Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Физкультура и спорт /

Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 



Скачать реферат


здоровья, которое ими отмечается, в частности появление сильного утомления после соревнования или тренировки, ощущение боли в области сердца, живота, мышц, полученное повреждение.

Женщины должны записывать все, что связано с менструальным циклом: его начало, продолжительность, болевые ощущения и т.п.

Если спортсмен регулярно осуществляет самоконтроль, аккуратно ведет дневник самоконтроля, он постепенно накапливает полезный материал, который помогает ему, тренеру и врачу в анализе тренировки, в правильном ее планировании.

2. САМОКОНТРОЛЬ В МАССОВОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Самоконтроль важен не только для спортсмена, но и для любого человека, самостоятельно занимающегося физическими упражнениями: плаванием, бегом, ездой на велосипеде и т.д. Все данные самоконтроля должны также фиксироваться в дневнике, который несколько отличается от дневника спортсмена.

Занимающийся физической культурой, особенно самостоятельно, должен отражать в дневнике самоконтроля как данные покоя, так и определенную информацию о характере проделанной мышечной работы и о реакции на нее организма (на основании самых простых физиологических показателей). То же можно сказать и о результатах проведения простейших функциональных проб.

В дневнике в первую очередь должны получить отражение субъективные данные о переносимости выполняемых физических нагрузок: степень утомления после работы, желание, с которым она выполняется, чувство удовлетворения после нее. Появление негативных оценок субъективных данных самоконтроля говорит о чрезмерности физических нагрузок, неправильном распределении их в недельном макроцикле, неоптимальном соотношении объема и интенсивности.

Достоверность субъективных оценок переносимости нагрузок повышается при подкреплении их данными объективного самоконтроля. К ним относится измерение ЧСС в условиях основного обмена, до и после выполненной нагрузки. Целесообразно обучиться измерять у себя АД с помощью автоматических измерителей. Измерять АД следует до и после выполнения физической нагрузки.

Важная информация, представляемая в дневнике самоконтроля, касается динамики веса физкультурника. За этим показателем легко наблюдать с помощью обычных напольных весов.

В дневнике самоконтроля целесообразно регистрировать данные о ЖЕЛ, ее динамике и соответствии должным величинам.

Самостоятельно занимающимся, особенно во время занятий дозированной ходьбой, рекомендуется использовать простые приборы – шагомер и «Ритм». Данные, получаемые с помощью шагомера, также следует заносить в дневник самоконтроля.

Наибольшую сложность при самоконтроле представляет проведение функциональных проб. Из наиболее доступны ортостатическая проба (регистрация ЧСС на лучевой артерии в горизонтальном и вертикальном положениях), а также тест Руфье, в котором основная информация получается по данным измерения ЧСС. Динамика обеих проб позволяет судить об эффективности тренировочной работы.

Специалистами в области спортивной медицины разработана методика определения физической работоспособности с использованием в качестве тестирующей нагрузки дозированной ходьбы. Расчет ведется по специальной формуле. Величины мощности в этой формуле (W) определяются при 1-й и 2-й нагрузках (два режима ходьбы с различной скоростью) по следующему выражению (В.Р. Орел):

W = М•v•К,

где М – масса человека в одежде и обуви; v – скорость движения, м/сек; К – эмпирический коэффициент, который, в свою очередь, определяется по специальной таблице. Рассчитанная по этой формуле мощность совпадает с мощностью, рассчитанной с помощью велоэргометра.

Таким образом, каждый занимающийся может определить индивидуальную величину физической работоспособности. Чтобы не производить дополнительных расчетов уровня PWC, предложено у всех определять величину PWC130. Все эти данные заносятся в дневник самоконтроля. Динамические наблюдения за индивидуальными изменениями физической работоспособности под влиянием занятий физической культурой можно вести по данным тестирования, проводимого 1 раз в 1,5 – 2 месяца.

3. Организм как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система

Медико-биологические и педагогические науки имеют дело с чело¬веком как с существом не только биологическим, но и социальным. Социально-биологические основы физичес¬кой культуры — это принципы взаимодействия социальных и биоло¬гических закономерностей в процессе овладения человеком ценнос¬тями физической культуры.

Естественно-научные основы физической культуры - комплекс меди¬ко-биологических наук (анатомия, физиология, биология, биохимия, гигиена и др.). Анатомия и физиология — важнейшие биологические науки о строении и функциях человеческого организма. Человек под¬чиняется биологическим закономерностям, присущим всем живым су¬ществам. Однако от представителей животного мира он отличается не только строением, но развитым мышлением, интеллектом, речью, осо¬бенностями социально-бытовых условий жизни и общественных вза¬имоотношений. Труд и влияние социальной среды в процессе развития человечества повлияли на биологические особенности организма со¬временного человека и его окружение. В основе изучения органов и межфункциональных систем человека принцип целостности и единст¬ва организма с внешней природной и социальной средой. Организм — слаженная единая саморегулирующаяся и саморазви¬вающаяся биологическая система, функциональная деятельность ко¬торой обусловлена взаимодействием психических, двигательных и вегетативных реакций на воздействия окружающей среды, которые могут быть как полезными, так и пагубными для здоровья. Отличительная особенность человека — сознательное и активное воздейст¬вие на внешние природные и социально-бытовые условия, опреде¬ляющие состояние здоровья людей, их работоспособность, продол¬жительность жизни и рождаемость (репродуктивность). Без знании о строении человеческого тела, о закономерностях функ¬ционирования отдельных органов и систем организма, об особеннос¬тях протекания сложных процессов его жизнедеятельности нельзя организовать процесс формирования здорового образа жизни и физической подготовки населения, в том числе и учащейся молодежи. Достнжения медико-биологических наук лежат в основе педагоги¬ческих принципов и методов учебно-тренировочного процесса, тео¬рии и методики физического воспитания и спортивной тренировки. Развитие организма осуществляется во все периоды его жизни — с момента зачатия и до ухода из жизни. Это развитие назы¬вается индивидуальным, или развитием в онтогенезе. При этом разли¬чают два периода: внутриутробный (от момента зачатия и до рожде¬ния) и внеутробный (после рождения).

Каждый родившийся человек наследует от родителей врожденные, ге¬нетически обусловленные черты и особенности, которые во многом оп¬ределяют индивидуальное развитие в процессе его дальнейшей жизни.

Оказавшись после рождения, образно говоря, в условиях автоном¬ного режима, ребенок быстро растет, увеличивается масса, длину и площадь поверхности его тела. Рост человека продолжается прибли¬зительно до 20 лет. Причем у девочек наибольшая интенсивность роста наблюдается в период от 10 до 13, а у мальчиков от 12 до 16 лет. Увеличение массы тела происходит практически параллельно с увели¬чением его длины и стабилизируется к 20—25 годам.

Как правило, юношеский возраст (16—21 год) связан с периодом со¬зревания, когда все органы, их системы и аппараты достигают своей морфо-функциональной зрелости. Зрелый возраст (22—60 лет) характеризуется незначительными изменениями строения тела, а функциональные возможности этого достаточно продолжительного периода жизни во многом определяются особенностями образа жизни, питания, двигатель¬ной активности. Пожилому возрасту (61—74 года) и старческому (75 лет и более) свойственны физиологические процессы перестройки: сниже¬ние активных возможностей организма и его систем — иммунной, нерв¬ной, кровеносной и др. Здоровый образ жизни, активная двигательная де¬ятельность в процессе жизни существенно земедляют процесс старения.

В основе жизнедеятельности организма лежит процесс автомати¬ческого поддержания жизненно важных факторов на необходимом уровне, всякое отклонение от которого ведет к немедленной мобили¬зации механизмов, восстанавливающих этот уровень (гомеостаз). Гомеостаз — совокупность реакций, обеспечивающих поддержание или восстановление относительно динамического постоянства внут¬ренней среды и некоторых физиологических функций организма че¬ловека (кровообращения, обмена веществ, терморегуляции и др.). Этот процесс обеспечивается сложной системой координированных приспособительиых механизмов, направленных на устранение или ог¬раничение факторов, воздействующих на организм как из внешней, так и из внутренней среды. Oн позволяют сохранять постоянство со¬става, физико-химических и биологических свойств внутренней среды. Постоянство физико-хи¬мического состава поддерживается благодаря самореализации обмена веществ, кровообращения, пищеварения, дыхания- выделения и дру¬гих физиологических процессов.

Организм — сложная биологическая система. Все его органы связа¬ны между собой и взаимодействуют. Нарушение деятельности одного органа приводит к нарушению деятельности других.

Огромное количество клеток снабжаются питательными веществами и необхо¬димым количеством кислорода для того, чтобы осуществлялись жиз¬ненно необходимые процессы энергообразования, выведения продук¬тов распада, обеспечения различных биохимических реакций жизне¬деятельности и т.д. Эти процессы происходят благодаря регуляторным механизмам, осуществляющим свою деятельность через нервную, кро¬веносную, дыхательную, эндокринную и другие системы организма.

4. Внешняя среда и ее воздействие

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»