Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Физкультура и спорт /

Методы психолог обеспечения спортсмена

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Скачать реферат


СОДЕРЖАНИЕ

1. Ведение………………………………………………………………………………………2

2. Психологические составляющие эффективного профессионального контакта…..2

3. Принципы защиты душевной боли……………………………………………………...5

4. Тренер – спортсмен………………………………………………………………………...8

5. Стереотипы педагогического общения………………………………………………….9

6. Конфликты в спортивном коллективе…………………………………………………12

7. Заключение………………………………………………………………………………...16

8. Литература…………………………………………………………………………………17

Ведение.

Главную роль в обеспечении психологического поведения и деятельности спорт-смена на различных этапах соревнований играет его тренер. Задача тренера в условиях нашего общества - это не только спортивные достижения спортсмена, но и воспитание всесторонне развитого, образованного человека, способного к использованию культурно-го достояния общества и саморазвитию.

Реализация этой задачи требует разрешения главного противоречия, лежащего в основе духовного развития человечества, противоречия между необходимостью усвоить спортивный опыт и знания предшествующих поколений, созданную ими культуру, нау-читься строить на их основе свою профессиональную деятельность и поведение, с одной стороны, и необходимостью их постоянно совершенствовать и, следовательно, не разру-шать и отбрасывать, а обогащать и развивать - с другой.

В деятельности тренера это противоречие реализуется в двух его функциях.

Во-первых, он должен передать подрастающему поколению накопленную человечеством культуру в виде определенных знаний, навыков, привычек, умений в области физической культуры и спорта. Иначе говоря, добиться правильного поведения спортсмена и совер-шенствования его спортивных результатов.

Во-вторых, он не должен при этом лишить спортсмена его собственного индивидуального своеобразия. Более того, он постоянно на него опирается и развивает. Это означает, что тренер не может быть диктатором, навязывающим спортсмену имеющиеся нормы, не должен выступать инструментом подавляющей системы воздействия на формирование личности.

В основе современного обучения и воспитания лежит гуманистическая педагогика, включающая инновационные методы технологии передачи знаний, педагогику сотрудни-чества и психологию ценностного общения. При таком подходе личность рассматривают как уникальную целостную систему, способную к общению с другими личностями.

Психологические составляющие эффективного профессионального контакта.

Взятые вместе инновационная педагогика и гуманистическая психология - направ-ление, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную сис-тему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а открытую возможность са-моактуализации, присущую только человеку. Стремление человека к выявлению и раз-витию своих личностных возможностей предполагает наличие благоприятных социально-исторических условий, которые в большей степени способствуют профессиональному общению и общению с другими людьми, ибо развивать свои личностные качества без об-щения невозможно.

Одними из задач социальной психологии являются разработка средств корректи-ровки и оптимизации общения в области физической культуры и спорта, развитие способ-ностей и навыков к нему. Это особенно необходимо тем категориям людей, которые про-фессионально связаны с общением, в частности тренерам.

Вот здесь и хотелось бы поговорить о методах, формирующих педагогическое об-щение, языках и дистанциях психологического общения.

Дистанции общения - важнейшие составляющие педагогического мастерства. В общении изменение дистанции сильно влияет на взаимопонимание и взаимодействие со-беседников. Правильно выбранная дистанция - это 90% успеха любого диалога. У каждого человека есть собственный психологический комфорт. У каждого - свой комплекс пере-живаний, и каждый сам выбирает психологическую дистанцию. Это один из наиболее важных аспектов педагогического общения. Выделяют три основные дистанции: физиче-скую, пространственную и вертикальную. Если во время разговора со спортсменом у вас мелькают другие мысли (не относящиеся к диалогу), то это нарушает единое психологи-ческое пространство. Эффективное профессиональное общение, с одной стороны, единое, равное, но это не значит, что надо быть на равных со своим подопечным. Плоскость кон-такта может быть вертикальна и горизонтальна. Надо понять эффективность этого обще-ния не на равных.

Вертикальное общение (тренер - спортсмен) осложняет жизнь и мешает в общении, если тренер не использует приема "пристройка сверху" и не находит общей психологиче-ской дистанции. Работая со спортсменом, надо использовать в общении все три состав-ляющие эффективного психологического контакта. Надо помнить не только о спортивных результатах, но и о развитии личности, что совершенно невозможно, если не учитывать дистанции общения.

Процесс общения не может происходить без участия тех или иных органов чувств. Поэтому и педагогический анализ невозможен без достаточно тщательного изучения кон-кретных средств и способов передачи мыслей и чувств, обмена сведениями, обсуждения информации в реальных актах общения людей. Существует неразрывная связь сознания с общением и языком как основным средством общения.

В профессиональном педагогическом общении выделяют три составляющие эф-фективного контакта: речь, язык тела и язык нашей самоценности.

Речь - это только информация, а все остальное - это язык тела и самоценность. Речь - это вербальное общение. Если исходить из различий между основными видами речи, можно выделить следующие отличительные признаки и взаимосвязи практики делового обще-ния:

- информационная речь в основном имеет функцию передачи и обогащения знаний;

- побуждающая речь в основном направлена на то, чтобы побудить спортсмена к тем или иным поступкам в интересах коллектива и общества. По сравнению с другими видами ре-чи здесь важен именно этот аспект;

- убеждающая речь в основном должна вызывать у спортсмена позитивные или негатив-ные чувства. В речах такого рода на передний план выступает эмоциональный аспект (ко-нечно, при наличии доказательности).

Второй язык - язык тела. Язык тела - невербальное общение, включающее в себя мимику, жесты, перемещения, интонацию, запах, покраснение или бледность кожных по-кровов.

Третий язык - самоценность. Определить, что такое самооценка, не так уж легко. Общепринято, однако, что самооценка - это отношение и чувство к себе, представление человека о себе. Самооценка проявляется в поведении каждого из нас. Язык нашей само-ценности, который выступает в виде внутреннего диалога, т.е. разговора с самим собой, о самом себе, язык нашего "Я". Самоценность определяет путь человека. Чем полнее само-ценность человека, тем критичнее, требовательнее он относится к себе. От самоценности зависит взаимоотношение человека с окружающими. Человек, чья самооценка высока, создает вокруг себя атмосферу честности, ответственности, сострадания, любви. Такой человек чувствует себя важным и нужным, он ощущает, что мир стал лучше от того, что он в нем существует. Только ощущая свою собственную высокую ценность, человек спо-собен видеть, принимать и уважать высокую ценность других людей. Он не пользуется правилами, которые противоречат его чувствам. В то же время он не идет на поводу у своих переживаний. Он способен делать выбор. И в этом ему помогает его интеллект.

Он ощущает свою высокую значимость постоянно, все время. Люди, которые не имели самоценности, нередко кончали жизнь суицидом или шли на убийство. Самооценка - это вещь, которая внушается другими людьми. При рождении все это заложено внутри, но как это разбудить? Только семьей и окружающими людьми. Каждый человек должен чувство-вать свою значимость с рождения и на протяжении всей своей жизни.

Как повысить самоценность? Каждое мгновенье у нас есть такая возможность. Как же проверить свою самоценность?

ТЕСТ: рассмотрите себя в зеркале. Ощущение, что что-то не то. Вроде бы, все хорошо, но что-то не то. Спросите у себя: "Кто я такой?" "Зачем Я?" Здесь надо обращать внимание не столько на движения, сколько на чувства: какие они? Позитивные или негативные? И от этого зависит третий язык общения. Напряжение, печаль, тоска, грусть, злость - небла-гоприятные состояния для самоценности. Если самоценность чуть опустошена, то человек нормально функционирует. Если же он чувствует душевную боль, то самоценность почти опустошена. А в ответ на эту душевную боль действует целый ряд последствий. И здесь не только душевная боль, но и физическая. Испытывая физическую боль, мы становимся уязвимыми к нейтральным раздражителям. Ведь если рана открыта, то ветер, вода, попа-дая туда, уже вызывают вместо положительной реакции боль.

То же самое с душевной болью. Человек также становится уязвимым. Смех имеет уже другую окраску, ибо он воспринимается на свой счет. Пристальный взгляд наводит на мысль, что что-то в вас не то и не так. Нейтральные раздражители усугубляют эту боль. Тогда срабатывает механизм душевной раны, возникает психологическая защита. Человек это чувствует, осознает и что-то предпринимает, разряжая ситуацию.

Принципы защиты душевной боли.

Говорят, все люди разные и ведут себя по-разному. Так ли это? Когда самоцен-ность понижается, три языка общения перекрещиваются. Несоответствие между вербаль-ными языками общения порождает двусмысленность. Ваши слова говорят об одном, а все остальные ощущения и действия - о другом. Человек, который не хочет обнаружить ду-шевную боль, пытается как-то скрыть ее. При этом он может неосознанно пользоваться одной

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»