←предыдущая следующая→
1 2
Даже самый способный спринтер не может добиться выдающихся достижений, если он будет рассчитывать только на свои природные качества. Относительно крат¬ковременный характер усилий, проявляемых в беге на короткие дистанции, не освобождает бегунов от необходи¬мости осуществлять тренировку с применением нагру¬зок, значительных по объему и интенсивности. Ко¬нечно, скоростные качества имеют важнейшее значение для спринтера, но в достижении высоких результатов не меньшую роль играет развитие выносливости.
Проявление быстроты тесно связано и со значитель¬ной силой сокращения мышц, а также с совершенной ко¬ординацией движений, позволяющей использовать силу в кратчайший промежуток времени. Чтобы успешно вы¬ступать в спринте, спортсмен должен обладать высоким уровнем развития силы. Во время бега усиленно работают и разгибатели и сгибатели бедра, а также мышцы ту¬ловища и рук. По существу, в беге на короткие дистанции весьма активную роль выполняют все мышцы тела, по¬этому лучшие спринтеры имеют хорошо развитую муску¬латуру не только ног, но и рук, плеч, туловища В табл. 6 приводятся средние данные об относительной силе неко¬торых мышечных групп спринтеров.
Важное значение для спринтера имеет наличие высо¬кого уровня специальной выносливости, т. е. способности поддерживать высокую скорость бега до конца дистан¬ции. Бег на короткие дистанции протекает почти в бес¬кислородных условиях. Продукты обмена, не восстанавливаемые кислородом, быстро накапливаются в мышцах и резко сокращают продолжительность работы. В этом своеобразие физиологических процессов при спринтер¬ском беге и одновременно своеобразие выносливости спринтера. Рядом научных исследований установлено, что наиболее благоприятным для развития быстроты (пре¬имущественно максимальной частоты движений) являет¬ся возраст от 9 до 13 лет. Только при условии системати¬ческого развития быстроты (начиная с 8—9-летнего воз¬раста), в единстве с развитием других физических ка¬честв и овладением спортивной техникой можно добиться высоких результатов в беге на короткие дистанции.
Исследования, проведенные на подростках 10—12 лет, показали, что частота беговых шагов на коротких отрезках у них не уступает частоте беговых шагов у взрослых спортсменов-разрядников (рис 2—4). Но частота бего¬вых шагов (темп) у детей изменяется неравномерно и скачкообразно. Наиболее высокие показатели имеют 10-летние дети, затем происходит значительное снижение темпа. У 16-летних подростков самый низкий темп— 4,02 шага в 1 сек. Это явление объясняется различной возбудимостью и подвижностью нервных процессов у детей разных возрастных групп. Несомненное влияние на него оказывает и период кубертатного развития детей.
У подростков, специализирующихся в спринте, наибо¬лее высокий темп наблюдается в 12—13 лет. Затем он тоже несколько снижается. Наиболее низкие показатели у 15—16-летних подростков.
Снижение частоты шагов у подростков старше 10 лет объясняется, кроме всего прочего, временной дискоординацией движений между сгибателями и разгибателями основных мышечных групп. У подростков 14—16 лет неред¬ко можно наблюдать известную неловкость, скованность движений.
С самого начала обучения необходимо развивать у подростков умение расслаблять мышцы во время выпол¬нения легкоатлетических упражнений. Очень важно, что¬бы занимающиеся почувствовали разницу в мышечных ощущениях между напряженным и расслабленным со¬стоянием мышц. С этой целью рекомендуется применять метод «контрастных попыток», предусматривающий выполнение упражнений с дополнительным напряжением мышц и предельно возможным их расслаблением. Хоро¬ший эффект дают упражнения с предметами. Так, если стартующему дать в руку картонную палочку, то легко проконтролировать напряжение в мышцах кисти. Это упражнение приучает занимающихся к расслаблению мышц, не играющих решающую роль в данном движении.
Применение в значительном объеме силовых и скорастно-силовых упражнений в сочетании с упражнениями, развивающими общую и специальную выносливость,
благоприятно сказывается на воспитании быстроты спортивных движений. Эта закономерность полностью согласуется с данными физиологов, утверждающих, что повышение уровня развития одного физического качества может способствовать совершенствованию других и что наибольший эффект дает комплексный метод их развитии, особенно в юношеском возрасте. Таким образом, главны¬ми средствами развития быстроты юного спринтера яв¬ляется скоростно-силовая подготовка в сочетании с упражнениями на специальную и общую выносливость. Под скоростно-силовой подготовкой понимается совокуп¬ность средств и методов комплексного воспитания бы¬строты и силы с целью разностороннего физического раз¬вития, повышения специальной тренированности спорт¬смена и на этой основе достижения им высоких спортив¬ных результатов.
Обобщение опыта тренировки сильнейших советских и зарубежных спринтеров дает возможность, таким обра¬зом, сформулировать основные методические рекоменда¬ции по многолетней подготовке юных бегунов.
Основные задачи и тренировочные средства в процессе подготовки спринтеров различного возраста
Возраст
Основные задачи
Основные тренировочные средства
Методические указания и контрольные нормативы
8—13
лет
1. Развитие
быстроты и
гибкости
2. Развитие
ловкости
3. Воспита¬ние у юных
спортсменов интереса к си¬стематическим занятиям спор¬том
1. Бег с пре¬дельной и около¬
предельной интен¬сивностью на от¬резках от 20 до 60 м
2. Подвижные
и спортивные игры
3.Беговые уп¬ражнения
4. Прыжки и
прыжковые упражнения
5. Элементы
гимнастических и
акробатических
упражнений
Следить за тем, чтобы
специальные упражнения
не привели к потере ес¬тественного характера бега, легкости и свободы движе¬ний. Естественные основы бега надо не ломать, а совершенствовать. Хорошим показателем в 13 лет будет выполнение следующих
контрольных нормативов:
Мальчики
1. Темп в беге на 20 м с ходу: 4,5—4,8 шага
2. Бег на 60 м—7,7—7,8 сек.
3. Прыжок в длину с места—2,40—2,45 м
4. Тройной прыжок с места—7,40—7,60 м
Девочки:
1. Темп в беге на 20 м с ходу 4,3—4,6 шага
2. Бег на 60 м—8,3—8-, 4 сек
3. Прыжок в длину с места—2,10—2,20 м
4. Тройной прыжок с мес¬та—6,40—6,60 м
14-16
лет
1. Развитие силовых и скоростно-силовых качеств
2. Развитие быстроты, гибкости и об¬щей выносли¬вости
3. Развитие ловкости
4. Воспитание волевых качеств
1. Упражнения с небольшими отя¬гощениями (ган¬телями, гирями,
дисками от штанги, штангой 20—
40 кг), выполняе¬мые в быстром темпе
2. Прыжковые упражнения без отягощений и с небольшими отя¬гощениями
3. Спринтер¬ский бег с различ¬ной интенсив¬ностью на отрез¬ках от 20 до 200 м
4. Бег в затруд¬ненных условиях
(в гору, по песку)
5. Барьерный бег, прыжки в длину, в высоту, толкание и мета¬ние ядра
6. Элементы гимнастических и акробатических упражнений
7. Спортивные игры (особенно регби, ручной мяч, футбол)
8. Кроссы и
ходьба на лыжах
Силовые и скоростно-силовые упражнения выпол¬нять сериями по 6—8 пов¬торений в одном подходе. Спринтерский бег прово¬дить не в стандартных ус¬ловиях, а в вариативных
изменяющихся ситуациях и формах
Время, отводимое на спортивный бег, не должно превышать 10—15% от об¬щего времени, отводимого на тренировку. В трениро¬вочных занятиях должны преобладать коростно-силовые и прыжковые уп¬ражнения.
Хорошими показателями в 14—16 лет следует счи¬тать выполнение следую¬щих контрольных норма¬тивов.
Юноши:
1. Бег на 60 м—7,2—7,3 сек.
2. Прыжок в длину с места—2,60—2,70 м
3. Тройной прыжок с места 8,20—8,40 м
4. Десять приседаний со штангой (весом 30 кг) на время — 10,2—10,4 сек.
Девушки:
1. Бег на 60 м—7,7—7,8 сек.
2 Прыжок в длину с места—2,35—2,50м
3. Тройной прыжок с мес¬та—7,00—7,20 м
4. Десять приседаний со штангой (весом 20 кг) на время—10,6—10,8 сек.
←предыдущая следующая→
1 2
|
|