←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7
СОДЕРЖАНИЕ.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Свойства воды…………………………………………………………………5
2. Техника спортивных способов плавания…………………………………….5
3. Кроль на груди…………………………………………………………………5
4. Кроль на спине…………………………………………………………………8
5. Дельфин……………………………………………………………………….10
6. Брасс…………………………………………………………………………...12
7. Техника стартов………………………………………………………………13
8. Техника ныряния в длину и глубину………………………………………..16
9. Обучение плаванию…………………………………………………………..18
10. Общая физическая подготовка……………………………………………...20
11. Техническая подготовка…………………………………………………….22
Заключение……………………………………………………………………….24
Список литературы………………………………………………………………26
Введение.
Формирование правильного навыка плавания возможно в том случае, если учитель в процессе обучения школьников плаванию наиболее целесообразно использует законы взаимодействия че¬ловека с водной средой. За последние годы с помощью объек¬тивных методов исследований проведены экспериментальные работы для определения эффективных путей улучшения техни¬ки и методики обучения плаванию детей и подростков. Резуль¬таты этих исследований использованы в настоящей работе.
Плавание состоит из четырех разделов, которые по¬лучили название спортивного, игрового, прикладного и фигур¬ного (художественного) плавания.
Спортивное плавание содержит различного характе¬ра соревнования по видам и дистанциям, определяемым спе¬циальными правилами. Соревнования проводятся в бассейнах стандартных размеров (25 и 50 м) на дистанциях от 50 до 1500 м, а также на открытых водоемах в виде проплывов на разные расстояния.
В соревнованиях применяются спортивные (правильные) способы плавания, которые по сравнению с самобытными способами имеют большое преимущество в скорости.
Игровое плавание содержит разнообразные подвижные игры и развлечения в воде. Такое плавание используется, главным образом, при обучении и тренировке юных пловцов. Игры вызывают большие эмоции, повышают активность детей, способствуют появлению инициативы, воспитанию чувства товарищества и т. д.
Прикладное плавание включает приемы спасания утопающего, ныряние в длину и в глубину, а также преодоление водных преград.
Фигурное (художественное) плавание представ¬ляет собой различные комплексы движений, составленные из элементов хореографии с использованием акробатических и гимнастических комбинаций для построения различных фигур в воде. Фигурное плавание может быть групповым и сольным.
В нашей стране плаванием занимаются люди разных воз¬растов. Однако основная масса людей, изучающих способы плавания и принимающих участие в соревнованиях,— это дети.
Не менее велико оздоровительное значение плавания. Вода очищает кожу человека, способствует улучшению кожного ды¬хания и укреплению самой кожи. Она вызывает усиление дея¬тельности различных внутренних органов: учащается дыхание, увеличивается частота сердечных сокращений, изменяется то¬нус периферических кровеносных сосудов, усиливается обмен веществ. Это объясняется тем, что вода по сравнению с воз¬духом имеет увеличенную теплопроводность и теплоемкость, а также значительную плотность, в результате чего теплоотдача и давление воды на поверхность тела человека резко возра¬стают.
Плавание является таким физическим упражнением, кото¬рое способствует росту тела подростков, так как во время пла¬вания человек находится в условиях частичной невесомости и в горизонтальном положении, вследствие чего позвоночник временно разгружается от обычных гравитационных нагрузок.
Плавание способствует улучшению работы всех систем орга¬низма, и в первую очередь сердечно-сосудистой и дыхательной. Во время интенсивного плавания частота сердечных сокращений юного пловца, находящегося в состоя¬нии спортивной формы, может увеличиться в 3—4 раза и до¬стигнуть 150—200 уд/мин..
При плавании любым способом спортсмен приспосабливает ритм дыхания к ритму движений: на каждый цикл движения он делает один энергичный вдох и один выдох в воду.
Плавание оказывает положительное влияние на состояние центральной нервной системы: устраняется излишняя возбуди¬мость и раздражительность, появляется уверенность в своих силах. Это является следствием благотворного действия водной среды и физических упражнений на организм ребенка.
Плавание закаливает организм детей и подростков. Частая смена температур внешней среды вырабатывает в организме защитные реакции. В результате этого повышается сопротив¬ляемость организма к простудным заболеваниям.
Следует помнить о том, что однажды приобретенный навык плавания сохраняется у человека на всю жизнь. Умение плавать необходимо каждому человеку, избравшему себе та¬кую профессию, которая соприкасается с действиями на воде (строительство мостов, плотин, рыбный промысел и др.). Уме¬ние хорошо плавать, преодолевать водные преграды вплавь и с помощью подручных средств необходимо и всем военно¬служащим.
Таким образом, плавание как физическое упражнение, гар¬монично развивающее и укрепляющее организм человека, спо¬собствует увеличению его двигательных возможностей и улучшению качества ряда движений, необходимых ему в повседневной жизни. Поэтому не случайно плавание входит в число основных средств советской системы физического воспитания.
Свойства воды
Прежде чем перейти к рассмотрению основ техники плава¬ния, необходимо ознакомиться с некоторыми свойствами воды, в условиях которой человек выполняет движения.
Как всякое физическое тело, вода обладает весом. Удельный вес воды приблизительно в 840 раз больше удельного веса воз¬духа. Частицы воды имеют большую подвижность и значитель¬ную массу, поэтому вода обладает большой инерцией. Следо¬вательно, для того чтобы развить большую силу тяги, которая продвигает тело пловца вперед, необходимо выполнять гребковые движения с ускорением.
Вода оказывает значительное давление на поверхность тела пловца, а следовательно, и сопротивление движущемуся в ней телу. Величина давления зависит от глубины погружедия.
Передвижение человека в воде основано на свойстве жидкости оказывать сопротивление движущемуся телу. Это сопро¬тивление возникает на гребущих поверхностях рук, ног и всего тела в виде реакции воды на эти поверхности. Таким образом пловец, находящийся в воде, может опираться, на нее руками, ногами, всем телом и вызывать дей¬ствие реактивных сил. На тело, помещенное в воду, действует также подъемная сила.
Не менее важным свойством воды является ее способность к волнообразованию. Это свойство основано на наличии силы тяжести, вязкости и подвижности водной среды. Размеры волн, возникающих при движении пловца по поверхности воды, зави¬сят от его технической подготовленности.
Техника спортивных способов плавания
В настоящее время в спортивном плавании применяются следующие способы: кроль на груди, кроль на спине, брасс и баттерфляй. Эти способы условно делятся на две группы: спо¬собы с попеременными движениями руками и ногами (кроль на груди и кроль на спине) и с одновременными движениями рука¬ми и ногами (брасс и баттерфляй—дельфин). Способ на боку, утративший свое спортивное значение, применяется во время начального обучения. Он с успехом используется также в при¬кладном плавании, в игре в водное поло и при сдаче норм комплекса ГТО.
Кроль на груди
Кроль на груди характеризуется попеременными и симметричными движениями руками и ногами. Это самый быст¬рый спортивный способ плавания и самый популярный. Заплывы мастеров-кролистов, особенно на короткие дистанции, всегда смотрятся с большим интересом. Популярность кроля на груди объясняется еще и тем, что он преимущественно используется при игре в водное поло, фигурном плавании и при проплывах по естественным водоемам.
Кроль на груди применяет¬ся в соревнованиях по плава¬нию на всех дистанциях воль¬ного стиля: на 100, 200, 400, 800, 1500 м, в эстафетах 4Х100 и 4Х200 м вольным стилем, в комплексном плавании на дистанциях 200 и 400 м.
Положение тела. Тело плов¬ца расположено у поверхности воды и находится в хорошо об¬текаемом, близко к горизонтальному, положении (угол «атаки» 0—8°). Голова опущена в воду (лицом вниз) настолько, что уровень воды находится примерно у верхней части лба.
Движения ногами. Ноги выполняют непрерывные попеременные движения сверху вниз и снизу вверх с амплитудой (ширина размаха стоп), равной примерно одной четвертой части роста пловца. Движения ногами обеспечивают устойчивое, горизон¬тальное положение тела и поддерживают скорость продвижения. Движение ноги вниз называется рабочим, или гребковым (оно способствует некоторому продвижению тела вперед), а движе¬ние вверх — подготовительным (оно не влияет на продвижение тела вперед).
Подготовительное движение (снизу вверх). В край¬нем нижнем положении нога выпрямлена в коленном суставе, а стопа повернута внутрь. По отношению к туловищу нога за¬нимает наклонное положение, так как она остается согнутой в тазобедренном суставе. Движение вверх начинается с разгиба¬ния прямой ноги в тазобедренном суставе. До горизонтального положения нога движется прямая. Далее нога
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7
|
|