Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Физкультура и спорт /

Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности.

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Скачать реферат


СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение. Основные понятия 2

2. Объективные и субъективные факторы обучения и реакция на

них организма студентов 2

3. Изменение состояния организма студента под влиянием различных

режимов и условий обучения 4

4. Работоспособность в умственном труде и влияние на нее внешних и

внутренних факторов 6

5. Средства физической культуры в регулировании умственной работоспособности, психоэмоционального и функционального

состояния студентов 8

6. Заключение 13

7. Список литературы 14

1. Введение. Основные понятия

Динамика учебного процесса с его неравномерностью распреде¬ления нагрузок и интенсификацией во время экзаменационной сессии является своего рода испытанием организма студентов. Происходит сни¬жение функциональной устойчивости к физическим и психоэмоциональ¬ным нагрузкам, возрастает негативное влияние гиподинамики, нарушений режимов труда и отдыха, сна и питания, интоксикации организма из-за вредных привычек; возникает состояние общего утомления, переходящее в переутомление.

Психофизиологическая характеристика труда- сопряженная характеристика изменения состояния психофи¬зических и физиологических систем и функций организма под влияни¬ем определенной трудовой деятельности.

Работоспособность- потенциальная возможность челове¬ка выполнить целесообразную, мотивированную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени. Зависит от внешних условий деятельности и психофизиологических резервов челове¬ка. Различают максимальную, оптимальную и сниженную работоспособ¬ность.

Утомление- временное объективное снижение работоспо¬собности под влиянием длительного воздействия нагрузки на организм человека. Сопровождается потерей интереса к работе, преобладанием мо¬тивации на прекращение деятельности, негативными эмоциональными реакциями. Появление утомления зависит от вида нагрузки, локализации ее воздействия, времени, необходимого для восстановления. Выделяют физи¬ческое и умственное, острое и хроническое, нервно-эмоциональное и дру¬гие виды утомления.

Переутомление- накопление утомления по причинам нера¬ционального режима труда и отдыха при отсутствии своевременного вос¬становления. Влечет за собой снижение работоспособности и продук¬тивности труда, появление раздражительности, головной боли, расстрой¬ство сна и т.п. Переутомление бывает начинающееся, легкое, выраженное, тяжелое.

Усталость- комплекс субъективных ощущений, сопровож¬дающих развитие состояния утомления. Характеризуется чувством сла¬бости, вялости, физиологического дискомфорта, нарушением протекания психических процессов (памяти, внимания, восприятия, мышления и др.)

Рекреация- отдых, необходимый для восстановления сил ор¬ганизма после физической и умственной нагрузки при трудовой деятельности, при занятиях физическими упражнениями, спортом и в других случа¬ях.

Релаксация- состояние покоя и расслабленности, возникаю¬щее вследствие снятия напряжения после больших физических нагрузок, сильных переживаний и т.п. Может быть непроизвольной, например, при отходе ко сну и произвольной, вызванной расслаблением мышц, до этого вовлеченных в различные виды активности, принятием спокойной позы, представлением состояния покоя (аутотренинг) и т.д.

Самочувствие- субъективное ощущение внутреннего со¬стояния физиологического и психологического комфорта или дискомфор¬та.

2. Объективные и субъективные факторы обучения и реакция на них организма студентов

Важнейшим фактором обеспечения высокого качества профессиональной подготовки выпускников вузов является активная учебно-трудовая и познавательная деятельность студентов. Эта деятельность представляет собой сложный процесс в условиях объективно существую¬щих противоречий, к которым относятся:

- противоречия между большим объемом учебной и научной ин¬

формации, и, дефицитом времени на ее освоение;

- между объективно текущим постепенным, многолетним процес¬сом становления социальной зрелости будущего специалиста и желанием

как можно быстрее самоутвердиться и проявить себя;

- между стремлением к самостоятельности в отборе знаний с уче¬том личных

Эти противоречия создают высокое нервно-эмоциональное напряжение, которое отрицательно отражается на здоровье и, особенно, на психофизическом состоянии студентов.

Учет и понимание студентами такого рода противоречий необхо¬димы для нормального протекания их учебной деятельности.

Студенческий возраст характеризуется интенсивной работой над формированием своей личности, выработкой стиля поведения. Это время поисков молодыми людьми ответов на разнообразные нравственно-этические, эстетические, научные, общекультурные, политические и дру¬гие вопросы.

Студенческий возраст является также заключительным этапом поступательного возрастного развития психофизиологических и двигательных возможностей организма. Молодые люди в этот период обладают большими возможностями для напряженного учебного труда, обществен¬но-политической деятельности. Трудности обучения в вузе связаны не только с необходимостью творческого усвоения большого объема знаний, выработкой нужных для будущей профессии умений и навыков, их практическим применением. Эти трудности явные. Но существуют еще и скрытые трудности, которые сказываются порой весьма существенно на учебе и психоэмоциональном состоянии студентов.

К ним относится целый ряд обстоятельств студенческой жизни, кажущихся малозначительными, когда они взяты в отдельности, но в со¬вокупности дающие отрицательный эффект, который можно назвать не¬приспособленностью студентов к обучению в вузе. В числе причин такого явления наиболее значительными становятся следующие:

- резко отличающиеся от школьных методы и организация обу¬чения, требующие значительного повышения самостоятельности в овладе¬нии учебным материалом;

- отсутствие хорошо налаженных межличностных отношений, а

стало быть, и группового контакта, что характерно для всякого формирующегося коллектива;

- ломка старого, сложившегося за годы учебы в школе или на про¬изводстве жизненного стереотипа и формирование нового, "вузовского";

- сопутствующие поступлению в вуз новые заботы, которые чаще

возникают у студентов, проживающих в общежитии (самообслуживание,

самостоятельное ведение бюджета, планирование и организация своего

учебного и свободного времени и др.)

Особенно в затруднительном положении оказываются студенты младших курсов. С одной стороны, они должны сразу включаться в на¬пряженную работу, требующую применения всех сил и способностей, с другой, - само по себе преодоление новизны условий учебной работы требует значительной затраты сил организма. Включение студентов в но¬вую систему жизнедеятельности может сопровождаться нервным напряже¬нием, излишней раздражительностью, вялостью, снижением волевой ак¬тивности, беспокойством и т.д. Происходящие явления связаны с трудно¬стями процесса адаптации.

Для становления личности специалиста особое значение имеют профессиональная, социально-психологическая и дидактическая адаптация. Рассмотрим подробнее эти условно выделенные виды адаптации.

Профессиональная адаптация означает идентификацию (отождест¬вление) себя с избранной профессией, с социальной ролью, которую пред¬стоит выполнять после окончания вуза. Это идентификация личностных качеств с требованиями профессии и активно положительным отношением к избранной специальности. Первостепенное значение в этой адаптации имеет формирование профессиональной направленности личности. По окончании процесса профессиональной адаптации студент должен полу¬чить целостное представление о той деятельности, к которой он готовится. У него должен сформироваться профессиональный идеал как ориенти¬ровочная основа его деятельности.

Социально-психологическая адаптация означает интеграцию лич¬ности со студенческой средой, принятие ее ценностей, норм, стандартов поведения и т.п. Это накладывает на личность отпечаток, определяет из¬менение направленности потребностей.

На процесс внутренней переориентации личности оказывают влияние факторы межличностных отношений, в процессе которых скла¬дываются установки, удовлетворяющие личностный статус студента, фор¬мирующие уровень его притязаний. По мере укрепления межличностных отношений студент активно включается в деятельность коллектива учеб¬ной группы.

Дидактическая адаптация предполагает повышение уровня психи¬ческой и интеллектуальной готовности студентов к вузовской специфике обучения. Низкий уровень этой готовности при поступлении в вуз приво¬дит к психической усталости, ослаблению памяти, мышления и т.д.

Высшая школа требует нового типа учебного поведения, более сложных форм умственной деятельности. Эту мысль подтверждают дан¬ные опроса студентов - первокурсников, характеризующие основные при¬чины, вызывающие трудности при переходе на вузовские формы обуче¬ния. Среди причин отмечены: необходимость организовывать самостоя¬тельную работу - 31% опрошенных студентов; изменение системы кон¬троля за успеваемостью - 23,8%; изменение опросной системы - 16,4%; необходимость конспектировать лекции - 7,6%; сложность лабораторных и практических занятий - 6,9% (Виленский М.Я.,1993 г.).

На психофизическом

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»