←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5
АСТРАХАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
РЕФЕРАТ
по физической культуре
«Основы здорового образа жизни»
Выполнила:
студентка гр. ДН-328
Безниско Мария
Астрахань - 2001
План
ВВЕДЕНИЕ 3
ЛИЧНАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ГИГИЕНА 4
ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА. 4
РАЦИОНАЛЬНЫЙ РЕЖИМ ДНЯ И ОБЪЕМ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ 4
УХОД ЗА ТЕЛОМ И ПОЛОСТЬЮ РТА 5
РАЦИОНАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ 6
ГИГИЕНА ОДЕЖДЫ И ОБУВИ 7
МЕРЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРОСТУДНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ 8
ВРЕД КУРЕНИЯ И АЛКОГОЛЯ 9
ПРОФИЛАКТИКА СПОРТИВНОГО ТРАВМАТИЗМА 9
ЗНАЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ ВОЗДУХА В СПОРТИВНЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ 10
ЗАКАЛИВАНИЕ ОРГАНИЗМА 11
ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ЗАКАЛИВАНИЯ 11
КУПАНИЕ. 13
МЕСТНОЕ ЗАКАЛИВАНИЕ ХОЛОДОМ. 13
ВРАЧЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ 16
ПРАВИЛА САМОКОНТРОЛЯ 16
ЛИТЕРАТУРА 18
ВВЕДЕНИЕ
Основами здорового образа жизни является личная и общественная гигиена и, несо-мненно, врачебный контроль.
Гигиена — медицинская наука, изучающая влияние окружающей среды на здоровье человека. Целью гигиены является профилактика заболеваний, обеспечение оптимальных условий жизнедеятельности организма, сохранение здоровья и продление жизни человека, обес¬печение его высокой работоспособности.
Как наука о здоровье гигиена находит все возможности для своего развития во мно-гих странах, в том числе и в России. И это по¬нятно, так как наше государство берет на се-бя заботу об охране и постоянном улуч¬шении здоровья всего населения.
Общественная гигиена неразрывно связана с личной. Выполнение требований лич-ной гигиены имеет не только индивидуальное значе¬ние.
ЛИЧНАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ГИГИЕНА
Личная гигиена.
Личная гигиена включает в себя общие гигиени¬ческие правила: правильное чередо-вание умственного и физического труда, занятия физкультурой, регулярные приемы пол-ноценной пищи, чередование труда и активного отдыха, полноценный сон. К личной ги-гиене относятся гигиенические требования к уходу за телом и по¬лостью рта, отказ от вредных привычек, разрушающих здоровье и тре¬нированность.
Большое значение для здоровья имеет гигиена занятий физичес¬кими упражнениями, направленная на то, чтобы физические упражнения и внешние условия их выполнения оказывали благотворное влияние на организм физкультурника, спортсмена.
Многие гигиенические положения, нормы и правила широко ис¬пользуются в прак-тике физического воспитания, в том числе и в си¬стеме профессионально-технического об-разования.
В конечном итоге гигиенические мероприятия и занятия физичес¬кой культурой пре-следуют общие цели: укрепление здоровья, повы¬шение закаленности, умственной и физи-ческой работоспособности, по¬вышение готовности учащихся к высокопроизводительному труду и защите Родины.
Рациональный режим дня и объем двигательной активности
Основой здорового образа жизни является рациональный режим дня: правильное че-редование труда и активного Отдыха, регулярный прием пищи, определенное время подъ-ема и отхода ко сну, выполне¬ние ряда гигиенических мер.
При правильном режиме вырабатывается слаженный ритм дея¬тельности, в организ-ме формируется динамический стереотип нервных процессов, определяемый как уравно-вешенная система условных реф¬лексов. Отсутствие постоянного режима или частое изме-нение сло¬жившегося стереотипа ухудшает работоспособность и отрицательно сказывается на здоровье.
Рациональный распорядок дня дает возможность лучше планиро¬вать свое время, приучает учащихся к сознательной дисциплине.
Функциональная активность организма человека ритмически из¬меняется. Ритмы функционирования организма, получившие название биологических, имеют различные периоды. Основным ритмом явля¬ется суточный. Ночью снижаются показатели обменных процессов, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, температура тела. Днем увеличи-ваются интенсивность обмена веществ, двигательная актив¬ность и связанная с ними рабо-та сердца и дыхания. При этом на протяжении дня работоспособность также ритмически изменяется: посте¬пенно повышаясь в утренние часы, она достигает высокого уровня в 10-13 ч, а затем понижается к 14 ч. После этого начинается вторая волна повышения работо-способности, которая после 20 ч постепенно снижается.
Лучшее время для занятий по физическому воспитанию - с 10 до 13 ч и с 16 до 20 ч.
Большое значение имеют правильная организация учебных занятий, рациональное распределение труда и от¬дыха, объемы нагрузок в различных видах деятельности.
На рост и развитие подростков существенное влияние оказывает двигательная ак-тивность. Недостаточная двигательная активность не¬благоприятно влияет на многие функции растущего организма, в част¬ности на сердечно-сосудистую и нервную системы.
Оптимальная доза двигательной активности должна определяться как при плановых занятиях спортом, так и при самостоятельных за¬нятиях. Гигиеническая норма двигатель-ной активности учитывает прежде всего требования и закономерности укрепления здоро-вья и все¬стороннего гармонического развития всего организма. Для сохранения здоровья и достижения высокого уровня физического развития уча¬щимся необходим довольно большой объем двигательной активности с энерготратами как минимум 2, 5 тыс. ккал/сут.
При рациональной режиме учащихся продолжительность ночного сна должна быть не менее 8,5 в для подростков 15—16 лет и 8 ч для учащихся 17—18 лет. При различных нарушениях режима и переутомлении может наступить бессонница. Перед соревнования-ми также нередко отмечается нарушение сна, связанное с излишним вол¬нением перед стартом. От бессонницы поможет избавиться строгое соблюдение всех гигиенических норм. Не рекомендуется пить на ночь крепкий чай, кофе, заниматься до позднего вечера напряженной умст¬венной работой, поздно тренироваться, перед сном нужно совершить небольшую прогулку, а затем принять теплый душ.
В рабочие дни недели рекомендуется примерный режим дня уча¬щихся.
Элементы режима Время
Подъем 7.00
Утренний туалет, зарядка с закаливающими процеду¬рами 7.00— 7.30
Уборка постели, одевание 7.30— 7.40
Завтрак 7.40— 8.00
Время на дорогу в учебное заведение 8.00— 8.30
В дни теоретических занятий
Линейка, вводная гимнастика 8.30— 9.00
Занятия 9.00—15.10
Обед 11.35—12.30
В дни производственного обучения
Вводная гимнастика, инструктаж, обучение 8.30—1430
Обед 11.20—12.00
Свободное время до 15.30
Полдник 15.30—16.00
Секционные и самостоятельные занятия физкультурой и спортом 16.00—17.30
Приготовление уроков 17.30—19.45
Ужин 19.45—20.00
Прогулка 20.00—21.00
Свободное время, чтение 21.00—22.00
Вечерний туалет, отход ко сну 22.00—22.30
Уход за телом и полостью рта
Чистота кожи — основное условие ее нормального состояния. Скапливающиеся на поверхности кожи продукты жизнедеятельности организма (пот, минеральные соли, кож-ное сало и т. д.), соединяясь с грязью и пылью, раздражают кожу, закупоривают отверстия пото¬вых и сальных желез, что может привести к фурункулезу и другим воспалительным процессам.
Уход за кожей начинается с утреннего туалета. Каждый учащийся должен ежеднев-но утром мыть с мылом лицо, руки и шею, не реже од¬ного раза в неделю посещать баню, мыть руки с мылом после всякого соприкосновения с грязными предметами, посещения туалета и осо¬бенно перед едой во избежание желудочно-кишечных заболеваний (дизенте-рии, брюшного тифа и др.). Для рук нужно иметь отдель¬ное полотенце. Ногти следует ко-ротко стричь, а при мытье рук пользоваться специальной щеточкой.
Волосы необходимо своевременно и коротко подстригать и мыть в мягкой теплой воде с моющими веществами не реже одного раза в неделю. Жирные или сухие волосы нуждаются в специальном уходе. Уход за полостью рта не только способствует сохране-нию целостности зубов, но и предупреждает многие заболевания, так как больные зубы являются очагом инфекции. Важную роль в предупреждении инфек¬ции в полости рта иг-рает правильный уход за зубами и полостью рта.
Каждый учащийся должен твердо усвоить несложные правила ухода за полостью рта: иметь индивидуальную зубную щетку; еже¬дневно утром И вечером чистить зубы мягкой щеткой (лучше из нату¬ральной щетины); полоскать рот теплой водой после каж-дого приема пищи; не удалять остатков пищи с помощью металлических предме¬тов, поль-зоваться только специальными зубочистками; зубы чистить пастой с наружной и внутрен-ней стороны в течение 1—2 мин только в вертикальном направлении. Начинают чистить зубы с коренных, по¬степенно перемещая щетку в сторону передних зубов.
Два раза в год обязательно следует проходить профилактические осмотры у зубного врача.
Рациональное питание
Рациональное питание прежде всего подразумевает правильный режим питания. Время приема пищи должно быть строго определено и приходиться на одни и те же часы. Нерегулярный прием ее ухуд¬шает условия пищеварения и способствует развитию заболе-ваний желудочно-кишечного тракта.
Нецелесообразно принимать пищу
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5
|
|