←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Содержание
2. Организация, планирование и учет работы по волейболу
в коллективе физической культуры 2
3. Организация учебно-тренировочной работы 5
4. Планирование и учет учебно-тренировочной работы.
Планирование занятий 6
a) Подготовительный период
b) Соревновательный период
c) Переходный период
5. Организационно-методические указания 8
6. Список использованной литературы 10
ОРГАНИЗАЦИЯ, ПЛАНИРОВАНИЕ И УЧЕТ РАБОТЫ ПО ВОЛЕЙБОЛУ В КОЛЛЕКТИВЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Для того чтобы создать секцию волейбола и привлечь к занятиям как можно больше желающих, целесообразно провести в коллективе некоторые мероприятия. Начать можно с показа кинофильма о соревнованиях по волей¬болу, например о чемпионате мира, на каком-либо вече¬ре или после общего собрания. Затем проводится встре¬ча с известными волейболистами страны, города, лучши¬ми тренерами, которые рассказывают о волейболе, об интересных эпизодах из их спортивной практики, о том, что дают занятия по волейболу. В заключение вечера хо¬рошо провести показательную игру лучших команд го¬рода, ДСО или ДСШ, шефствующего коллектива. Все это вызывает у присутствующих большой интерес к во¬лейболу, который очень важно затем упрочить и углубить за счет умелого проведения уже практических занятий.
Комплектование учебных групп во многом предопре¬деляет успех в обучении волейболистов навыкам игры. К этому надо подойти очень серьезно и ни в коем случае не допускать простого .разделения «по списку», лишь бы количественный состав был полным. Конечно, в неболь¬шом коллективе, где число желающихс оставляет всего 15—20 человек, комплектование не представляет особо¬го труда. Однако при большом количестве желающих очень важно распределить волейболистов по группам с учетом их подготовленности и потенциальных возможно¬стей в овладении навыками игры в волейбол. При этом всех, имеющих лучшие показатели, надо объединить в одну группу, тех, кто послабее, — в другую и т. д.
При отборе учитываются следующие показатели: уро¬вень физической подготовленности, способность к овла¬дению техникой игры, способность к тактическому мыш¬лению в игре, антропометрические данные, уровень овла¬дения навыками игры в волейбол.
Для выявления уровня физической подготовленности применяются контрольные испытания: вертикальный Прыжок, прыжок в длину с места, бег по треугольнику СО сторонами 10 и 5 м, метание набивного мяча весом 1 кг из-за головы двумя руками с места и в прыжке, метание теннисного или хоккейного мяча в цель через волейболь¬ную сетку в прыжке.
Высоту вертикального прыжка можно определить прибором В. М. Абалакова или другим способом. При этом учитывается высота подъема общего центра тяжес¬ти тела независимо от роста испытуемого. Основные спо¬собы определения «прыгучести»: вытягивание сантимет¬ровой ленты сквозь зажимное устройство на месте опоры;
доставание подвешенной размеченной ленты, где отме¬чается начальное положение ладони по кончикам паль¬цев и конечное — в высшей точке взлета вверх; по поло¬жению тени испытуемого на размеченной белой бумаге фиксируется начальное положение тени от головы и ко¬нечное положение.
Прыжок в длину должен выполняться на мягкую опо¬ру. Отмечается расстояние от стартовой линии до бли¬жайшего к ней следа ступни.
Для испытаний по бегу надо начертить два равносто¬ронних треугольника: у одного сторона 10 м, у другого— 5 м. В каждом углу треугольника кладется набивной мяч. По сигналу испытуемый левым боком к треуголь¬нику (против движения часовой стрелки) пробегает 30 м. Во втором испытании он пробегает 15 м левым бо¬ком к треугольнику, после чего поворачивается кругом и пробегает еще 15 м, но правым боком к треугольнику (в направлении движения часовой стрелки).
Метание с места производится из положения, когда набивной мяч опущен вниз перед испытуемым. Взяв мяч, надо сделать замах назад, за голову, и затем бросить его двумя руками вперед. Метание в прыжке производится тоже из этого же исходного положения. Нужно подпрыг¬нуть вверх, во время прыжка сделать замах назад и бро¬сить затем мяч вперед.
Метание теннисного мяча через сетку выполняется так: испытуемый с мячом в руке располагается у линии нападения в зоне 4. Затем, разбежавшись, прыгает вверх, отталкиваясь двумя ногами, и в прыжке метает мяч одной рукой через сетку в цель—гимнастический мат, положенный на площадке в зоне 6. Высота сетки должна соответствовать возрасту и полу испытуемых.
Чтобы определить способности к овладению техникой игры, занимающимся предлагают выполнять технические приемы игры в волейбол в упрощенных условиях после показа этих приемов инструктором или кем-либо из во¬лейболистов, приглашенных специально для просмотра. Выполняются: верхняя передача над собой и вверх-впе¬ред, нижняя подача и верхняя прямая, нападающий удар по мячу на резиновых амортизаторах. Выполнение оцени¬вается в баллах (по 5-балльной системе). По первоначаль¬ным попыткам выполнить технический прием можно в известной мере судить о возможностях того или иного испытуемого в овладении техникой.
О способностях к овладению тактикой судят по на¬блюдениям в играх. Такие наблюдения помогают опреде¬лить, как занимающийся действует в игровой обстановке, насколько умело и целесообразно использует ранее при¬обретенные двигательные умения и навыки. По поведе¬нию в игре можно судить о развитии у занимающегося быстроты реакции, ловкости, сообразительности, такти¬ческого мышления и других качеств, необходимых для успешных занятий волейболом. Кроме того, применяются эстафеты с разнообразными заданиями: выполнение раз¬ных способов передвижения из различных исходных положений, повороты в движении, преодоление препятст¬вий и т. д. Используются также подвижные игры, ^ где можно определить быстроту реакции в сочетании с быст¬ротой перемещения и другими действиями: «Ден^и ночь» (зрительные сигналы), «Вызов», «Попробуй унеси», «Не¬вод»; различные варианты игры «Салки»; игры с мячом:
«Охотники и утки», «Защита крепости», «Борьба за мяч», «Мяч ловцу», «Пионербол» (двумя и четырьмя мячами).
В заключение проводятся игры в волейбол, где все желающие разбиваются на команды, примерно равные по силам. Наблюдение за играми дает возможность вы¬явить уровень овладения навыками игры в волейбол. Тот, кто имеет хорошие показатели в указанных испытаниях, как правило, быстрее других осваивает технические при¬емы и тактические действия и успешнее действует в игре.
Кроме всех показателей, надо располагать также све¬дениями о состоянии здоровья и антропометрическими данными. При прочих равных показателях предпочтение следует отдавать тем занимающимся, которые имеют лучшие антропометрические данные, особенно ростовые.
Широкий круг показателей при комплектовании учеб¬ных групп необходим для того, чтобы более полно выя¬вить возможности каждого желающего играть в волей-бол. Руководствоваться только наблюдениями в конт-рольных играх по волейболу нельзя, так как здесь возможны ошибки. Можно «не заметить» будущего хо¬рошего волейболиста только потому, что в данный момент он не умеет играть в волейбол. А пройдет некоторое вре¬мя, и в результате регулярных занятий такой игрок обой¬дет многих уже играющих в волейбол.
Как известно, учебно-тренировочный процесс у квали¬фицированных спортсменов делится на периоды: подгото¬вительный, соревновательный и переходный. Периодиза¬ция учебно-тренировочной работы обусловливается зако¬номерностями формирования двигательных навыков и особенностями подготовки спортсменов к состязаниям. Календарные сроки проведения основных соревнований для определенного контингента занимающихся служат оп¬ределяющим пунктом при планировании.
Планирование учебно-тренировочной работы для на¬чинающих имеет существенные отличия, что вытекает из основных задач учебно-воспитательной работы с этим контингентом занимающихся. Так, у волейболистов, тре¬нирующихся много лет, преобладают совершенствование в технике и тактике и подготовка их организма к высоким нагрузкам, характерным для соревновательного периода тренировки. У начинающих преимущественное значение имеет обучение техническим приемам и тактическим дей¬ствиям.
Спортивные состязания, в которых могут участвовать занимающиеся после 5—6 месяцев занятий, подчинены решению задач обучения. Волейболисты приучаются применять приобретенные на занятиях умения и навыки в более сложных условиях соревнований. Периодизация в обучении и тренировке начинающих несколько отлича¬ется от аналогичной для квалифицированных волейболи¬стов. Все внимание на этом этапе должно быть направле¬но на специальную физическую подготовку, обучение техническим приемам волейбола и тактическим действи¬ям. Во время соревновательного периода целесообразно провести серию игровых тренировок, контрольных игр, а также принять участие в соревнованиях среди нович¬ков.
Общий план работы секции составляется и утвержда¬ется на весь период работы (в нашем пособии на год) советом физкультуры коллектива. При составлении плана надо учитывать состав занимающихся, условия и харак тер работы предприятия или учреждения, условия для за-нятий волейболом. План секции охватывает все вопросы, связанные с деятельностью секции. Если имеется не¬сколько учебных групп, создается бюро секции в количе¬стве 3—5 человек. Бюро секции должно оказывать актив¬ную и всестороннюю помощь инструктору-общественнику.
Правильное планирование учебно-тренировочной ра¬боты во многом определяет успех в подготовке волейбо¬листов. При этом нужно исходить из основных задач физического воспитания молодежи, условий работы сек¬ции, уровня
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5
|
|