Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Физкультура и спорт /

Психорегуляция в спорте

←предыдущая  следующая→
1 2 



Скачать реферат


Духовность в спорте высших достижений

Погонец Ю. Ю., Сунагатов Р.Х.

Донбасская национальная академия строительства и архитектуры

Ключевые слова: спортивная деятельность, психорегуляция, спо¬собности, средства, результативность, соревнование.

Проблема психорегуляции в спорте — одна из актуальных в силу высокой значимости психологического фактора в спортивной дея¬тельности [13,11,7,1,5,8,19,3 и др.]. Психорегуляция является пред¬метом исследований ряда спортивных психологов, и в большей сво¬ей части она разработана в области управления предстартовым со¬стоянием спортсмена. В основном рассматривались общие аспекты психорегуляции в спорте. В литературе имеется незначительное число работ, в которых даются рекомендации по использованию пси¬хорегуляции в работе со спортсменами конкретного вида спорта: легкой атлетики [7,10], тяжелой атлетики [3], бокса [19].

Психорегуляцию мы рассматриваем в двух аспектах: 1) как спо¬собность спортсмена управлять своими мыслями, чувствами, дей¬ствиями; 2) как деятельность спортсмена по использованию средств психорегуляции на тренировках и соревнованиях, способствующих оптимальному проявлению собственных физических и технических возможностей. Если исходить из четырехкомпонентной структуры спортивной деятельности [12], то психорегуляция входит в содержа¬ние первого компонента (предпосылки деятельности) как способ¬ность и третьего компонента (операции, действия, техника, тактика) как практические действия по использованию различных средств, приемов психорегуляции.

Актуальность проблемы психорегуляции для теории спортив¬ной тренировки объясняется следующими фактами, полученными другими авторами, исследовавшими ее в спорте:

1. В исследованиях [3] показано, что значительная часть тяже¬лоатлетов различной квалификации не могут мобилизоваться к подъему штанги, в результате удачные (зачетные) подходы выполня¬ются только в 55,5% случаев.

2. Согласно исследованиям [3,17,18], чем выше у волейболис¬тов уровень развития психорегуляции, тем выше результативность их соревновательной деятельности.

3. Поведение спортсменов на соревнованиях и характер пред¬стартового и стартового состояния обусловлены уровнем развития у них способности к психорегуляции [17,18].

Психорегуляция в спорте представляется сегодня как устояв¬шееся научное направление в спортивной психологии. Ее основная цель — формирование особого психического состояния, способству¬ющего наиболее полному использованию спортсменом своего по¬тенциала, накопленного на тренировках. Эта задача достигается бла¬годаря специальным центрально-мозговым перестройкам, создаю¬щим такую интегративную деятельность организма, которая наибо¬лее рационально направляет возможности спортсмена на решение конкретных задач [11]. Это уже конечная цель психорегуляции, а достигать ее в процессе соревнований можно лишь при условии ов¬ладения психорегуляцией на тренировках.

Как показывают наши исследования (опрос спортсменов, тре¬неров), спортсмены могут овладеть психорегуляцией или самостоятельно (в основном так они и делают), что очень трудно, или при участии тренера, если он, в свою очередь, сам владеет ею и понимает ее значимость и возможности в спорте. Самостоятельное приме¬нение спортсменами тех приемов и средств, кото¬рые приводятся в методической литературе [1,7,21 и др.], не дают должного эффекта. В этом убеж¬дают результаты наших исследований. В этой свя¬зи необходимо сначала развить у спортсменов спо¬собность к психорегуляции, которая давала бы им возможность использовать все ее средства. Для этого необходима продолжительная специальная тренировка. И, как показали наши исследования [17], наибольший эффект при этом достигается в работе с юными спортсменами.

При изучении психорегуляции мы исходим из известного в психологии положения о том, что пси¬хические явления, психическая деятельность лю¬дей выступают как детерминированные условия¬ми (и образом) жизни людей. При этом детермина¬ция психических явлений происходит по схеме: внешние воздействия действуют через посредство внутренних условий. Психические явления выс¬тупают в жизни человека не только как обуслов¬ленные, ной как обуславливающие: определяемые условиями жизни человека, психические явления обуславливают его поведение и деятельность [16]. Обусловленность поведения спортсмена фактора¬ми окружающей среды и состоянием организма делает актуальной проблему управления своей деятельностью, состоянием в условиях влияния различных помех.

Рассмотрим место и значение психорегуляции в спортивной деятельности с позиций физиологии [2,11 и др.]. Предполагается, что в начале деятель¬ности у человека формируется три вида функцио¬нальных систем. Первая система обеспечивает профессионально необходимые акты для выпол¬нения заданной деятельности. Вторая связана с посторонней деятельностью, которая конкуриру¬ет с основной, отражая взаимоотношения организма человека с окружающей средой (реакция на внешние факторы). Третья представляет собой вос¬становительную функциональную систему.

Формирование у спортсменов первой функ¬циональной системы происходит во время трени¬ровочных занятий. Этот процесс, как правило, про¬ходит успешно. Формирование второй функцио¬нальной системы связывается с участием спорт¬смена в соревнованиях под влиянием различных факторов. Воздействие ее на результативность со¬ревновательной деятельности спортсменов весь¬ма существенно. Развитию у них способности про¬тивостоять формированию этой системы и ее вли¬янию на деятельность в условиях соревнований и может служить развитая у спортсменов психоре¬гуляция.

Рассмотрим особенности взаимодействия этих трех систем. В период врабатывания основ¬ная функциональная система имеет более высо¬кую степень возбудимости и быстро становится доминирующей. Это можно наблюдать в период подготовки спортсменов к соревнованию, во вре¬мя разминки. Физиологический конфликт быстро разрешается, и наблюдается «стадия сложивших¬ся координаций» (А.А.Ухтомский, 1952; Е.Ф. Поле¬жаев, 1974). Двигательные акты приобретают до¬минантное значение, подавляется активность прочих функциональных систем, хотя и имеется воз¬действие посторонних раздражителей. Доминиру¬ющая система находится под контролем сознания спортсмена.

В процессе соревнования спортсмены волевым усилием продолжают выполнять действия, несмот¬ря на нарастающее чувство усталости, неудачи и другие факторы, сигнализирующие о включении второй и третьей функциональных систем. Проти¬водействие включению этих систем должна оказы¬вать развитая способность к психорегуляции.

Рассмотрим значение психорегуляции в со¬ревнованиях. В процессе подготовки к стартам идет настройка спортсмена на предстоящую деятельность. Используемые для этого приемы при¬званы помочь устранить влияние ненужных отвле¬кающих факторов, «выключить» посторонние мыс¬ли, создать оптимальное психическое состояние, соответствующее соревновательной деятельности. Формирующаяся функциональная (рабочая) сис¬тема должна стать доминирующей. Ее формиро¬вание связано со специальной тренировкой уме¬ния вызывать соответствующие эмоции, чувства. Средства психорегуляции здесь выполняют роль актуализации и становления наиболее рациональ¬ной центрально-периферической интеграции.

Для успешного выступления на соревновани¬ях спортсмену необходимо сохранить доминиру¬ющее положение сформированной функциональ¬ной системы. Главным здесь выступает умение в необходимой степени сконцентрировать свои воз¬можности. На решение этой задачи и должна быть направлена психорегуляция как деятельность спортсмена. Как в первом, так и во втором случае для использования методов и приемов психорегу¬ляции следует овладеть ими в тренировочном про¬цессе до закрепления прочных условно-рефлек¬торных связей.

Сохранение доминирования одной конкретной (необходимой) функциональной системы в услови¬ях соревнований — довольно редкое явление в спорте. Часто спортсмены находятся в негативном психическом состоянии при наличии конкуриру¬ющей функциональной системы. Роль психорегу¬ляции в этом случае сводится к устранению фак¬торов, поддерживающих негативные тенденции.

Дальнейшее решение проблемы психорегуля¬ции в спорте должно осуществляться в соответ¬ствии с принципом "от общего к специальному". Общим здесь выступает развитие у спортсменов психорегуляции вообще (базовой части), а специ¬альным — обучение спортсменов этому приему применительно к конкретному виду спорта исходя из специфики его соревновательной деятельнос¬ти [18 и др.].

Проведенное исследование [19] позво¬лило разработать и обосновать методику овладе¬ния психорегуляцией, которая включает два этапа. Первый — подготовительный, предусматрива¬ющий развитие и совершенствование психичес¬ких функций, обуславливающих способность к психорегуляции. К таким функциям относятся: концентрация, устойчивость, распределение и пе¬реключение внимания; мысленные представле¬ния; воображение, включающее воссоздание в со¬знании образов, ситуаций, явлений; воспроизведе¬ние и дифференцирование мышечных усилий. Второй этап — основной — предполагает разви¬тие умений управлять своим психическим состоя¬нием, используя приемы психорегуляции.

Результаты исследования по разработке ме¬тодики овладения психорегуляцией и внедрения ее в практику работы с юными боксерами [19] позво¬ляют рекомендовать ее как общую (базовую) часть обучения психорегуляции применительно к любому виду спорта. В дальнейшем она может быть использована во всех периодах годичного цикла спортивной тренировки для решения конкретных целей и задач. В подготовительном периоде целью психорегуляции является оптимизация закрепле¬ния в центральной нервной системе условно-реф¬лекторных связей и центрально-периферических отношений. В соревновательном периоде целью психорегуляции является: 1) обеспечение

←предыдущая  следующая→
1 2 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»