←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7
ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ
Как видно из материалов предыдущей главы, непра¬вильно организованный труд студентов может принести вред здоровью. Поэтому большое значение имеет нала¬живание рационального образа жизни.
Человек, умеющий со студенческой поры правильно организовать режим своего труда и отдыха, в будущем надолго сохранит бодрость и творческую активность.
О РЕЖИМЕ ДНЯ
Четкое выполнение хотя бы в течение нескольких не¬дель заранее продуманного и разумно составленного рас¬порядка дня поможет студенту выработать у себя дина¬мический стереотип. Его физиологическая основа — фор¬мирование в коре больших полушарий определенной по¬следовательности процессов возбуждения и торможения, необходимых для эффективной деятельности.
Автор учения о динамическом стереотипе И. П. Ппп-лов подчеркивал, что его создание—длительный труд. Закрепившиеся привычки к регулярным занятиям, к ра¬зумно организованному распорядку дня помогают под¬держивать в течение учебного года хорошую работоспо¬собность. Не зря В. И. Ленин критиковал некоторых представителей интеллигенции за небрежность, беспоря¬док в работе, вытекающий, как он выразился «из всех привычек жизни, из обстановки их труда, ...из ненормаль¬ного отделения умственного труда от физического...» (В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 35, с. 201-—202).
Великий Пушкин с гордостью заявлял:
«Владею днем моим; с порядком дружен ум;
Учусь поддерживать вниманье долгих дум».
Организация рационального режима дня должна про¬водиться с учетом особенностей работы конкретного выс¬шего учебного заведения (расписания занятии), опти¬мального использования имеющихся условий, понимания своих индивидуальных особенностей, в том числе и био¬ритмов.
В каждом из нас заложены своеобразные биологиче¬ские часы — счетчики времени, согласно которым орга¬низм периодически и в определенных параметрах изме¬няет свою жизнедеятельность. Все биоритмы классифицируются на несколько групп. Особое значение среди них имеют суточные, или циркадные, ритмы.
Известно, что переход от дня к ночи сопровождается рядом физических изменений. Понижается температура воздуха, увеличивается его влажность, меняется атмо¬сферное давление, интенсивность космического излуче¬ния. Эти природные явления в процессе эволюции чело¬века способствовали выработке соответствующих адап¬тационных изменений в физиологических функциях. Науке известно до 100 таких п.-шепешш. У большей части функций организма повышается уровень деятельности в дневные часы, достигая максимума к 16-—20 ч, и понижа¬ется ночью.
Например, у большинства людей наименьшая био¬электрическая активность головного мозга фиксируется в 2—4 часа ночи. Это является одной из причин увеличе¬ния числа ошибок при умственном труде поздним вече¬ром и особенно ночью, резкого ухудшения восприятия и освоения информации в эти часы.
Работоспособность сердечной мышцы на протяжении дня меняется дважды, обычно понижаясь в 13 и 21 ч. Следовательно, в такое время нежелательно подвергать своп организм большим (ргзпчсским нагрузкам. Капил¬ляры больше всего расширены в 18 ч (в это время у че¬ловека высокая физическая работоспособность), а суже¬ны — в 2 ч ночи.
Суточные биоритмы отражаются на работе системы пищеварения, желез внутренней секреции, на составе крови, на обмене веществ. Так, самая низкая температу¬ра тела у человека наблюдается ранним утром, самая высокая—в 17—18 ч. Суточные ритмы отличаются вы¬сокой стабильностью. Зная рассмотренные закономерно¬сти, человек может правильнее построить свой режим дня.
Следует также учитывать, что далеко не у всех лю¬дей суточные биоритмы проходят в одинаковых временных параметрах. У «сов», например, протекание психиче¬ских процессов улучшается к вечеру. Появляется жела¬ние заниматься. Утром же они никак не могут «раска¬чаться», хочется подольше поспать, «Жаворонки» же любят пораньше лечь спать. Зато рано утром они уже на ногах и готовы к активной умственной работе.
Однако с помощью волевых усилий человек в состоя¬нии постепенно несколько перестроить свои суточные биоритмы. Это необходимо при изменении смены учебы, перемене временного пояса. В таких случаях включают¬ся мощные адаптивные механизмы организма.
Первостепенное значение для каждого из нас имеют наличие определенных целей, потребностей, интересной и полезной для общества деятельности, умение наладить правильный, рациональный режим дня.
В табл. 1 и 2 предлагается приблизительный распо¬рядок дня для студентов, занимающихся в разные смены.
Таблица 1
Примерный распорядок дня студентов, занимающихся в 1-ю смену
Время суток, ч
Элементы режима дня
7.00—7.05
7.05—7.15
7.15—7.20
7.20—7.45
7,45—8,00
8,00—13.30
13.30—14.30
14.30—15.00
15.00—16.30
16.30—18,30
18.30—19.30
19.30—21.00
21.00—22.50
23.00
Подъем, уборка постели
Утренняя гимнастика
Умывание, закалпвяюиип? процедуры
Завтрак
Ходьба пешком в институт
Учебные лпнятня !
Обод, прогулка на свежем воздухе ?
Послеобеденный отдых 1
Самоподготовка
Занятия в спортивной секции или самостоя¬
тельные занятия физическими упражнениями (3—5 раз в
неделю)
Ужин, отдых
Самоподготовка
Прогулка, культурно-развлекательная про¬грамм л
Отбой
Таблица 2
Примерный распорядок дня студентов, занимающихся во 2-ю смену
Время суток, ч Элементы режима дня
8.00—8.05
8.05—8.55
8.55—9.00
9.05—9.30
9.30—11,30
11.30—13.00
13.00—13.55
14.00—19.00
19.00—20.00
20.00—21.30
21.30—22.30
22.30—23.25
23.30 Подъем, уборка постели
Утренняя зарядка повышенной трудности * (бег, гимнастика на свежем воздухе)
Умывание, закаливающие процедуры
Завтрак
Самоподготовка
Занятия в спортивной секции (3—5 раз в неделю)
Обед, прогулки на свежем воздухе
Учебные занятия
Прогулка на свежем воздухе, ужин
Культурно-развлекательная программа
Самоподготовка
Чтение, прогулка на свежем воздухе, под¬готовка ко сну
Отбои
* Комплекс такой зарядки приведен в разделе «Ни дня без гимнастики» последней главы.
Помимо разумного распорядка дня выделим следую¬щие составные части рационального образа жизни сту¬дента, от соблюдения которых зависят успех в учебе и хорошее здоровье: гигиена умственного труда, правиль¬ное питание, сон, оптимальная двигательная активность, избавление от вредных привычек.
ГИГИЕНА УМСТВЕННОГО ТРУДА
Можно выделить три вида умственной деятельности. К первому относится легкая умственная работа: чтение художественной литературы, разговор с интересным со¬беседником. Такая деятельность может продолжаться длительное время без появления утомления, так как при ее выполнении психофизиологические механизмы функ¬ционируют с невысокой степенью напряжения.
Второй вид умственной деятельности можно назвать «оперативным мышлением», так как он характерен для труда операторов, диспетчеров. У студентов ~ это повто¬рение пройденного материала, решение математических задач по известному алгоритму, перевод иностранного текста на русский язык, В данном случае психофизиоло¬гические механизмы мозга работают с большим напря¬жением. Эффективно подобная деятельность может про¬должаться 1,5—2 ч.
К третьему виду относится работа, отличающаяся наиболее высокой интенсивностью. Это усвоение новой информации, создание новых представлений на базе ста¬рых. При такого рода деятельности происходит наиболее активное функционирование физиологических механиз¬мов, осуществляющих процессы мышления и запомина¬ния.
Знание приведенной классификации должно помочь студентам правильно организовать свой учебный труд. Специалисты по гигиене умственного труда считают, что при оперативном мышлении целесообразно делать пере¬рывы через 1,5—2 ч, а при третьем виде умственной дея¬тельности — через 40—50 мин. Следует подчеркнуть, что мыслительные процессы в мозгу затухают медленно. По¬этому 5—10-минутные паузы, отводимые для отдыха, не нарушат эффективность последующего выполнения умст¬венной работы, а только помогут восстановить энергию нейронов мозга.
Во время такого перерыва организму полезно давать физическую нагрузку в виде прогулки или небольшого комплекса гимнастических упражнений. Научными ис¬следованиями доказана эффективность такого активного отдыха. Мышцы как бы «подзаряжают» мозг.
Немалое влияние на продуктивность умственного тру¬да оказывают физические факторы внешней среды. Уста¬новлено, что оптимальная температура воздуха должна быть 18—22°, а относительная влажность—50—70%. Длительное пребывание студентов в помещении с темпе¬ратурой 25—27° приводит к значительному напряжению физиологических функций организма. Это отрицательно сказывается на качестве выполняемой работы, а также на вегетативных функциях: деятельности сердечно-сосу¬дистой, дыхательной и других систем.
Клетки головного мозга,
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7
|
|