←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГУ ВПО КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Володина Светлана
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭФФЕКТА ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ПЕРЕНОСА ДВИГАТЕЛЬНОГО НАВЫКА В ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
(выпускная квалификационная работа)
Кемерово 2005
Содержание
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Характеристика двигательных умений и навыков…………….5
1.1.Двигательные умения и навыки как предмет обучения в
физическом воспитании…………………………………………………..5
1.2.Основы формирования двигательных умений и навыков………….11
1.3. Структура и этапы процесса обучения в художественной
гимнастике…………………………………………………………………17
1.4.Этап начального разучивания………………………………………...18
1.5. Этап углубленного разучивания……………………………………...22
1.6. Этап закрепления и дальнейшего совершенствования……………...25
Глава 2. Цель, задачи, методы и организация исследования………..…..31
2.1. Цель исследования…………………………………………………….31
2.2. Общие задачи исследования…………………………………………..31
2.3. Характеристика методов исследования………………………………31
2.4. Организация исследования…………………………………………….33
Глава 3. Результаты исследования…………………………………………35
Выводы…..………………………………………………………………….43
Практические рекомендации……………………………………………….45
Список использованной литературы…………………………..…………..46
Введение
Актуальность исследования. В связи с резким снижением за последние годы возраста начала занятий художественной гимнастикой, юные гимнастки уже в 8-9 лет должны выполнять соревновательную программу по четырем-шести видам многоборья. В течение одного-двух лет становится необходимым обучить девочек упражнениям с разными предметами, отличающимися друг от друга многими характеристиками. Поэтому все более актуальной становится разработка такой программы начального обучения упражнениям с предметами, которая позволит оптимизировать процесс формирования базовых двигательных навыков с предметами.
Гипотеза. В рамках исследования предполагалась возможность оптимизации начальной технической подготовки со скакалкой и с обручем в случае совмещенного разучивания структурно сходных двигательных действий с этими предметами в серии "предметных" уроков на основе положительного переноса навыков.
Объект исследования – процесс воспитания двигательных умений и навыков у гимнастов.
Предмет изучения – методика обучения технике двигательных действий.
Цель исследования - изучение особенностей техники двигательных действий в процессе начального обучения упражнениям с предметами (скакалка, обруч) в художественной гимнастике.
Задачи исследования:
1) определить основные закономерности формирования двигательного навыка на основе анализа литературных источников;
2) выявить особенности методики обучения упражнениям с предметами на этапе начальной спортивной специализации в художественной гимнастике;
3) определить содержание и место "предметного" урока в процессе начального обучения упражнениям с предметами.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что на основе анализа научной и методической литературы обобщены и систематизированы данные, определяющие особенности методики воспитания двигательных умений и навыков в художественной гимнастике.
Практическая значимость исследования заключается в предпринятой попытке выявить особенности воспитания двигательных умений и навыков у девочек, занимающихся художественной гимнастикой.
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ОБУЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫМ УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ
1.1. Двигательные умения и навыки как предмет обучения в физическом воспитании
Разнообразные двигательные действия формируются в течение жизни человека под влиянием многих факторов, и процесс их формирования может приобретать различный характер. Оптимизация этого процесса достигается в условиях рационально построенного обучения. Внутреннюю логику процесса образования и совершенствования двигательного действия в таких условиях принято схематически представлять как последовательный переход от знаний и представлений о действии к умению выполнить его, а затем – от умения к навыку.
Умение и навык отличаются друг от друга главным образом степенью их освоенности, т.е. способами управления со стороны сознания человека.
Умение выполнять новое двигательное действие возникает на основе следующих предпосылок: минимума основных знаний о технике действия; наличия двигательного опыта; достаточного уровня физической подготовленности; при творческом мышлении в процессе построения новой системы движений.
Для двигательного умения характерно постоянное совершенствование способа выполнения действия при осмысленном подходе в процессе управления движениями. Это и составляет сущность двигательного умения.
Роль двигательных умений в физическом воспитании может быть различной. В одних случаях умения доводят до навыков, если необходимо добиться совершенного владения техникой двигательного действия. В других случаях двигательные умения вырабатываются без последующего перевода их в навыки. В этом случае они являются как бы вспомогательными. Так, например, в ряде случаев материал школьной программы по физической культуре должен быть усвоен именно на уровне умения.
Двигательные умения имеют большую образовательную ценность, поскольку главным в них является активное творческое мышление, направленное на анализ и синтез движений.
В результате формирования двигательного действия возникает первоначальное двигательное умение. Понятие «двигательное умение», как и понятие «двигательный навык», относится преимущественно к технической стороне способности совершать двигательные действия и вместе с тем отражает определенную степень их сформированности, освоенности. Двигательное умение представля¬ет собой одну из типичных форм реализации двигательных возможностей человека, которая выражается в способности осуществлять двигательное действие на основе неавтоматизированных (или не доведенных до значительной степени автоматизации) целенаправленных операций. К числу отличительных признаков первоначального двигательного умения относятся:
- постоянная концентрация внимания в процессе действия на составляющих его частных операциях, минимальная или относи¬тельно невысокая степень участия двигательных автоматизмов в управлении движениями;
- относительная нестандартность параметров и результата дей¬ствия при его воспроизведении, избыточная (не заданная програм¬мой действия) изменчивость техники движений (вплоть до ее нарушений), особенно под влиянием сбивающих факторов;
- расчлененность или мало выраженная слитность операций, обусловленная этим избыточная растянутость действия во времени.
В данной характеристике двигательного умения подчеркнуты, кроме всего прочего, его отличия от двигательного навыка. Но отличия эти относительны. Двигательное умение и двигательный навык – это как бы последовательные ступени (стадии) на пути формирования двигательного действия.
Дальнейшее совершенствование двигательного действия при многократном повторении приводит к автоматизированному его выполнению, т.е. умение переходит в навык (таб. 1). Это достига¬ется постоянным уточнением и коррекцией движения. В результа¬те появляется слитность, устойчивость движения, а главное – автоматизированный характер управления движением.
Двигательный навык пред¬ставляет собой такую форму реализации двигательных возможнос¬тей, которая возникает на основе автоматизации двигательного умения.
К числу таковых, в отличие от признаков двига¬тельного умения, относятся:
- повышенная степень участия двигательных автоматизмов в осуществлении частных операций, составляющих действие, и связей между ними; направленность сознания по ходу действия не столько на его детали, сколько на реализацию общей цели;
- выраженная стереотипность частных операций и параметров действия (если не возникает объективных условий, требующих варьирования их), повышенная устойчивость техники движений по отношению к сбивающим факторам;
- выраженная слитность операций и сокращение времени выполнения действия.
При обучении двигательным действиям важно ясно понимать суть отмеченных особенностей двигательных умений и навыков с тем, чтобы целесообразно управлять процессом их формирования.
Таким образом, двигательный навык - это оптимальная степень владения тех¬никой действия, характеризующаяся автоматизированным (т.е. при минимальном контроле со стороны сознания) управлением дви¬жениями, высокой прочностью и надежностью исполнения.
Таблица.1 Формирование двигательного умения и двигательного навыка
При навыке сознание направлено главным образом на узловые компоненты действия, восприятие изменяющейся обстановки и конечные результаты действия. Так, занимающиеся сосредоточи¬вают свое внимание во время бега в основном на контроле за скоростью; при передвижении на лыжах – на изменении рельефа местности, темпе прохождения дистанции и усилиях при оттал¬кивании; при метаниях – на выполнении мощного финального усилия, т.е.
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8
|
|