←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ...
1. Понятие управления. Система знаний науки управления.
Управление - это рациональное и эффективное использование имеющихся ресурсов для достижения поставленной цели. Это сознательная деятельность людей (с применением научных данных), направленная на обеспечение и нормальное функционирование системы. Сейчас активно внедряется в практику теория «Менеджмента», т.е. такого типа научно-практического управления людьми и производством, которое позволяет выполнять поставленные задачи наиболее экономичным и гуманным путем.
Менеджмент - это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей, т.е. это функция или вид деятельности по руководству людьми, а также область знаний, помогающая реализовать эту функцию.
Управление как системное отношение субъекта и объекта и обусловлено:
- наличием субъекта управления (тот, кто управляет) и объекта управления (тот, кем управляют);
- существованием между объектом и субъектом прямой (отдание команд, распоряжений) и обратной связи (информирование о выполнении или невыполнении команд субъекта управления).
Социальное управление в обществе подразделяется на два вида: государственное (управление делами государства) и негосударственное (управление делами частных организаций, общественных формирований и т.п.).
Существует три принципиально различных инструмента управления, воздействия на людей:
- иерархия, т.е. организация, в основе которой лежит воздействие по принципу отношения власти - подчинение;
- культура, т.е. комплекс разрабатываемых и признаваемых обществом и организацией ценностей социальных норм и установок, шаблонов поведения.
- рынок, т.е. сеть равноправных отношений по горизонтали, основанных на купле-продаже продукции и услуг, на отношениях собственности, на равновесии интересов продавцов и покупателя.
Сегодня наблюдается комплексное сочетание этих вариантов, и в зависимости от удельного веса каждой части определяется тип системы управления.
Эволюция управления заключается в использовании достижений ряда наук для решения главной задачи - как получить желаемые результаты на основе согласованных действий многих людей, производящих продукцию и использующих для этого многообразные ресурсы.
1. Первый подход в теории управления - «тейлоризм», т.е. попытка перенесения идей инженерных наук на управление производством и госуправление (механистический или технократический подход).
2. Следующий шаг - формирование и распространение «принципов управления» Файоля (Франция), ориентированных на построение формальных организационных структур и систем и ставших основой «науки администрирования».
3. Третий шаг - зарождение в 30-е годы «школы человеческих отношений», т.е. внедрение в системы управления достижений психологии и социологии.
4. Развитие в 50-60-е годы количественных методов обоснования решения (вторжение в науку управления математики и компьютерных методов информационного обеспечения).
5. 70-е годы - зарождение «ситуационного подхода» вместо универсализма по схеме: тип среды - форма управления. Основа - идея. Что любая организация - это открытая система, приспосабливающаяся к своей внутренней и внешней среде, причем главные причины того, что происходит внутри системы, необходимо искать вне ее.
6. 80-е годы - оценка значения «организационной культуры».
7. 90-е годы - комплексный подход.
2. Системный анализ как метод науки управления. Основные аспекты системного анализа организации как объекта управления.
Системный анализ – совокупность методов и средств, позволяющих исследовать свойства, структуру и объект в целом, представив его в качестве системы.
Система – есть комплекс элементов находящихся во взаимосвязи. Целостность одно из отличительных черт системных объектов.
Основным систематизирующим свойством является – Цель.
Все системы состоят из более мелких подсистем, которые, в свою очередь, являются системами для других более мелких подсистем (завод - цех - бригада - отдел - сектор и т.д.).
Существуют два основных вида систем: закрытые и открытые (но также есть искусственные, динамические, материальные и т.д). С точки зрения к среде: адаптивные и неадаптивные. Все закрытые системы имеют четкие фиксированные границы и не зависят от внешней среды. Все организации являются сложными открытыми системами. Они взаимодействуют с внешней средой, не являются самообеспечивающимися и зависят от информации, энергии, поступающей извне. Открытая система имеет свойство приспосабливаться к окружающей среде. Установив общие принципы уравнения в любых системах, можно попытаться определить, как должна быть организована система, чтобы она работала наиболее эффективно.
Подход к исследованию проблем уравнения от общего к частному, от абстрактного к конкретному получил название системного. Такой подход обеспечивает возможность изучения большого количества альтернативных вариантов, анализа ограничений и последствий принимаемых решений. Для него характерны поиск лучшего решения, при функционировании которого возникла данная система.
Теория систем связана с именем русского философа А.А. Богданова. Он разработал теории строения систем и обосновал общие закономерности их развития. Адаптированная, как правило, функционирующая система способна отторгнуть лишний элемент, но если какая-нибудь функциональная часть ее выйдет из строя, то под угрозой будет работа системы в целом.
Основными принципами системного анализа являются:
1. Принцип наименьшего действия. Заключается в том, чтобы воздействие на систему было достаточное, но минимальное — иначе система может погибнуть.
2. Принцип экономии энтропии (сопротивление при развитии системы).
3. Саморегулирование открытых систем, т.е. система всегда стремится к увеличению, более простые системы преобразуются в более сложные.
4. Принцип иерархичности (иерархии) - для правильной реакции на изменения внешней среды необходимо иерархическое управление управляющего субъекта.
5. Принцип обучаемости системы (поскольку система открытая).
6. Принцип эквивалентности - получение одного и того же результата разными путями.
Классификация систем обширна: по происхождения, по специфике содержания, по объективности существования, по степени связи с окружающей средой, по месту иерархии.
3. Организация как социальная система. Законы и принципы организации.
В теории организации рассматриваются преимущественно социальные системы. Основной связующий элемент социальной системы - человек. Социальные системы в зависимости от поставленных целей могут быть: образовательными, экономическими, медицинскими, правовыми.
Социальная система - это упорядоченность в определенном отношении, множество взаимодействующих отношений групп, индивидов. Наличие человеческого компонента - важнейшая черта социальной системы, отличающая ее от других систем.
Социальные системы, которые реализуют себя в производстве товаров, услуг, информации и знаний, называются социальными организациями.
Общие систематизирующие факторы социальных систем:
1. конкретная общая цель всех совокупностей компонентов;
2. осознание каждым компонентом своих задач и понимания общей цели;
3. выполнение каждым элементом своих функций, вытекающих из поставленных задач;
4. наличие органа управления;
5. обязательная обратная связь.
Признаки социальной организации:
- разновидность соц. системы;
- объединение людей, общие цели;
- элемент общественной системы;
- организация социальная и объект и субъект;
- самостоятельная подсистема общества;
- внутренняя упорядоченность систем;
- формальная структура (заданность организованных норм и действий).
Все организации строятся на иерархических принципах:
1. централизация и линейная подчиненность (низшие - высшему);
2. личная зависимость одного человека от другого (один может оказывать влияние на другого человека);
3. иерархия - функционирует как власть (родители принуждают детей);
4. по горизонтали проявление иерархии (сэс, пожарная служба).
Одной из самых характерных черт организации является взаимодействие с внешней средой.
С точки зрения к среде: адаптивные и неадаптивные.
Внешняя среда - это те факторы, которые не входят в организацию, но влияют на организацию.
Это - политические, экономические условия; условия потребителей и смежников; информационное поле; конкурирующая организация; система ценностей в обществе; общественные теории, взгляды; техника и технология. Чем большей информацией о внутренней и внешней среде располагает организация, тем большую вероятность, устойчивую функционнрованность она имеет.
4. Виды социальных организаций в обществе (административные, союзные, ассоциативные) и их особенности как объектов управления.
Социальные системы, которые реализуют себя в производстве товаров, услуг, информации и знаний, называются социальными организациями. Важнейшими признаками организации являются - управление для достижения цели, внутренняя организационная культура.
В обществе
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ...
|
|