←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8
Сюда относятся песчаные трассы, трассы для спидвея, трассы с
травянистым покрытием, ледовые трассы, трассы мотокросса.
8.5. Трассы с песчаным покрытием
Укрепленный нижний грунт покрыт мелким, в большинстве случаев
смешанным с землей шлаком. Верхний слой хорошо утрамбован для того,
чтобы препятствовать распылению. Длина трассы должна быть неменее 450 м и может достигать 1500 м. Ширина виражей от 12 до 15 м,прямые отрезки имеют ширину 10 м.
8.6. Трассы для спидвея
Верхний слой трассы должен иметь толщину от 3 до 7 см и не может быть из асфальта, бетона или подобного материала, применяемого для обычного покрытия. Толщина верхнего слоя не должна превышать 7 мм. Длина трассы должна составлять от 280 до 400 м (измерение 1 м от внутреннего канта трассы) и быть ровной. Виражи должны иметь ширину 15 м, прямые отрезки – 9 м.
18.7. Трассы для спидвея на льду
Поверхность трассы состоит из искусственного или естественного
льда. Размеры трассы соответствуют размерам трасс, применяемых в
спидвее. В большинстве случаев используются круглые кольцевые дорожки стадиона или для скоростного бега на коньках.
8.8.Трассы с травяным покрытием
В большинстве случаев имеют форму и по планировке подобны песчаным трекам.
8.9. Трассы для мотокроссов
Они имеют длину от 1,5 до 5 м, самое узкое место для одной машины
должно быть не уже 3 м, а при спуске 3-х машин с коляской не уже 5 м.
Проезду не должны мешать камни и сточные ямы на дороге. Хорошо обозначенная
на местности трасса располагается таким образом, чтобы не превышать среднюю скорость 50 км/час. Ширина стартовой площадки для одиночной машины должна составлять 20 м, а для мотоцикла с коляской - 30 м. Уменьшение этой ширины до обычной должно проходить постепенно, чтобы не возникло препятствий во время гонок.
9. Категории, группы и классификация
Мотоциклы в мотоспорте разделяются на категории, группы и классы.
К категории 1 относятся:
• группа А1 - одиночные мотоциклы (сольные);
• группа А2 - роллеры;
• группа А3 - мопеды с педалями;
• группа В1 - мотоциклы со съемными прицепами;
• группа В2 - мотоциклы с постоянно приделанными колясками;
• группа В3 - мотоциклы с тремя колесами.
Категория 2:
• группа С - специальные двухколесные мотоциклы;
• группа В - специальные трехколесные мотоциклы;
• группа Е - скоростные мотороллеры;
• группа F - спритресркие мотоциклы и дрегстеры.
По рабочему объему двигателя мотоциклы делятся на следующие классы:
Категория 1, группы А1 и А2: 50, 75, 100, 175, 250, 350, 500, 750, 1000
и 1300 см.
Группа А3: 50 и 75 см.
Группа В1, В2 и В3: 250, 350, 500, 750, 1000 и 1300 см.
Категория 2, группа Е: 250, 350, 750 и 1300 см. В группах В, С и F классификация не регламентирована.
10. Виды спортивных мотоциклов
10.1. Гоночные мотоциклы для шоссейных гонок
Двигатель, шасси в таких машинах предназначен для высоких скоростей на укрепленных и гладких (скользких) дорогах, и поэтому срок действия его весьма ограничен. Эти машины имеют облицовку для того, чтобы достичь незначительного сопротивления воздуха. Для того чтобы достичь незначительного сопротивления качению при сохранении достаточной боковой стабильности и сцепления колес с дорогой, применяются специальные покрышки.
10.2. Спринтерские машины и дрэгстеры
Двигатель, шасси, облицовка и покрышки предназначаются для развития высоких скоростей на дистанциях 500-1000 м, причем соревновательные отрезки не имеют виражей.
10.3. Машины для спидвея и для гонок на дистанциях с травянистым и
песчаным покрытием
Двигатель с большой степенью сжатия (конденсацией) – от 10 до 16, стабильность требуется только на короткую дистанцию. Поэтому у машин имеется маленький бак и нет тормозов (торможение производится двигателем, а также ногой, обутой в ботинки - «стальной ногой»).
10.4. Машины для мотокросса
Двигатель предназначен как для достижения максимального ускорения с высоким вращающим (крутящим) моментом, так и для самых высоких скоростей. В общем, такие машины имеют короткую передачу, так как средняя скорость составляет 40-42 км/час. Из-за неровности местности и больших для этого вида соревнований прыжков машины отличаются большим ходом подвески. Амортизирующие элементы при этом подвержены большим нагрузкам.
11. Правила пилотирования
Просто или сложно? Казалось бы, что сложного? Поворачивать учимся с детства, еще катаясь на велосипеде, а позже - тренируясь на "фигурке" перед сдачей на "права". Однако в поворотах чаще всего происходят падения. Значит, секрет Быстрой и безопасной езды именно в умении технично их проходить. Но не существует универсальных рецептов, как это делать лучше всего. Каждый вид мотоспорта - кольцевые, гаревые, ледовые гонки, кросс, триал и другие - породил и свою технику езды в поворотах. Общим, пожалуй, вляется только один совет: затормозить до входа в поворот. Ему, безусловно, нужно следовать, где бы и на чем бы вы не передвигались: на скутере, чоппере, спортбайке или эндуро.
В мотоспорте главный критерий техничности езды в поворотах (кроме триала) - их прохождение с возможно большей скоростью. В неспортивной езде цель иная - пройти поворот уверенно, как говорится, "с запасом". Но для того, чтобы почувствовать, сколь велик "запас", нужно иметь представление о том, что определяет предельную скорость. Немного теории...
11.1. Стратегия и кинематика
Что происходит на вираже? Мотоциклист наклоняется в сторону поворота и движением руля искривляет траекторию. Сила веса его и мотоцикла старается опрокинуть их внутрь поворота. Так бы и произошло, если бы не действовала в противоположную силу другая сила - центробежная. Задача мотоциклиста - создать своими действиями динамическое равновесие этих сил, двигаясь при этом по желаемой траектории, удерживая оптимальную скорость. Лимитирует предельную скорость сцепление с дорогой или грунтом. Как только центробежная сила (она зависит от радиуса поворота и скорости) превысит силу сцепления шин с землей, мотоцикл с водителем, говоря по-научному, уйдет на больший радиус и потеряет устойчивость. А если попросту, то грохнется.
Конечно, если за рулем – ас, то он продемонстрирует поворот с управляемым заносом. Но об этом чуть позже. А сейчас рассмотрим составляющие техники прохождения поворотов.
При входе в поворот необходимо мысленно наметить траекторию движения - плавную, с максимальным радиусом. Если езда происходит по дороге общего пользования, следует учитывать требования ПДД и соображения безопасности. Выбранная передача и положение ручки "газа" должны соответствовать скорости и коэффициенту сцепления шин с дорогой, а распределение веса водителя на мотоцикле - избранному приему прохождения поворота и покрытию.
11.2. Выбираем "парту"
Если мотоциклист собирается проехать с заносом, он должен сместиться вперед, на скользком грунте расположиться впереди мотоцикла, а на песчаной или заснеженной трассе лучше сместиться назад. Здесь нужно оговориться: все тренировки поворотов с заносом колес и возможными падениями следует проводить только на мотоциклах типа эндуро или кроссовых. Шоссейники, чопперы или классики для этого не подходят. Наши "Совы" и "Ижи", а также "Мински", "Явы" и "ЧЗ" (наиболее доступные начинающему спортсмену) лишь с некоторой натжкой подходят для выработки навыков. В самую последнюю очередь (если нет ничего другого) можно воспользоваться "оппозитом"-одиночкой.
Самого серьезного отношения требуют тренировки на спортбайках. Лучше обратиться в специальные школы (такие уже существуют в России). В любом случае, нужна фирменная экипировка, снижающая вероятность травм, и подготовленная площадка (трасса) с соответствующим покрытием и закрытая от постороннего транспорта.
11.3. Берегите ноги!
Вход в поворот сопровождается некоторым замедлением мотоцикла. Но не за счет действия тормозов - нужно научиться прикрывать ручку "газа" и, таким образом, тормозить двигателем. Вторая часть поворота, как правило, проходит с наращиванием скорости. Следует учитывать, что если мотоцикл в повороте к моменту прибавления "газа" находился на грани сцепления покрышек с дорогой, то ускорение может привести к скольжению резины по полотну. Если крутящий момент будет нарастать плавно, первым из-под вас уйдет переднее колесо, а если резко - то заднее. Последний прием используют при прохождении поворота в "гаревом" стиле, "ломая" мотоцикл резким прибавлением "газа". "Разгрузка" переднего колеса ведет к увеличению траектории и снижению точности ведения машины. При правильном распределении вашего веса на мотоцикле при срыве колес в юз скользить они должны оба одновременно. Важную роль, с точки зрения распределения веса, играет снятая с подножки нога: она при повороте скорее балансир, чем точка опоры. Спортсмен, вывешивая ногу вперед, контролирует только касание земли в случае, если колесо, заднее или переднее, резко сорвется в юз. При этом водитель тут же убавит "газ" и восстановит равновесие. Поэтому ошибочен способ, когда ногу выставляют в сторону и она скользит по земле на протяжении всего поворота. Прежде всего
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8
|
|