Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Физкультура и спорт /

Факторы, влияющие на рост и развитие детей младшего школьного возраста

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 



Скачать реферат


Курсовая работа

Влияние факторов внешней среды на рост и развитие детей младшего школьного возраста

Великая Александра

2004 год

Оглавление

Введение

Глава 1. Факторы, положительно влияющие на рост и развитие детей

1.1. Физическая культура

1.2. Питание школьника

1.3. Личная гигиена

1.4. Сон

1.5. Проведение свободного времени

Глава 2. Факторы, отрицательно влияющие на рост и развитие детей

2.1. Вредные привычки

Заключение

Список использованной литературы

Приложения стр.

3

4

4

9

13

15

19

24

24

33

34

35

Введение

Человечество вступило в такой период развития, когда эффективность работы определяется, прежде всего, уме¬нием управлять сложными машинами и технологическими процессами, творчески мыслить и действовать, рациональ¬но использовать бурно растущий поток информации. Уров¬ни здоровья и образования определяют работоспособность и социальную активность человека.

В связи с этим задачей первостепенной важности явля¬ется научная разработка, и внедрение таких правил и форм организации труда, которые обеспечат наибольшую эффек¬тивность умственной работы при полном сохранении здо¬ровья. Рациональная организация умственного труда должна способствовать еще большему раскрытию духов¬ных сил, волевых качеств и умственных способностей со¬ветского человека и крайне необходимо, чтобы знания и навыки правильной организации умственной деятельности были заложены в школьные годы.

К умственной нагрузке учащихся, помимо уроков и выполнения домашних заданий, относятся просмотр телевизионных передач, работа с компьютером, заня¬тия в кружках, занятия музыкой, чте¬ние художественной и научно-популярной литературы.

Естественно, при такой большой умственной нагрузке учащимся должны быть привиты прочные навыки рацио¬нальной организации режима труда и отдыха.

Современные условия жизни, стремительные темпы развития науки и техники, совершенствование учебных и трудовых процессов, быстрый рост объема необходимой информации и др. предъявляют к организму ребенка высокие требования. Пластичность функциональных систем растущего организма способствует сравнительно быстрой его адаптации к широкому кругу самых разнообразных воздействий окружающей среды. Однако еще не вполне сформировавшийся организм не всегда способен адекватно реагировать на учебные нагрузки, недостаточную двига¬тельную активность, что нередко приводит вначале к функ¬циональным расстройствам, а затем и к заболеваниям.

Значительная учебная нагрузка, нередко отсутствие четкого чередования умственного напряжения с отдыхом, физическим трудом, прогулками, занятиями физкультурой и спортом, недостаточный сон могут привести к переутом¬лению школьника. Поэтому в школе и дома должны быть созданы условия, исключающие неблагоприятные влияния указанных факторов на здоровье.

Итак, факторами внешней среды называется совокупность явлений, окружающих школьника и оказывающих всяческое воздействие на организм, его рост и развитие.

Глава 1. Факторы, положительно влияющие на рост им развитие детей

1.1. Физическое воспитание

Необходимым условием гармоничного развития личность школьника является достаточная двигательная активность. В последние годы в силу высокой учебной нагрузки в школе и дома и других причин у большинства школьников отмечается дефицит движений в режиме дня, недостаточная двигательная активность, обусловливающая появление гипокинезии, которая может вызвать ряд серьезных изменений в организме школьника.

Исследования гигиенистов свидетельствуют о том, что до 82—85% дневного времени большинство учащихся находится в статическом положении (сидя). Даже у младших школьников произвольные движения (ходьба, бег, игры) занимают только 16—19% времени суток, из них на организованные формы физического воспитания приходится лишь 1—3%. Общая двигательная активность детей с поступлением в школу падает почти на 50%, сни¬жаясь от младших классов к старшим. Установлено, что двигательная активность в 6—7-м классе меньше, чем в 2—3-м, девочки делают в сутки меньше шагов, чем маль¬чики; двигательная активность в воскресные дни больше, чем в учебные. Отмечено изменение величины двигатель¬ной активности в разных учебных четвертях. Так, она осо¬бенно мала зимой (в третью учебную четверть); весной и осенью возрастает.

Школьникам не только приходится ограничивать свою естественную двигательную активность, но и длительное время поддерживать неудобную для них статическую позу, сидя за партой или учебным столом. Малая подвижность отражается на функционировании многих систем организ¬ма школьника, особенно на сердечно-сосудистой и дыха¬тельной. При длительном сидении дыхание становится ме¬нее глубоким, обмен веществ понижается, происходит за¬стой крови в нижних конечностях, что ведет к снижению работоспособности всего организма и особенно мозга: сни¬жается внимание, ослабляется память, нарушается коор¬динация движений.

Вследствие недостаточной двигательной активности снижается сопротивляемость молодого организма «прос¬тудным» и инфекционным заболеваниям, создаются пред¬посылки к формированию слабого, нетренированного серд¬ца и связанного с этим дальнейшего развития сердечно¬сосудистой недостаточности. Гипокинезия на фоне чрезмерного питания с избытком углеводов и жиров в дневном рационе приводит к ожирению.

У малоподвижных детей очень слабые мышцы. Они не состоянии поддерживать тело в правильном положении, у них развивается плохая осанка, образуется сутулость.

По данным некоторых исследователей, 6—7-летние школьники отстают в росте и массе тела от сверстников, посещающих школы. К концу года разница оказывается значительной: у мальчиков различия в росте составляют 3,2 см, в массе тела — 700 г, а у девочек — соответственно 0,9 см и 1 кг 300 г.

Единственная возможность нейтрализовать отрицатель¬ные явления, развивающиеся у школьников при продолжи¬тельном и напряженном умственном (учебном) труде, — это активная и определенным образом организованная фи¬зическая деятельность.

Двигательный режим школьника складывается в основ¬ном из утренней физзарядки, подвижных игр на школь¬ных переменах, уроков физической культуры, активного отдыха на воздухе после обеда, занятий в кружках и спортивных секциях, прогулок перед сном, активного отдыха в выходные дни и каникулы.

При систематических занятиях физической культурой и спортом происходит непрерывное совершенствование механизмов, регулирующих работу всех органов и систем человека. В этом, главным образом, и заключается поло¬жительное влияние физической культуры как одного из мощных факторов укрепления здоровья.

Мышцы составляют от 40 до 56% массы тела человека и вряд ли можно ожидать хорошего здоровья и высокой работоспособности, если добрая половина составляющих его клеток не получает достаточного питания и не обла¬дает хорошей работоспособностью.

Под влиянием мышечной деятельности происходит гар¬моничное развитие всех отделов центральной нервной сис¬темы и ее основного звена — головного мозга. При этом важно, чтобы физические нагрузки были систематически¬ми, разнообразными, достаточно интенсивными и не вызывали переутомления. В высший отдел центральной нервной системы (кору головного мозга) поступают сигналы от органов чувств и от работающих скелетных мышц. Кора головного мозга одновременно перерабатывает огромный поток информации и осуществляет тонкую и точную регу¬ляцию слаженной деятельности организма.

Физические упражнения благотворно влияют на ста¬новление и развитие таких функций центральной нервной системы как сила, подвижность и уравновешенность нерв¬ных процессов. Даже напряженная умственная деятель¬ность невозможна без движения. Вот ученик сел и заду¬мался над сложной задачей и вдруг почувствовал непрео¬долимую потребность пройтись по комнате — так ему лег¬че работать, думать. Если взглянуть на сосредоточенно думающего школьника, видно, как собрана, напряжена вся мускулатура его лица, рук, тела. Умственный труд тре¬бует мобилизации мышечных усилий, так как многочис¬ленные сигналы от работающих мышц активизируют дея¬тельность головного мозга, заставляют его более интенсив¬но и четко работать.

«Ходьба оживляет и воодушевляет мои мысли. Оставаясь в покое, я почти не могу думать; необходимо, чтобы мое тело находилось в движении, и тогда ум тоже начинает двигаться», — признание великого французского мыслителя и писателя Ж. Ж. Руссо как нельзя лучше иллюстрирует взаимосвязь работы мозга с движением.

Приведенных примеров достаточно, чтобы понять, что движение совершенно необходимо для полноценной рабо¬ты головного мозга. Вот почему школьники, регулярно занимающиеся физической культурой и спортом, лучше успевают по общеобразовательным дисциплинам. Иногда можно слышать рассуждения о том, что часто встречаются слабые, болезненные ребята, которые совсем не занимают¬ся физкультурой и спортом, а, тем не менее, прекрасно учатся. Что же, такие отличники лишь ослабляют свой организм.

Достаточная двигательная активность является необхо¬димым условием гармоничного

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»