (табл. 2.2).

Раскроем сущность некоторых из методов.

Системный анализ служит методическим средством системного подхода к решению проблем совершенствования системы управле¬ния персоналом. Системный подход ориентирует исследователя на изучение системы управления персоналом в целом и составляющих ее компонентов: целей, функций, организационной структуры, кад¬ров, технических средств управления, информации, методов управ¬ления людьми, технологии управления, управленческих решений;

на выявление многообразных типов связей этих компонентов меж¬ду собой и внешней средой и сведение их в единую целостную кар¬тину. Внешней средой для управления персоналом являются не толь¬ко другие подсистемы системы управления данной организации (например, подсистема управления внешними хозяйственными свя¬зями и т.п.), но и внешние организации (поставщики и потребите¬ли, вышестоящие организации и т.п.).

Таблица 2.1

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В ОРГАНИЗАЦИИ

Наименование принципа

Содержание принципа

1

2

Принципы, характеризующие требования к формированию системы управления персоналом

Обусловленности функций управления персоналом цепями

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»