←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5
Государственный комитет РФ по связи и информатизации.
Сиб ГУТИ
кафедра физического воспитания
Реферат на тему:
Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом.
Выполнил: студентка группы Э-91
Будченко Е. А.
Проверил: Строганов К.С.
г. Новосибирск 2000 г.
План.
ДИАГНОСТИКА ПРИ РЕГУЛЯРНЫХ ЗАНЯТИЯХ ФИЗКУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ. 4
ВРАЧЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ, КАК УСЛОВИЕ ДОПУСКА, ЕГО СОДЕРЖАНИЕ И ПЕРИОДИЧНОСТЬ. 7
СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ВРАЧЕБНОГО КОНТРОЛЯ 8
СОДЕРЖАНИЕ ОБСЛЕДОВАНИЯ. 9
МЕТОДЫ ВРАЧЕБНОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ. 9
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ. 11
САМОКОНТРОЛЬ, ЕГО ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ, ПОКАЗАТЕЛИ, КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ, ДНЕВНИК САМОКОНТРОЛЯ. 14
МЕТОДЫ АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИХ ИНДЕКСОВ, ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПРОБ, УПРАЖНЕНИЙ-ТЕСТОВ ДЛЯ ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ, ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА, ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ. 17
ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА (УФС). 17
КОРРЕКЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ И МЕТОДИКИ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ И СПОРТОМ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ КОНТРОЛЯ. 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 24
Способ достижения гармонии человеком один - системати¬ческое выполнение физических упражнений.
При регулярных занятиях физическими упражнениями ак¬тивизируется деятельность всех органов и систем, увеличивается объем мышц, усиливаются обменные про¬цессы, совершенствуется сер-дечно-сосудистая система. Таким образом, улучшается физическая подготовленность занимающихся, нагрузки переносятся легко, а бывшие ранее недоступными результаты в разных видах физиче¬ских упражнений становятся нормой.
В основе достижения профессиональными спортсменами спортивно-го результата и его роста лежат адаптационные процессы, происхо-дящие в организме. Тренировочная и соревновательная деятельность является основой для их совершенствования.
Но без контроля за тренировочным процессом, за состоянием здоровья спортсмена невозможно добиться высоких результатов без издержек для здоровья. Для этого существуют педагогический и врачебный контроль.
Но прежде чем что-то контролировать, нужно определить, что именно и какие показатели оценить, каковы их исходные уровни, состояние. Иначе говоря, нужна научная диагностика.
Очевидно, контроль будет более эффективным только в том слу-чае, если ему предшествует объективная диагностика.
Диагностика при регулярных занятиях физкуль-турой и спортом.
Диагностика включает в себя теорию и методы определения со-стояния и уровня подготовленности спортсменов, а также принципы определения и построения диагноза.
Основа диагностики - накопленная годами, статистически про-анализированная информация, позволяющая сопоставить и оценить результаты последнего тестирования с аналогичными данными про-шлых лет.
Спортивно-педагогическая диагностика органически вписывается в систему подготовки спортсменов. Она направлена на получение информации (диагноза) о физическом состоянии и специальной под-готовленности спортсменов.
Программа диагностики включает функционально-диагностическое обследование и тестирование ведущих для данного вида спорта фи-зиологических систем и функций:
• центральной нервной системы,
• вегетативной нервной системы,
• сердечно-сосудистой и дыхательной систем,
• нервно-мышечного аппарата,
• внутренней среды,
• физического развития,
• соматической и биологической зрелости (в тех видах спорта, в которых высокие спортивные результаты достигаются в юном возрасте),
• психофизиологического состояния.
Для решения всех этих задач были разработаны специальные про-граммы исследования профессиональных спортсменов и тех, кто за-нимается оздоровительной физкультурой. Исследования проводятся в состоянии покоя и при выполнении физических нагрузок.
Так, например, комплекс исследований в состоянии покоя включает:
• врачебный осмотр, составление медицинского и спортивно-го анализа;
• электрокардиографию (с проведением активной ортопробы);
• ультразвуковое исследование сердца (при необходимости - внутренних органов: печени, почек и т.д.);
• биохимический анализ крови (при необходимости определе-ние гормонального статуса);
• антропометрические исследования (измерение размеров те-ла), состава тела (соотношение жировой и мышечной массы), биоло-гического возраста и др.
При исследованиях с физическими нагрузками важное место за-нимает подбор средств и методов задания тестовой нагрузки. В за-висимости от возраста, пола, специализации и квалификации спорт-сменов могут быть использованы физические нагрузки следующего характера:
• ступенчато возрастающего субмаксимальной мощности с ог-раниченным временем работы (типа PWC170) и " до отказа";
• предельного характера с постоянной мощностью от 1 до 7-12 мин (типа удержание критической скорости, мощности, скорости (мощности) анаэробного порога и т.п.);
• с переменной скоростью (мощностью) повторного или ин-тервального характера;
• моделирование соревновательной деятельности.
При проведении диагностики тщательно фиксируются объективные показатели самоконтроля: частота сердечных сокращений, артери-альное давление, дыхание, вес, антропометрические данные. Диаг-ностика также применяется для определения тренированности зани-мающегося.
Оценка реакции сердечно-сосудистой системы проводится по из-мерению частоты сердечных сокращений (пульса), которая в покое у взрослого мужчины равна 70-75 ударов в минуту, у женщины - 75-80.
Обобщение и анализ исследований, проведенных на спортсменах позволяет сформулировать факторы, определяющие и формирующие уровень функциональной подготовленности обследуемых:
• физическое развитие,
• функциональные возможности основных физиологических систем организма,
• иммунный статус,
• психологический статус,
Следующую группу факторов, формирующих функциональную подго-товленность, составляют:
• спортивная деятельность, ее специфика, соотнесенная с видом спорта,
• продолжительность занятий,
• успешность в достижении спортивных результатов.
Еще одна группа факторов, формирующих функциональную подго-товленность, представлена методическими основами организации тренировочного процесса:
• режимом тренировок,
• объемом и интенсивностью тренировочных нагрузок,
• соотношением средств и методов развития физических ка-честв, психофизической напряженностью,
• календарем и регламентом соревнований.
Отсутствие контроля за физическим состоянием и подготовленно-стью спортсменов, опирающегося на объективную диагностику, мо-жет привести к развитию переутомления, значительному снижению работоспособности и в дальнейшем - к возникновению заболеваний и травм.
Врачебный контроль, как условие допуска, его содержание и периодичность.
Врачебный контроль - система медицинского обеспечения всех контингентов населения, занимающихся физической культурой, спор-том, туризмом.
Целью врачебного контроля является содействие правильному ис-пользованию средств физической культуры и спорта, всестороннему физическому развитию, сохранению здоровья людей.
Врачебный контроль в процессе занятий физической культурой направлен на решение трех основных задач:
1. выявление противопоказаний к физической тренировке;
2. определение уровня физического состояния (УФС) для на-значения адекватной тренировочной программы;
3. контроль за состоянием организма в процессе занятий (не менее двух раз в год).
В Положении о врачебном контроле за физическим воспитанием населения определены следующие основные формы работы:
1. Врачебные обследования всех лиц, занимающихся физической культурой и спортом (первичные, дополнительные, повторные).
2. Диспансеризация занимающихся физической культурой, спортом и туризмом.
3. Врачебно-педагогическое наблюдение в процессе учебно-тренировочных занятий и соревнований.
4. Осуществление оздоровительных, лечебных и профилактических мероприятий в процессе занятий физкультурой и спортом.
5. Врачебная консультация по вопросам физкультуры и спорта.
6. Проведение анализа проделанной работы по врачебному контро-лю за занимающимися физкультурой и спортом.
7. Санитарный надзор за местами и условиями проведения сорев-нований, занятий по физической культуре и спорту.
8. Медико-санитарное обеспечение учебно-тренировочных сборов, соревнований и массовых видов физической культуры.
9. Профилактика спортивного травматизма и патологических со-стояний, возникающих при нерациональных
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5
|
|