Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Управление /

Формы прямого волеизъявления в системе местного самоуправления

Документ 1 | Документ 2 | Документ 3 | Документ 4 | Документ 5 | Документ 6

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Скачать реферат


Глава I. Понятие института прямой демократии и формы его про-явления (классификация).

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 130) местное самоуправление осуществляется населением муниципальных образований в раз-личных организационных формах: путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправ-ления.

Местное самоуправление в Российской Федерации - это система организа-ции и деятельности граждан представляющая собой совокупность организацион-ных форм и институтов прямого волеизъявления, а также выборных и других ор-ганов местного самоуправления, посредством которых обеспечивается самостоя-тельное решение населением вопросов местного значения.

Особую роль в реализации местного самоуправления, несмотря на сложную социально-экономическую ситуацию в стране по-прежнему играют институты непосредственной демократии. Обусловлено это тем, что: во-первых, именно на-род является носителем суверенитета и единственным источником власти, имея право в первую очередь на непосредственное ее осуществление (ст. 3 Конститу-ции Российской Федерации ); во-вторых, формы непосредственной муниципаль-ной демократии оказывают прямое влияние на институты местного самоуправле-ния, определяя, к примеру не только состав представительных и иных органов местного самоуправления, но и задавая конкретные параметры их деятельности.

Решения, принятые самими гражданами, имеют не только общественно-политическое, но и большое экономическое значение. Кроме того, благодаря ин-ститутам непосредственной демократии усиливается контроль граждан за дея-тельностью органов местного самоуправления.

Как известно, непосредственная демократия - прямое осуществление власти народам в общегосударственном и местном масштабах, различные формы приня-тия самим населением ( преимущественно гражданами - избирателями) решений общего и местного характера.

Участие граждан в непосредственном решении вопросов местного значения должно осуществляться в самых разнообразных формах. Основными из них яв-ляются местный референдум, муниципальные выборы, народная правотворческая инициатива, общие собрания (сходы) граждан, обращения граждан в органы ме-стного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления и т.д. Все их перечислить попросту невозможно, так как федеральное законодательство практически не ограничивает творчество и инициативу населения муниципаль-ных образований в поиске и использовании форм прямого волеизъявления граж-дан в решении вопросов местного самоуправления.

Центральное место среди форм прямого волеизъявления граждан в системе местного самоуправления занимает референдум. Обусловлено это рядом обстоя-тельств, в числе которых прежде всего необходимо обратить внимание на то, что юридическая сила решений, принимаемых на местном референдуме, выше юри-дической силы любых иных актов органов и должностных лиц местного само-управления. Они не только имеют общеобязательный для исполнения характер, но и не нуждаются в утверждении какими либо органами государственной вла-сти, государственными должностными лицами или органами местного само-управления. Таким образом, местный референдум является способом непосредст-венного решения населением наиболее важных для местного самоуправления во-просов.

В нашей стране в течение многих десятилетий референдумы не проводи-лись, а возможность их проведения на местном уровне даже не предусматрива-лась законодательством. Впервые понятие «местный референдум» было исполь-зовано в статье 2 Закона РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР» (1991 г). Поэтому данная форма участия граждан в решении вопросов местного значе-ния является сравнительно новой для российского права. С тех пор уже накоплен определенный опыт использования этой формы местного самоуправления во многих субъектах Российской Федерации. В частности, посредством референду-мов были приняты уставы целого ряда муниципальных образований в Краснояр-ском, Приморском и Ставропольском краях, в Архангельской, Вологодской, Ива-новской, Камчатской, Ленинградской, Саратовской и Тюменской областях и в других Российских регионах. Практически во всех субъектах Российской Феде-рации приняты соответствующие законы о местном референдуме. Все это позво-ляет утверждать, что в современных условиях муниципальный референдум ста-новится действующим инструментом местного самоуправления.

В качестве самой массовой формы прямого народного волеизъявления на-селения муниципальных образований выступают местные выборы. Без выборов, в отличие от референдума, принципиально невозможно осуществление местного самоуправления. Кроме этого, их значение определяется тем, что посредством их проведения формируются представительные органы местного самоуправления, через которые население осуществляет местное самоуправление, а также посред-ством выборов могут получать свои полномочия главы муниципальных образо-ваний.

Однако только этим значение выборов не ограничивается. В ходе избира-тельных компаний граждане, делая те или иные предложения, направляют дея-тельность органов местного самоуправления, критически оценивают их работу. Каждая избирательная компания стимулирует развитие социальной активности граждан, способствует выявлению их насущных потребностей и интересов, соз-дает необходимые предпосылки для их удовлетворения.

Надо сказать, что курс на развитие местного самоуправления в Российской Федерации может быть успешным, если при выборах в представительные органы местного самоуправления будет каждый раз формироваться достойный депутат-ский корпус. Именно от этого в значительной степени зависят эффективность ра-боты представительных органов местного самоуправления, выполнение ими функций местного самоуправления, укрепление их авторитета среди населения.

Вместе с тем успешность этого курса в немалой степени зависит и от каче-ственного состава тех, кто возглавляет местную администрацию, так как этот со-став тоже определяется населением на выборах.

В настоящее время правовой основой выборов в органы местного само-управления являются Конституция Российской Федерации , Федеральный Закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также принятые органами государственной власти субъектов Федерации законы или Приложения о выборах в органы мест-ного самоуправления, уставы муниципальных образований.

Если законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации не принят закон, устанавливающий порядок проведения муниципаль-ных выборов: представительным органом местного самоуправления или на мест-ном референдуме не принят устав муниципального образования; в муниципаль-ном образовании отсутствует представительный орган местного самоуправления; полномочия органов местного самоуправления осуществляются должностными лицами, назначенными органами государственной власти; законом субъекта Рос-сийской Федерации не установлен порядок образования, объединения, преобра-зования и управления муниципальных образований; истекли установленные сроки полномочий выборных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, то применяется Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.

Этот федеральный закон имеет в качестве приложения Временное положе-ние о проведении выборов депутатов представительных органов местного само-управления и выборных должностных лиц местного самоуправления в субъектах Российской Федерации, не обеспечивших реализацию конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. Он применяется для защиты прав граждан Российской Федера-ции избирать и быть избранными в органы местного самоуправления в части, не урегулированной законами субъектов Российской Федерации и принятыми в со-ответствии с уставами муниципальных образований нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Кроме того, согласно Федеральному закону «Об основных гарантиях изби-рательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федера-ции» (ст. 11) в случае, если срок полномочий органа местного самоуправления истек или полномочия были досрочно прекращены, а соответствующий закон субъекта Российской Федерации о выборах отсутствует либо не может быть при-менен вследствие установленного судом его несоответствия Конституции Рос-сийской Федерации , Федеральному закону, конституции, уставу, закону субъекта Российской Федерации, соответствие которым является обязательным для прове-дения соответствующих выборов, выборы органа местного самоуправления про-водятся на основе федерального законодательства, обеспечивающего конститу-ционные права граждан Российской Федерации избирать и быть избранным в ор-ганы местного самоуправления. При этом законы субъектов Федерации приме-няются в части, не противоречащей федеральным законам.

Одной из самых массовых форм непосредственной демократии наиболее доступной гражданам являющейся средством их самоорганизации, являются соб-рания (сходы) граждан.

Обеспечивая гражданам возможность сочетания коллективного обсуждения вопросов и принятия решений с их личной активностью и инициативой, выра-жающихся в их вопросах, выступлениях, участии в голосовании. Собрания (схо-ды) играют важную роль в системе местного самоуправления, служат формой привлечения граждан к осуществлению самых разнообразных функций.

В дореволюционной России сельский сход являлся органом сельского об-щества. Он не имел представительного характера и состоял из всех домохозяев. Для правомочности схода требовалось присутствие не менее половины домохозя-ев или лиц, их замещающих, а также присутствие сельского старосты,

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»