Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Физкультура и спорт /

Общая физическая спортивная подготовка в системе физического воспитания

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 



Скачать реферат


специальной подготовки и достижения высоких результатов в избранной сфере деятельности или виде спорта. Перед ОФП могут быть поставлены сле-1 дующие задачи:

• достичь гармоничного развития мускулатуры тела и соответствующей силы мышц;

• приобрести общую, выносливость;

• повысить быстроту выполнения разнообразных движений, общие скоростные способности;

• увеличить подвижность основных суставов, эластичность мышц;

• улучшить ловкость в самых разнообразных (бытовых, трудовых, спортивных) действиях, умение координировать простые и слож¬ные движения;

• научиться выполнять движения без излишних напряжений, овла¬деть умением расслабляться.

С общей физической подготовкой связано достижение физического совершенства — уровня здоровья и всестороннего развития физичес¬ких способностей, соответствующих требованиям человеческой дея¬тельности в определенных исторически сложившихся условиях про¬изводства, военного дела и других сферах общественной жизни. Кон¬кретные принципы и показатели физического совершенства всегда определяются реальными запросами и условиями жизни общества на каждом историческом этапе. Но в них также всегда присутствует тре¬бование к высокому уровню здоровья и общей работоспособности. При этом следует помнить, что даже достаточно высокая общая физи¬ческая подготовленность зачастую не может обеспечить успеха в кон¬кретной спортивной дисциплине или в различных видах профессио¬нального труда. А это значит, что в одних случаях требуется повышенное развитие выносливости, в других — силы и т.д., т.е. необходима специальная подготовка.

6. Специальная подготовка

Специальная физическая подготовка — это процесс воспи¬тания физических качеств, обеспечивающий преимущественное разви¬тие тех двигательных способностей, которые необходимы для кон¬кретной спортивной дисциплины (вида спорта) или вида трудовой де¬ятельности.

Специальная физическая подготовка весьма разнообразна по своей направленности, однако все ее виды можно свести к двум основным группам:

• спортивная подготовка;

• профессионально-прикладная физическая подготовка.

7. Спортивная подготовка

Спортивная подготовка (тренировка) — это целесообраз¬ное использование знаний, средств, методов и условий, позволяющее направленно воздействовать на развитие спортсмена и обеспечивать необходимую степень его готовности к спортивным достижениям.

В настоящее время спорт развивается по двум направлениям, имеющим различную целевую направленность, — массовый спорт и спорт высших достижений. Их цели и задачи отличаются друг от друга, однако четкой границы между ними не существует из-за естест¬венного перехода части тренирующихся из массового спорта в «боль¬шой» и обратно.

Цель спортивной подготовки в сфере массового спорта — укрепить здоровье, улучшить физическое состояние и активный отдых.

Цель подготовки в сфере спорта высших достижений — добиться максимально высоких результатов в соревновательной деятельности.

Однако, что касается средств, методов, принципов спортивной под¬готовки (тренировки), то они аналогичны как в массовом спорте, так и в спорте высших достижений. Принципиально общей является и структура подготовки спортсменов, тренирующихся и функциониру¬ющих в сфере массового спорта и спорта высших достижений.

Структура подготовленности спортсмена включает технический, физический, тактический и психический элементы.

Под технической подготовленностью следует понимать степень ос¬воения спортсменом техники системы движений конкретного вида спорта. Она тесно связана с физическими, психическими и тактичес¬кими возможностями спортсмена, а также с условиями внешней среды. Изменения правил соревнований, использование иного спор¬тивного инвентаря заметно влияет на содержание технической подго¬товленности спортсменов.

В структуре технической подготовленности всегда присутствуют так называемые базовые и дополнительные движения.

К базовым относятся движения и действия, составляющие основу технической оснащенности данного вида спорта. Освоение базовых движений является обязательным для спортсмена, специализирующе¬гося в данном виде спорта.

К дополнительным относятся второстепенные движения и дейст¬вия, элементы отдельных движений, которые не нарушают его рацио¬нальность и в то же время характерны для индивидуальных особен¬ностей данного спортсмена.

Физическая подготовленность — это возможности функциональ¬ных систем организма. Она отражает необходимый уровень развития тех физических качеств, от которых зависит соревновательный успех в определенном виде спорта.

Тактическая подготовленность спортсмена зависит от того, на¬сколько он овладеет средствами спортивной тактики (например, тех¬ническими приемами, необходимыми для реализации выбранной тактики), ее видами (наступательной, оборонительной, контратакующей) и формами (индивидуальной, групповой, командной).

Психическая подготовленность по своей структуре неоднородна. В ней можно выделить две относительно самостоятельные и одновре¬менно взаимосвязанные стороны: волевую и специальную психичес¬кую подготовленность.

Волевая подготовленность связана с такими качествами, как целе¬устремленность (ясное видение перспективной цели), решительность и смелость (склонность к разумному риску в сочетании с обдуманнос¬тью решений), настойчивость и упорство (способность мобилизовать функциональные резервы, активность в достижении цели), выдержку и самообладание (способность управлять своими мыслями и дейст¬виями в условиях эмоционального возбуждения), самостоятельность и инициативность. Некоторые их этих качеств могут быть изначально присущи тому или другому спортсмену, но большая их часть воспиты¬вается и совершенствуется в процессе регулярной учебно-тренировоч¬ной работы и спортивных соревнований.

В структуре специальной психической подготовленности спорт¬смена следует выделить те стороны, которые можно совершенствовать в ходе спортивной подготовки:

• устойчивость к стрессовым ситуациям тренировочной и соревно¬вательной деятельности;

• кинестетические и визуальные восприятия двигательных дейст¬вий и окружающей среды;

• способность к психической регуляции движений, обеспечение эффективной мышечной координации;

• способность воспринимать, организовывать и 'перерабатывать информацию в условиях дефицита времени;

способность к формированию в структурах головного мозга опе¬режающих реакций, программ, предшествующих реальному дей¬ствию.

8. Интенсивность физических нагрузок

Воздействие физических упражнений на человека связано с нагрузкой на его организм, вызывающей активную реакцию функци¬ональных систем. Чтобы определить степень напряженности этих сис¬тем при нагрузке, используются показатели интенсивности, которые характеризуют реакцию организма на выполненную работу. Таких по¬казателей много: изменение времени двигательной реакции, частота дыхания, минутный объем потребления кислорода и т.д. Между тем наиболее удобный и информативный показатель интенсивности на¬грузки, особенно в циклических видах спорта, это частота сердечных сокращений (ЧСС). Индивидуальные зоны интенсивности нагрузок определяются с ориентацией именно на частоту сердечных сокраще¬ний. Физиологи определяют четыре зоны интенсивности нагрузок по ЧСС: О, I, II, III. На рис. 5.12 представлены зоны интенсивности на¬грузок при равномерной мышечной работе.

Разделение нагрузок на зоны имеет в своей основе не только изме¬нение ЧСС, но и различия в физиологических и биохимических про¬цессах при нагрузках разной интенсивности.

Нулевая зона характеризуется аэробным процессом энергетических превращений при частоте сердечных сокращений до 130 ударов в мин для лиц студенческого возраста. При такой интенсивности нагрузки не возникает кислородного долга, поэтому тренировочный эффект может обнаружиться лишь у слабо подготовленных занимающихся. Нулевая зона может применяться в целях разминки при подготовке организма к нагрузке большей интенсивности, для восстановления (при повтор¬ном или интервальном методах тренировки) или для активного отдыха. Существенный прирост потребления кислорода, а следовательно, и соответствующее тренирующее воздействие на организм происходит не в этой, а в первой зоне, типичной при воспитании выносливости у начинающих.

Первая тренировочная зона интенсивности нагрузки (от 130 до 150 удар/мин) наиболее типична для начинающих спортсменов, так как прирост достижений и потребление кислорода (с аэробным про¬цессом его обмена в организме) происходит у них начиная с ЧСС, рав¬ной 130 удар/мин. В связи с этим данный рубеж назван порогом го¬товности.

При воспитании общей выносливости для подготовленного спортсмена характерно естественное «вхождение» во вторую зону интенсивности нагрузок. Во второй тренировочной зоне (от 150 до 180 удар/мин) подключаются анаэробные механизмы энергообеспече¬ния мышечной деятельности. Считается, что 150 удар/мин, это порог анаэробного обмена (ПАНО). Однако у слабо подготовленных зани¬мающихся и у спортсменов с низкой спортивной формой ПАНО может наступить и при частоте сердечных сокращений 130— 140 удар/мин, тогда как у хорошо тренированных спортсменов ПАНО может «отодвинуться» к границе 160—165 удар/мин.

В третьей тренировочной зоне (более 180 удар/мин) совершенст¬вуются анаэробные механизмы энергообеспечения на фоне значитель¬ного кислородного долга. Здесь частота пульса перестает быть инфор¬мативным показателем дозирования нагрузки, но приобретают вес по¬казатели биохимических реакций крови и ее состава, в частности ко¬личество молочной кислоты. Уменьшается время отдыха

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»