Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Физкультура и спорт /

Использование педагогических средств восстановления в подготовке тяжелоатлетов

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 



Скачать реферат


Федеральное агентство по физической культуре и спорту

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Уральская государственная академия физической культуры»

Кафедра анатомии и физиологии

Сафиганов Рустам Исмагило-вич

студент 304 группы

дневного отделения

«Использование педагогических средств

восстановления в подготовке тяжелоатлетов»

(Выпускная квалификационная работа по специальности

022300 «Физическая культура и спорт»)

Научный руководитель:

Гасина В. М.

Стерлитамак, 2006

Содержание

Введение……………………………………………………………………. 03

Глава I.I. Педагогические средства восстановления……………………. 08

2. Медико-биологические средства восстановления……………... 14

2.1. Питание – главный фактор восстановления

работоспособности…………………………………………………..14

2.2. Фармакологические средства профилактики переутомления и

восстановления спортивной работоспособности…………………. 20

2.3. Физиотерапия…………………………………………………... 21

2.4. Гидротерапия…………………………………………………… 22

2.5. Массаж………………………………………………………...... 26

2.6. Упражнения на растягивание………………………………….. 27

3. Психологические средства восстановления……………………. 28

Глава II. Цели, задачи, методы и организация исследования…………... 30

Глава III. Результаты исследования и их обсуждение…………………... 31

Выводы……………………………………………………………………... 43

Список используемой литературы……………………………………….. 46

Введение

Актуальность проблемы. Высокий уровень спортивного мастерства, возросшая конкуренция на европейских и мировых первенствах, повышение требований спортивных квалификаций предъявляют повышенные требова-ния к уровню подготовленности спортсменов (Л. П. Матвеев, 1967; В. М. Дьячков, 1972; Ю. В. Верхошанский, 1974; В. М. Зациорский, 1975; В. Н. Платонов, 1980 и др.).

Современный тренировочный процесс в тяжёлой атлетике характерен применением больших тренировочных нагрузок. Высококвалифицированные тяжелоатлеты поднимают за одно тренировочное занятие 30 – 35 тонн и бо-лее, тренируясь ежедневно и нередко 2 – 3 раза в день. Тенденция к наращи-ванию тренировочных нагрузок продолжается.

Напряжённые условия современной тренировочной работы, с одной стороны, безусловно являются ведущим фактором достижения высоких спортивных результатов (С. М. Ваицеховский, 1972, 1974; В. Н. Платонов, 1975 и другие), с другой стороны, большие тренировочные нагрузки и нера-циональное их планирование могут таить в себе опасность различного рода перенапряжений, переутомления и перетренированности (О. В. Кочаров-ская,Ю 1964; Г. М. Абсалимов, 1968; Н. Г. Озолин, 1970, 1973; Н. Д. Граев-ская, 1975, 1976; С. П. Летунов, 1977 и др.).

В связи с этим, в настоящее время наиболее актуален вопрос о поиске путей повышения спортивных достижений без дальнейшего увеличения тре-нировочных нагрузок и изыскания новых рациональных методов тренировки в целях расширения функциональных возможностей организма.

В этом плане в настоящее время широкое распространение получило использование дополнительных факторов повышения работоспособности спортсменов и ускорения процессов восстановления после напряжённой мышечной деятельности (Н. Д. Граевская, 1974; В. Н. Платонов, 1974; А. В. Коробков, 1975; Ф. М. Талышев, 1975, 1977 и др.).

Анализ специальной литературы, опыт практических наблюдений по-казывает, что вопросы комплексного использования некоторых педагогиче-ских средств повышения работоспособности в тяжёлой атлетике ещё остают-ся мало изученными, а разработке вопросов адекватного сочетания трениро-вочной нагрузки и восстановительных средств не уделяется должного вни-мания, недостаточно активно ведётся поиск эффективных методов, способст-вующих оптимизации работоспособности тяжелоатлетов.

Рабочая гипотеза. На основе изучения литературных источников, педа-гогических наблюдений в период проведения учебно-тренировочных занятий и соревнований, изучения опыта работы тренеров, нами была выдвинута сле-дующая гипотеза: применение системы педагогических средств восстановле-ния работоспособности с указанием количественного выражения этих средств будет способствовать повышению эффективности тренировочного процесса тяжелоатлетов.

Цель и задачи исследования. Целью исследования явилась разработка системы педагогических средств, повышающих работоспособность тяжело-атлетов (комплексы специальных упражнений, выполняемых перед началом тренировочного занятия, в паузах отдыха между отдельными упражнениями и их сериями; рекомендации по режиму жизни и деятельности вне трениро-вочных занятий), определение эффективности этих средств в повышении спортивной работоспособности и разработка методических рекомендаций по использованию их в процессе тренировки тяжелоатлетов разных весовых ка-тегорий и спортивной квалификации.

В ходе исследований были поставлены следующие задачи:

1. Изучить, качественно оценить и систематизировать педагогические средства восстановления спортивной работоспособности тяжелоатлетов.

2. Разработать комплексы специальных упражнений, выполняемых в тренировочных занятиях с целью восстановления работоспособности тяже-лоатлетов и рекомендации по режиму жизни и деятельности вне тренировоч-ных занятий.

3. Экспериментально определить влияние системы изучаемых педаго-гических средств на уровень спортивной работоспособности тяжелоатлетов и состояние их опорно-двигательного аппарата.

Объект исследования. Является учебно-тренировочный процесс тяже-лоатлетов.

Предмет исследования. Является педагогические средства восстанов-ления уровня спортивной работоспособности тяжелоатлетов.

Методы исследований. Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы исследования:

1. Изучение и анализ научно-методической литературы.

2. Изучение передового опыта работы тренеров и спортсменов путём анкетирования и опроса.

3. Педагогический эксперимент, в котором использованы следующие методики: педагогическое тестирование, динамометрия, функцио-нальные пробы Кверга и Рюффье, определение работоспособности (тест PWC 170), методика определения ростовых данных и величи-ны изгибов позвоночника.

4. Математическая статистика.

Глава I. 1. Педагогические средства восстановления.

Физиологическое обоснование средств восстановления. Одной из важ-нейших проблем современного спорта является повышение работоспособно-сти спортсменов. В настоящее время эту проблему нельзя решить только со-вершенствованием методов тренировки, увеличения объёма и интенсивности нагрузок. Их дальнейшее повышение может отрицательно сказаться на здо-ровье и функциональном состоянии спортсменов, привести к перетрениро-ванности. Поэтому актуальное значение приобретают вопросы восстановле-ния как составной части тренировочного процесса.

Физиологическими и биохимическими исследованиями (Н. В. Зимкин, Н. Н. Яковлев и др.) было установлено, что восстановительные процессы в зависимости от их направленности в одних случаях могут обеспечить рост работоспособности, а в других – к её падению. При этом в организме могут развиваться два противоположных состояние: нарастание тренированности, если это восстановление энергетических ресурсов, или переутомление – если восстановления энергетических ресурсов не происходит. Однако следует учитывать, что в определённые периоды целесообразно проводить трениро-вочные занятия на фоне неполного восстановления, так как это стимулирует увеличение функциональных возможностей организма и повышению работо-способности. Это подтверждается многочисленными педагогическими на-блюдениями и данными медицинских исследований Д. С. Саркисова, кото-рый, изучая морфологические изменения сердечной мышцы у тренирован-ных животных при больших физических напряжениях, пришёл к выводу, что они не только не нарушают архитектоники клетки, а наоборот, стимулируют внутриклеточную регенерацию ультраструктур, а следовательно, и процесс восстановления.

Если в процессе тренировки ритм воздействия постоянно значительно превышает ритм обновления, развиваются деструктивные изменения, приво-дящие к гибели клетки, т. е. возникает состояние, которые физиологи опре-деляют как хроническое истощение, а врачи – как перетренированность. Происходит не только максимальная мобилизация всех функций организма, но и нарушение всех микроструктур, нарушение функций ферментных сис-тем, равновесия внутренней среды, механизмов межсистемной регуляции, а также регуляции биосинтеза (Л. Я. Евгеньева, М. Я. Горкин, Т. Г. Кальмуц-кая, В. Я. Сурикян, А. В. Коробков и др.) на таком фоне у спортсменов могут возникнуть различные предпатологические состояния. Такие изменения в ор-ганизме обуславливают необходимость длительного (от 2 до 7 дней) и по-этапного периода восстановления.

Средства восстановления делят на три группы: педагогические, меди-ко-биологические, психологические.

И. М. Сеченов установил, что последствия утомления ликвидируются быстрее в том случае, если человек после работы отдыхает не пассивно, а во-влекает в деятельное состояние мышцы, не принимавшие активного участия в основной работе.

Механизм

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»