Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Физкультура и спорт /

Болезненные состояния при занятиях спортом

←предыдущая  следующая→
1 2 



Скачать реферат


ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ.

Кафедра физвоспитания.

РЕФЕРАТ:

Болезненные состояния при занятиях спортом.

Написал: студент гр. АД-99-1

Калинин Д.В.

Преподаватель: Лалетина Т.В.

Пермь 2000.

НЕКОТОРЫЕ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ ОРГАНИЗМА ПРИ ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ.

У студентов, занимающихся физической культурой и спортом, перед занятиями (а у спортсменов иногда и за несколько часов до соревнований) наблюдается изменение функций внутренних органов и систем — так называемое предстартовое и стартовое состояние организма. Эти изме¬нения являются результатом условнорефлекторной дея¬тельности организма и могут иметь качественно различные выражения.

Предстартовое состояние обычно сопровождается по¬вышением возбудимости нервной системы (повышением эмоционального тонуса), усилением деятельности системы кровообращения, дыхания, пищеварения и выделения, об¬мена веществ. Если эти изменения умеренные, не превыша¬ют оптимальных границ, они благоприятны, так как обес¬печивают подготовку двигательного аппарата, внутренних органов и систем к предстоящей мышечной деятельности.

Иногда обстановка учебного занятия (особенно если предстоят контрольные испытания, зачеты) или соревнова¬ния могут оказаться очень сильным раздражителем, что может вместо оптимального возбуждения нервной системы вызвать у студентов (если они физически и морально недостаточно подготовлены) чрезмерное повышение возбу¬димости — «стартовую лихорадку». «Стартовая лихорад¬ка» приводит в конечном итоге к развитию тормозных процессов в центральной нервной системе, к угнетению функции органов и систем, к снижению спортивно-техниче¬ских результатов. Такое предстартовое и стартовое состоя¬ние, так же как и состояние пониженной возбудимости нервной системы (стартовая апатия, безразличие), следует рассматривать как неблагоприятное явление.

Стартовое состояние можно регулировать разминкой. Физиологическое воздействие разминки на организм уни¬версально — ее можно в равной степени применять и в целях снижения чрезмерного возбуждения, и в целях повы¬шения возбудимости центральной нервной системы.

При длительном выполнении напряженной мышечной работы постепенно исчерпывается запас энергетических ресурсов, в крови накапливаются продукты обмена ве¬ществ, а импульсы, поступающие в кору головного мозга от работающей скелетной мускулатуры, приводят к наруше¬нию нормального взаимоотношения процессов возбужде¬ния и торможения. Эти изменения сопровождаются субъ¬ективными ощущениями, которые затрудняют выполнение физической работы, в результате работоспособность орга¬низма понижается, наступает состояние утомле¬ния. Если дать организму отдохнуть, переключить на другую деятельность, организм освобождается от продук¬тов распада, восстанавливает свои энергетические ресур¬сы, признаки утомления исчезают, организм вновь рабо¬тоспособен. Степень утомления, а следовательно, восстано¬вительный период (т. е. время, необходимое для отдыха) зависит от состояния здоровья и физической подготовлен¬ности студентов, объема, интенсивности и продолжитель¬ности выполненной работы, условий окружающей среды (санитарно-гигиенических условий, метеорологических факторов). При прочих равных условиях большое влияние на физическую работоспособность оказывает морально-волевая подготовленность, эмоциональный тонус студента. Целеустремленность, воля к победе, чувство долга вызыва¬ют положительные эмоции, они прибавляют силы, отдаля¬ют время наступления утомления, и наоборот, отсутствие воли, боязнь предстоящей работы, борьбы, подавленность, низкое моральное состояние, отрицательные эмоции уско¬ряют наступление утомления, усиливают субъективное ощущение усталости.

После всякой работы, вызвавшей снижение работоспо¬собности и утомление, необходим отдых, восстановление сил. Отдых может быть активным (переключение на другой вид деятельности с вовлечением в работу других, ранее не работавших мышц) и пассивным (когда организму предоставляется мышечный покой). Сон и правильный режим питания очень важны для полноценного отдыха.

Частая повторная физическая работа при отсутствии отдыха, на фоне недостаточного сна, нерегулярного и не¬сбалансированного питания, а также при отклонениях в состоянии здоровья может привести к хроническому утомлению и переутомлению. Явления утомления могут нарастать постепенно, незаметно: нарушается сон, ухуд¬шается аппетит, затем появляется ощущение усталости, нежелание заниматься, усиливается потоотделение, сни¬жается вес, появляются другие нарушения. В спорте такое хроническое переутомление, обусловленное перераздражением и переутомлением ЦНС, в сочетании с нарушениями принципов и режима тренировочного процесса носит на¬звание перетренировки. Систематический врачебно-педагогический контроль и самоконтроль позволяют своевременно обнаружить начальные признаки хрониче¬ского переутомления (перетренировки) и принять необхо¬димые меры профилактики. Состояние перетренировки требует специального лечения.

Если физкультурник или спортсмен недостаточно тре¬нирован и, несмотря на это, пытается выполнить физиче¬скую работу, по мощности не адекватную состоянию трени¬рованности, то через некоторое время после начала работы он ощущает скованность в ногах, стеснение в груди, тя¬жесть, головокружение, удушье, у него появляется жела¬ние прекратить физическую работу. Кульминация ука¬занных ощущений называется «мертвой точкой». Это одна из форм утомления. Она возникает главным образом вследствие того, что на фоне недостаточной тренированно¬сти при выполнении неадекватной работы деятельность всех органов и систем мало согласована, не наступила еще координация между движениями (их объемом, интенсив¬ностью), кровообращением, дыханием, обменом веществ. Пульс и дыхание резко учащаются, повышается давление крови, нарушается четкость и последовательность, ритмич¬ность движений. Если усилием воли удается «потерпеть», продолжая работу, превозмочь возникающие тяжелые ощущения, то вскоре наступает облегчение дыхания, стес¬нение в груди, боли и непреодолимое желание бросить работу уступают место ощущению улучшения общего са¬мочувствия. Это состояние называется «вторым дыхани¬ем». Оно наступает к тому моменту, когда в результате сознательного регулирования дыхания (удлинение и уси¬ление выдоха) у спортсмена в коре головного мозга уравновешиваются процессы возбуждения и торможения, когда в связи с увеличившейся артерио-венозной разницей и интенсивным потоотделением из организма активно уда¬ляются продукты обмена веществ.

Предварительная разминка, состояние хорошей трени¬рованности (состояние спортивной формы), постепенное увеличение мощности работы отдаляют во времени на¬ступление «мертвой точки», или во всяком случае значи¬тельно ослабляют неблагоприятные ощущения, облегчают наступление «второго дыхания». Иногда физкультурникам и спортсменам со слабой морально-волевой и психологиче¬ской подготовкой не удается преодолеть «мертвую точку», у них не наступает «второе дыхание», наблюдается уча¬щенное, поверхностное и прерывистое дыхание, частый пульс слабого наполнения, побледнение (иногда посине¬ние) кожных покровов губ, ногтей, шум в ушах. В таком случае лучше прекратить физическую работу, так как может наступить обморок.

При занятиях физической культурой и спортом у неко¬торых лиц при грубых нарушениях методических и санитарно-гигиенических правил могут возникнуть те или иные болезненные состояния:

• гравитационный шок,

• ортостатический коллапс,

• обморочное состояние,

• гипогликемическое состояние

• гипогликемический шок,

• острое физическое перенапряжение,

• острый миозит,

• бассейновый конъюнкти¬вит,

• солнечный и тепловой удары и др.

Студент, занимаю¬щийся физической культурой и спортом, должен знать основные особенности этих болезненных состояний, чтобы уметь предупреждать их возникновение и оказывать не¬обходимую первую помощь при их появлении.

Иногда при внезапной остановке после относительно интенсивного бега (чаще всего после финиша в забеге на средние дистанции) в связи с прекращением действия «мышечного насоса» возникает острая сосудистая недоста¬точность. Большая масса крови застаивается в раскрытых капиллярах и венах мышц нижних конечностей, на перифе¬рии. Поэтому возникает относительная анемия (обескров¬ливание) мозга, недостаточное снабжение его кислородом, так как по венам в правые отделы сердца, а оттуда в легкие и затем в левые отделы сердца поступает меньше крови, чем во время усиленной мышечной работы, предшество¬вавшей остановке. Острая сосудистая недостаточность проявляется резким побледнением лица, слабостью, голо¬вокружением, тошнотой, потерей сознания и исчезновени¬ем пульса. Это состояние называется гравитацион¬ным шоком. Явление это не опасно для здоровья. Пострадавшего необходимо уложить на спину, поднять ноги выше головы (обеспечить венозный отток крови к сердцу и снабжение головного мозга кровью, богатой кис¬лородом), поднести к носу ватку, смоченную нашатырным

спиртом. Основная профилактика гравитационного шо¬ка — не внезапная остановка, а постепенное замедление бега после финиша, постепенное прекращение работы.

Ортостатический коллапс - разновид¬ность гравитационного шока. Это явление развивается при длительном нахождении человека в строю (на парадах, во время массовых выступлений). Механизм возникновения ортостатического коллапса

←предыдущая  следующая→
1 2 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»