Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Физкультура и спорт /

Тренировка и тренировочные циклы

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 



Скачать реферат


СОДЕРЖАНИЕ

1. Вступление

2. Разработка тренировочных циклов

3. Динамика физиологического состояния человека при спортивной деятельности

4. Заключение

5. Список литературы

ВСТУПЛЕНИЕ

Наступил XXI век! Век неумолимого роста научно-технического прогресса, век космических скоростей. Наряду такого стремительного наступления цивилизации на человечество, неумолимо быстро наступают и разрушения… Например ухудшение окружающей среды, что само собой по-влечёт к заболеваниям. Как же выжить и как бороться современному человеку? Спорт, спорт и только спорт!

РАЗРАБОТКА ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЦИКЛОВ

ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ СПОРТИВНЫХ УПРАЖНЕНИИ

Все спортивные упражнения можно разделить на две большие группы. Для упражнений пер-вой группы характерны очень боль¬шие (на соревновании — предельные) физические нагрузки, кото¬рые предъявляют исключительно высокие запросы к ведущим фи¬зиологическим системам и требуют предельного проявления таких двигательных физических качеств, как сила, быстрота или выносли¬вость. К таким упражнениям относятся все виды легкой атлетики, плавание, лыжный и конькобежный спорт, гребля, спортивные игры, единоборства и т.д. Вторую группу составляют технические упражнения: авто, мотоспорт, парусный, санный, парашютный, конный, авиа- и дель-тапланеризм. Перемещение спортсмена в пространстве при выполнении упражнений первой, наи-более многочисленной группы осуществляется в основном за счет внутренних (мышеч¬ных) сил. При выполнении технических упражнений перемещение спортсмена происходит главным образом за счет внешних (не мышечных) сил: тяги двигателя машины (в автоспорте), гравита¬ционных сил (в санном, парашютном спорте), силы воздушного потока (в парусном спорте, авиа- и дельтапла-неризме). Успех в технических упражнениях в очень большой мере определяется тех¬ническим оборудованием (в конном спорте — качествами лошади) и степенью владения им. Эти спортивные упражнения требуют ис¬ключительно высокого развития у спортсменов специфических психофи-зиологических функций: внимания, быстроты реакции, тон¬кой координации движений и т. д. В то же время упражнения в технических видах спорта, как правило, не предъявляют предель¬ных тре-бований к энергетической и мышечной системам, к системам вегетативного обеспечения, а также к физическим качествам: силе мощности и выносливости.

В соответствии с общей кинематической характе¬ристикой упражнений, т. е. характером про-текания во времени упражнения первой группы делят на циклические и ацик¬лические.

К циклическим упражнениям переместительного характера относятся бег и ходьба, бег на коньках и на лыжах, плавание, гребля, езда на велосипеде. Для этих упражнений харак¬терно мно-гократное повторение стереотипных циклов движений. При этом относительно постоянны не только общий рисунок движе¬ний, но и средняя мощность нагрузки или скорость перемещения спортсмена (велосипеда, лодки) по дистанции. Исключение состав¬ляют очень короткие цикличе-ские упражнения (дистанции) и на¬чальный отрезок любой дистанции, т. е. период разгона, на про-тя¬жении которых скорость перемещения изменяется очень значитель¬но. Иначе говоря, цикличе-ские упражнения — это упражнения от¬носительно постоянных структуры и мощности.

К ациклическим относятся такие упражнения, на протяжении выполнения которых резко меняется характер двигательной актив¬ности. Упражнениями такого типа являются все спортивные игры, спортивные единоборства, метания и прыжки, гимнастические и акробатические упражне-ния, упражнения на водных и горных лы¬жах, в фигурном катании на коньках. Для ациклических упраж¬нений характерны также резкие изменения мощности по ходу их выполнения. Это справед-ливо не только для соревновательных, но и для тренировочных упражнений (например, повторное пробегание отрезков с различной скоростью).

Важнейшую классификационную характеристику упражнений, кроме технических, составля-ет их мощность. Учитывая, что она относительно постоянна в циклических упражнениях, их мож-но классифицировать по средней мощности нагрузки на про¬тяжении любого (достаточно длинно-го) отрезка времени выполне¬ния упражнения.

На протяжении выполнения ациклических упражнений выде¬ляют периоды наибольшей ак-тивности (мощности) — рабочие периоды, чередуемые с промежуточными перио¬дами относи-тельно невысокой активности (мощности), вплоть до полного отдыха (нулевой мощности). При классификации ациклических упражнений остается неясным, оценивать ли мощ¬ность основных рабочих периодов («пиковую» мощность) или «среднюю» мощность за все время упражнения, включая основные рабочие периоды и промежуточные периоды относительного или полного от-дыха. Физиологическая характеристика ациклических упражнений при использовании каждого из таких показателей бу¬дет различной.

Механическая, или физическая, мощность выполняемого упраж¬нения измеряется физиче-скими величинами — в ваттах, кгм/мин. Она определяет физическую нагрузку. В подавляющем большинстве случаев очень трудно достаточно точно измерить фи¬зическую мощность спортивных упражнений. В циклических упраж¬нениях мощность (физическая нагрузка) и скорость перемеще-ния (при неизменной технике выполнения движений) связаны линейной зависимостью: чем боль-ше скорость, тем выше физическая нагруз¬ка.

Совокупность физиологических (и психофизиологических) реак¬ций организма на данную физическую нагрузку позволяет опре¬делить физиологическую мощность нагрузки или физиологи-ческую нагрузку на организм работающего человека. «Физиологическая нагрузка» или «физиоло-гическая мощ¬ность» — понятия близкие к термину «тяжесть работы». У каждого человека при выполнении упражнения одного и того же характера в одинаковых условиях внешней среды фи-зиологическая мощность нагрузки находится в прямой зависимости от физической нагруз¬ки. На-пример, чем выше скорость бега, тем больше физиологиче¬ская нагрузка.

Однако одинаковая физическая нагрузка вызывает неодинако¬вые физиологические реакции у людей разного возраста и пола, у людей с неодинаковой степенью функциональной подготовлен¬ности (тренированности), а также у одного и того же человека в разных условиях (например, при повышенных или пониженных температуре или давлении воздуха). Кроме того, различные физио¬логические реакции наблюдаются у одного и того же человека при одинаковой по мощности фи-зической нагрузке, выполняемой раз¬ными мышечными группами (руками или ногами) или при разных положениях тела (лежа или стоя). Так, у гребцов на каноэ; плов¬цов или бегунов, выпол-няющих одинаковую по физической мощ¬ности работу (с одинаковой скоростью потребления О2), физиоло¬гические нагрузки (реакции) сильно различаются.

Следовательно, показатели физической мощности упражнения не могут быть использованы в качестве критерия для единой фи¬зиологической классификации различных спортивных упражне-ний, выполняемых людьми разного пола и возраста, с неодинаковыми функциональными возмож-ностями и подготовленностью (трениро¬ванностью) или одним и тем же спортсменом в разных ус-ловиях. Поэтому в качестве классификационного признака чаще исполь¬зуются показатели физио-логической мощности или физиологи¬ческой нагрузки.

Одним из таких показателей служит предельное время выполнения данного упражнения Действительно, чем выше физиологическая мощность («тяжесть работы»), тем ко¬роче предельное время выполнения работы. Проана¬лизировав по данным мировых рекордов зависимость между ско¬ростью преодоления разных дистанций и предельным (рекордным) временем, В. С. Фарфель разделил «кривую рекордов» на четыре зоны относительной мощности: с предельной продолжи-тельностью упражнений до 20 с (зона максимальной мощности), от 20 с до 3—5 мин (зона субмак-симальной мощности), от 3—5 до 30—40 мин (зона большой мощности) и более 40 мин (зона уме-ренной мощности). Такая классификация спортивных циклических упражнений получила широ-кое распространение

Другой подход к характеристике физиологической мощности состоит в определении относи-тельных физиологиче¬ских сдвигов Характер и величина ответных физиологиче¬ских реакций на одну и ту же физическую нагрузку зависят прежде всего от предельных функциональных возмож-ностей и ведущих (для данного упражнения) физиологических систем. При выполнении одинако-вой физической нагрузки у людей с более высокими функциональными возможностями ведущих сис¬тем величина реакций (физиологические сдвиги) меньше, и следо¬вательно, физиологическая нагрузка на ведущие (и другие) систе¬мы и соответственно на организм в целом относительно меньше, чем у людей с более низкими функциональными возмож¬ностями. Одинаковая физическая нагрузка будет относительно труднее («тяжелее») для вторых, и, следовательно, предельное вре¬мя ее выполнения у них будет короче, чем у первых. Соответственно первые способны выполнять та-кие большие физические нагрузки, которые недоступны вторым.

Таким образом, для физиологической классификации спортивных упражнений используются показатели относительной физиологической мощности: физиологической на¬грузки, физиологиче-ской напряженности, тяжести работы. Та¬кими показателями служат относительные физиологиче-ские сдвиги, которые возникают в ведущих функциональных системах в ответ на данную физиче-скую нагрузку, выполняемую в определенных условиях внешней среды. Эти сдвиги выявляются путем сравнения текущих рабочих показателей деятельности ведущих физиологи¬ческих систем с предельными (максимальными) показателями.

КЛАССИФИКАЦИЯ ЦИКЛИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

Энергетические запросы организма (работающих мышц) удов¬летворяются, как известно, двумя основными путями — анаэробным и аэробным. Соотношение этих двух путей энергопро-дукции неоди¬наково в разных циклических упражнениях. При выпол¬нении любого

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»