Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Физкультура и спорт /

Основы здорового образа жизни студента

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 



Скачать реферат


развернутом варианте эти цифры, по мнению российских уче-ных, выглядят так:

• человеческий фактор - 25% (физическое здоровье - 10%, пси-хическое здоровье - 15%);

• экологический фактор - 25% (экзоэкология - 10%, эндоэколо-гия - 15%);

• социально-педагогический фактор - 40% (образ жизни: мате-риальные условия труда и быта - 15%, поведение, режим жизни, привычки - 25%);

• медицинский фактор - 10%.

Составляющие здорового образа жизни студента.

Здоровый образ жизни включает в себя следующие основ¬ные элементы: рациональный режим труда и отдыха, искоренение вред-ных привычек, оптимальный двигатель¬ный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное питание и т.п.

РЕЖИМ ТРУДА И ОТДЫХА

Рациональный режим труда и отдыха - необходимый эле¬мент здорового образа жизни любого человека. При правильном и строго соблю¬даемом режиме вырабатывается четкий и необходимый ритм функционирования организма, что создает оптимальные условия для работы и отдыха и тем самым способствует укреплению здо¬ровья.

Важно постоянно помнить: если хорошо «взять старт» , т.е. если начало процесса умственной деятельности было удачным, то обычно и все последующие операции протекают непрерывно, без срывов и без необходимости «включения» дополнительных импуль-сов.

Залог успеха – в планировании своего времени. Студент, ко-торый регулярно в течение 10 минут планирует свой рабочий день, сможет ежедневно сэкономить 2 часа, а также вернее и луч-ше справиться с важными делами. Надо взять за правило каждый день выигрывать один час времени. В течение этого часа никто и ничто не может помешать. Таким образом, студент получает время – возможно, самое важное для человека – личное время. Его можно потратить по своему усмотрению по-разному: дополнительно на от-дых, на самообразование, хобби либо для внезапных или чрезвы-чайных дел.

Построение аудиторной работы значительно облегчено, т.к. оно регламентируется уже составленным расписанием занятий. Не-обходимо взять за правило приходить в аудиторию заблаговремен-но, т.к. студент, входящий в аудиторию после звонка, производит впечатление несобранного, необязательного и проявляет неуваже-ние к преподавателю.

Для вечерних занятий надо выбирать спокойное место – нешум-ное помещение (например, библиотеку, аудиторию, кабинет и пр.), чтобы там не было громких разговоров и других отвлекающих фак-торов. Организуй такие условия и в комнате общежития. В период занятий не рекомендуется включать радио, магнитофон, телевизор. Выполнение домашней работы лучше начинать с самого сложного. Это тренирует и укрепляет волю. Не позволяет откладывать труд-ные дела с утра на вечер, с вечера на утро, с сегодня на завтра и вообще в долгий ящик.

Свет электролампочки не должен слепить глаза: он должен па-дать сверху или слева, чтобы книга, тетрадь не закрывались те-нью от головы. Правильное освещение рабочего места уменьшает утомление зрительных центров и способствует концентрации внима-ния на работе. Надо книгу или тетрадь располагать на расстоянии наилучшего зрения (25 см), избегать чтения лежа.

Систематический, посильный, и хорошо организованный процесс умственного труда чрезвычайно благотворно влияет на нервную систему, сердце и сосуды, костно-мышечный аппарат - на весь ор-ганизм человека. Постоянная тренировка в процессе труда укреп-ляет наше тело. Долго живет тот, кто много и хорошо работает в течение всей жизни. Напротив, безделье приводит к вялости мус-кулатуры, нарушению обмена веществ, ожирению и преждевременно-му одряхлению.

Студент должен правильно чередовать труд и отдых. После занятий в университете и обеда, 1,5-2 часа необходимо потратить на отдых. Отдых после работы вовсе не означает состояния полно-го покоя. Лишь при очень большом утомлении может идти речь о пассивном отдыхе. Желательно, чтобы характер отдыха был проти-воположен характеру работы человека («контрастный» принцип по-строения отдыха). Вечернюю работу проводить в период с 17 до 23 часов. Во время работы через каждые 50 минут сосредоточенного труда отдыхать 10 минут (сделать легкую гимнастику, проветрить комнату, пройтись по коридору, не мешая работать другим).

Необходимо избегать переутомления и однообразного труда. Например, нецелесообразно 4 часа подряд читать книги. Лучше всего заниматься 2-3 видами труда: чтением, расчетными или гра-фическими работами, конспектированием. Такое чередование физи-ческих и умственных нагрузок полезно для здоровья. Человек, много времени проводящий в помещении, должен хотя бы часть вре-мени отдыха проводить на свежем воздухе. Городским жителям же-лательно отдыхать вне помещений - на прогулках по городу и за городом, в парках, на стадионах, в турпоходах на экскурсиях, за работой на садовых участках и т. п.

Профилактика вредных привычек.

Следующим звеном здорового образа жизни является ис¬коренение вредных привычек: курение, алкоголь, наркотики. Эти нарушители здоровья являются причиной многих заболеваний, резко сокращают продолжительность жизни, снижают работоспо¬собность, пагубно отражаются на здоровье подрастающего поколе¬ния и на здоровье их будущих детей.

Очень многие люди начинают свое оздоровление с отказа от курения, которое считается одной из самых опасных привычек со-временного человека. Недаром медики считают, что с курением не-посредственно связаны самые серьезные болезни сердца, сосу¬дов, легких. Курение не только подтачивает здоровье, но и заби¬рает силы в самом прямом смысле. Как установили спе¬циалисты, через 5-9 минут после выкуривания одной только сига¬реты мускульная сила снижается на 15%, спортсмены знают это по опыту и потому, как правило, не курят. Отнюдь не стимулиру¬ет курение и умствен-ную деятельность. Наоборот, эксперимент показал, что только из-за курения снижается восприятие учебного материала. Курильщик вдыхает не все вредные вещества, находящиеся в табачном дыме, - около половины достается тем, кто находится рядом с ними. Не случайно, что в семьях курильщиков дети болеют респираторными заболеваниями гораздо чаще, чем в семьях, где никто не курит. Курение является частой причиной возникновения опухолей полости рта, гортани, бронхов и легких. Постоянное и длительное курение приводит к преждевременному старению. Нарушение питания тканей кисло¬родом, спазм мелких сосудов делают характерной внешность ку¬рильщика (желтоватый оттенок белков глаз, кожи, преждевре¬менное увядание), а изменение слизистых оболочек дыхательных путей влияет на его голос (утрата звонкости, сниженный тембр, хриплость).

Действие никотина особенно опасно в определенные пе¬риоды жизни - юность, старческий возраст, когда даже слабое возбуж-дающее действие нарушает нервную регуляцию. Особенно вреден никотин беременным, так как приводит к рождению сла¬бых, с низ-ким весом детей, и кормящим женщинам, так как по¬вышает заболе-ваемость и смертность детей в первые годы жизни.

Следующая непростая задача - преодоление пьянства и алко-голизма. Установлено, что алкоголизм действует разрушающе на все системы и органы человека. В результате систематического потребления алкоголя развивается пристрастие к нему:

- потеря чувства меры и контроля над количеством по¬требляемого алкоголя;

- нарушение деятельности центральной и периферической нервной системы (психозы, невриты и т.п.) и функций внутренних органов.

Изменение психики, возникающее даже при эпизоди¬ческом приеме алкоголя (возбуждение, утрата сдерживающих влияний, по-давленность и т.п.), обуславливает частоту само¬убийств, совер-шаемых в состоянии опьянения.

Особенно вредное влияние алкоголизм оказывает на пе¬чень: при длительном систематическом злоупотреблении алкого¬лем проис-ходит развитие алкогольного цирроза печени. Алкого¬лизм - одна из частых причин заболевания поджелудочной же¬лезы (панкреатита, сахарного диабета). Наряду с изменениями, затрагивающими здоро-вье пьющего, злоупотребление спиртными напитками всегда сопро-вождается и социальными последствиями, приносящими вред как ок-ружающим больного алкоголизмом, так и обществу в целом. Алкого-лизм, как ни одно другое заболевание, обуславливает целый ком-плекс отрицательных социальных последствий, которые выходят да-леко за рамки здравоохранения и касаются, в той или иной степе-ни, всех сторон жизни современно¬го общества. К последствиям ал-коголизма следует отнести и ухудшение показателей здоровья лиц, злоупотребляющих спирт¬ными налитками и связанное с ним ухудше-ние общих показателей здоровья населения. Алкоголизм и связан-ные с ним болезни как причина смерти уступают лишь сердечно-сосудистым заболе¬ваниям и раку.

Режим питания.

Следующей составляющей здорового образа жизни яв¬ляется ра-циональное питание. Когда о нем идет речь, следует помнить о двух основных законах, нарушение которых опасно для здоровья.

Первый закон - равновесие получаемой и расходуемой энер-гии. Если организм получает энергии больше, чем расходует, то есть если мы получаем пищи больше, чем это необходимо для нор-мального развития человека, для работы и хорошего самочув¬ствия, - мы полнеем. Сейчас более трети нашей страны, включая детей, имеет лишний вес. А причина одна - избыточное питание, что в итоге приводит к атеросклерозу, ишемической болезни сердца, ги-пертонии, сахарному диабету, целому ряду других недугов.

Второй закон - соответствие химического состава рациона физиологическим потребностям организма в пищевых веществах. Пи-тание должно быть разнообразным и обеспечивать потребности в белках, жирах, углеводах, витаминах, минеральных веществах, пи-щевых волокнах. Многие из этих веществ незаменимы, посколь¬ку не образуются в организме, а поступают только с пищей. От¬сутствие хотя бы одного из них, например, витамина

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»