Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Физкультура и спорт /

Спортивный отбор

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Скачать реферат


Содержание

Введение 3

Уровни отбора 4

Методики спортивного отбора 5

Спортивный отбор в процессе многолетней подготовки 6

Отбор и спортивная специализация 11

Заключение 14

Список литературы 15

Введение

Тема моей работы - "спортивный отбор".

Спортивный отбор — это комплекс мероприятий, позволяю¬щих определить высокую степень предрасположенности (одарен¬ность) ребенка к тому или иному роду спортивной деятельности (виду спорта).

Спортивный отбор — длительный, многоступенчатый процесс, который может быть эффективным лишь в том случае, если на всех этапах многолетней подготовки спортсмена обеспечена ком¬плексная методика оценки его личности, предполагающая исполь¬зование различных методов исследования (педагогических, меди¬ко-биологических, психологических, социологических и др.).

Другое определение спортивного отбора звучит так:

Спортивный отбор — это комплекс мероприятий по выявлению спортсме¬нов, обладающих высоким уровнем способностей, отвечающих требованиям свецифики вида спорта. Качественно видоизменяясь, отбор входит в систему многолетней подготовки.

А также…

Спортивный отбор — это основанный на научном прогнозе про¬цесс принятия и реализации решения о включении или невклю¬чении в спортивную деятельность ее возможного участника.

Итак, из вышеприведенных определений уже можно сделать вывод о том, что спортивный отбор, являющийся комплексом мероприятий, применим как к детям, не занимающимся никаким спортом, так и к спортсменам.

Спортивный отбор проходят все участники спортивной дея¬тельности: спортсмены, тренеры, судьи, спортивные врачи, специа¬листы из комплексной научной группы и т. д. Часто назначение определенного тренера сборной команды оказывает значительно большее влияние на спортивные достижения, чем включение в нее самого сильного спортсмена.

Уровни отбора

Вовлечение людей в систематические занятия спортом, их интерес и личные достижения зависят от соответствия индивидуальных особенностей специфике того или иного вида спорта.

Выбор каждым человеком вида спорта, в наибольшей мере соответствующе¬го его индивидуальным особенностям, составляет сущность спортивной ориен¬тации. Спортивная ориентация связана прежде всего с детско-юношеским и массовым спортом. Хорошо поставленная спортивная ориентация повышает эффективность спортивного отбора. Технология ориентации и отбора едина, различие только в подходе: при ориентации выбирают вид спорта для кон¬кретного человека, а при отборе — человека для конкретного вида спорта.

Первый уровень — начальный отбор для выявления детей (в большинстве видов спорта это возраст 9—14 лет), обладающих потенциальными способно¬стями к успешному овладению конкретным видом спорта. Организационно от¬бор проводится в три этапа. На первом—агитационные мероприятия с целью вызвать интерес к занятиям; на втором — тестирование и наблюдения для оп¬ределения способностей детей к данному виду спорта; на третьем, самом про¬должительном — наблюдения в процессе обучения и развития физических спо¬собностей с целью установления темпов осваивания учебного материала.

Второй уровень — углубленный отбор для выявления перспективных юно¬шей и девушек (возраст 16—17 лет), обладающих высоким уровнем способно¬стей к данному виду спорта и склонностями к определенной специализации (виду легкой атлетики, игровой функции и т. п.).

Третий уровень—отбор для выявления спортсменов (возраст 18—20 лет) длк зачисления в коллективы спортсменов высокой квалификации. Отбор осу¬ществляется на основе изучения тренировочной и соревновательной деятель¬ности в детско-юношеском спортивном коллективе, тестирования и обследова¬ния во время специально проводимых для этого учебно-тренировочных сборов.

Четвертый уровень — отбор для выявления спортсменов в различные сбор¬ные команды (страны, регионов, ведомств и др.), для определения участников ответственных соревнований. С этой целью анализируется информация о трени¬ровочной и соревновательной деятельности спортсмена в своем клубе, в сбор¬ной команде, изучается соревновательная деятельность на национальных чем¬пионатах, на учебно-тренировочных сборах.

В отборе участвуют тренеры, работающие с данным контингентом, и груп¬пы экспертов из числа ведущих специалистов данного региона.

Конкретное содержание методики отбора обусловлено спецификой вида спорта. Она основывается на системе педагогических, медико-биологических и психических показателей, имеющих высокую прогностическую значимость (уро¬вень физических качеств, специфичных для данного вида спорта, уровень спо¬собностей, лежащих в основе технико-тактических действий, морфологические данные, функциональные особенности организма, свойства высшей нервной дея¬тельности и др.). Учитываются исходный уровень, изменение показателей обсле¬дования с возрастом и под влиянием тренировки, связь этих показателей со спортивными достижениями. Качество отбора служит важным условием успеш¬ности многолетней подготовки спортивных резервов. В процессе многолетней подготовки комплекс методов отбора расширяется, сам отбор становится более углубленным, вследствие чего количество отсеиваемых увеличивается.

Методики спортивного отбора

Спортивный отбор проходят все участники спортивной дея¬тельности: спортсмены, тренеры, судьи, спортивные врачи, специа¬листы из комплексной научной группы и т. д. Часто назначение определенного тренера сборной команды оказывает значительно большее влияние на спортивные достижения, чем включение в нее самого сильного спортсмена.

Для каждого кандидата отбор в конечном счете сводится к положительному или отрицательному результату. Положитель¬ный результат отбора может, например, заключаться в зачисле¬нии в группу и команду, включении в игру запасного спортсмена, назначении тренера, а отрицательный реализуется в виде отчис¬ления, исключения, удаления, дисквалификации, перевода основ¬ного спортсмена в число запасных и т. д.

Спортивный отбор продолжается постоянно в процессе спор¬тивной деятельности. Так, если новичок зачисляется в спортив¬ную группу, то затем работа с ним продолжается до тех пор, пока по каким-либо причинам не принимается решения о прекра¬щении занятий. Отрезок времени, в течение которого осуществля¬ется спортивный отбор, может иметь различную величину—от не¬скольких секунд до нескольких лет. Так, например, начальный отбор юных спортсменов проводится в расчете на последующую многолетнюю спортивную деятельность. Напротив, замены спорт¬сменов по ходу соревновательной деятельности, разрешенные пра¬вилами некоторых видов спорта, нередко представляют собой отбор для последующей деятельности в течение нескольких секунд (как в случае замены гандбольного вратаря на время выполне¬ния соперником семиметрового штрафного броска).

Процедура спортивного отбора включает в себя три этапа:

определение специфики требований, которые предъявит будущая деятельность, прогнозирование возможностей конкретных канди¬датов и принятие положительного или отрицательного решения с его последующей реализацией.

В современной теории спортивного отбора наибольшее внима¬ние уделяется отбору спортсмена. При этом используются следующие термины и понятия:

спортивная ориентация — определение такого вида спорта, в котором возможности спортсмена раскроются в наибольшей сте¬пени;

селекция—отбор спортсменов по мере роста пх мастерства;

комплектование команд — формирование коллектива для уча¬стия в соревнованиях, в том числе непосредственное варьирование составом команды по ходу состязаний.

В процессе отбора спортсмена сначала путем прогнозирования возможно более точно определяются будущие требования к со¬ревновательному потенциалу спортсмена. Эти требования могут основываться на ожидаемом через несколько лет уровне спортив¬ных результатов, анализе направлений прогресса техники и так¬тики ведущих спортсменов или даже на предвосхищении игровых ситуаций через несколько секунд после предлагаемой замены игрока. Иногда эти сведения представляют в виде подробных мо¬дельных характеристик. Затем с помощью изучения соревнова¬тельной деятельности, тестирования и т. д. делается прогноз со¬ревновательного потенциала или перспектив его формирования у конкретных спортсменов (новичков), проходящих отбор. И на¬конец, на основе сравнения данных, полученных на первых двух этапах, делается вывод о степени их соответствия и принимается решение о зачислении, отчислении, замене и т. д.

Даже такая обобщенная схема указывает на большие труд¬ности безошибочного проведения отбора спортсмена. Особенную сложность представляет надежное прогнозирование возможностей юного спортсмена на несколько лет вперед.

Выявление стабильных показателей позволяет с уверенностью прогнозировать индивидуальное развитие юного спортсмена, по¬скольку преимущество над сверстниками по таким показателям сохранится и в будущем. Например, длину тела спортсмена мож¬но с достаточной надежностью предсказать уже в 9—11 лет. Напротив, прогноз массы тела будет значительно менее надеж¬ным. Поэтому в каждом виде спорта определяется группа наи¬более важных показателей, по которым осуществляется

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»