←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7
Министерство образования Российской Федерации.
Оренбургский Государственный Университет.
Факультет информационных технологий.
РЕФЕРАТ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ: "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА"
НА ТЕМУ: "Физиологические механизмы и закономерности совершенствования отдельных систем организма под воздействием направленной физической тренировки".
ВЫПОЛНИЛ: студентка группы 01ПИ-2
Бегутова С. В.
ПРОВЕРИЛ: преподаватель
Алексеева Э.Н
Оренбург 2002
Содержание
Введение…………………………………………………………………….3
1. Организм как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система……………………………………………………….4
2. Внешняя среда и ее воздействие на организм и жизнедеятельность человека………………………………………………………………………..5
3. Средства физической культуры, обеспечивающие устойчивость к умственной и физической работоспособности…………………………5
4. Физиологические механизмы и закономерности совершенствования отдельных систем организма под воздействием направленной физической тренировки……………………………………………………………………8
5. Двигательная функция и повышение уровня адаптации и устойчивости организма человека к различным условиям внешней среды…………………..23
Заключение………………………………………………………………………24
Список литературы……………………………………………………………...25
Введение
Медико-биологические и педагогические науки имеют дело с чело¬веком как с существом не только биологическим, но и социальным. Социально-биологические основы физичес¬кой культуры — это принципы взаимодействия социальных и биоло¬гических закономерностей в процессе овладения человеком ценнос¬тями физической культуры.
Естественно-научные основы физической культуры - комплекс меди¬ко-биологических наук (анатомия, физиология, биология, биохимия, гигиена и др.). Анатомия и физиология — важнейшие биологические науки о строении и функциях человеческого организма. Человек под¬чиняется биологическим закономерностям, присущим всем живым су¬ществам. Однако от представителей животного мира он отличается не только строением, но развитым мышлением, интеллектом, речью, осо¬бенностями социально-бытовых условий жизни и общественных вза¬имоотношений. Труд и влияние социальной среды в процессе развития человечества повлияли на биологические особенности организма со¬временного человека и его окружение. В основе изучения органов и межфункциональных систем человека принцип целостности и единст¬ва организма с внешней природной и социальной средой. Организм — слаженная единая саморегулирующаяся и саморазви¬вающаяся биологическая система, функциональная деятельность ко¬торой обусловлена взаимодействием психических, двигательных и вегетативных реакций на воздействия окружающей среды, которые могут быть как полезными, так и пагубными для здоровья. Отличительная особенность человека — сознательное и активное воздейст¬вие на внешние природные и социально-бытовые условия, опреде¬ляющие состояние здоровья людей, их работоспособность, продол¬жительность жизни и рождаемость (репродуктивность). Без знании о строении человеческого тела, о закономерностях функ¬ционирования отдельных органов и систем организма, об особеннос¬тях протекания сложных процессов его жизнедеятельности нельзя организовать процесс формирования здорового образа жизни и физической подготовки населения, в том числе и учащейся молодежи. Достнжения медико-биологических наук лежат в основе педагоги¬ческих принципов и методов учебно-тренировочного процесса, тео¬рии и методики физического воспитания и спортивной тренировки.
1. Организм как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система
Развитие организма осуществляется во все периоды его жизни — с момента зачатия и до ухода из жизни. Это развитие назы¬вается индивидуальным, или развитием в онтогенезе. При этом разли¬чают два периода: внутриутробный (от момента зачатия и до рожде¬ния) и внеутробный (после рождения).
Каждый родившийся человек наследует от родителей врожденные, ге¬нетически обусловленные черты и особенности, которые во многом оп¬ределяют индивидуальное развитие в процессе его дальнейшей жизни.
Оказавшись после рождения, образно говоря, в условиях автоном¬ного режима, ребенок быстро растет, увеличивается масса, длину и площадь поверхности его тела. Рост человека продолжается прибли¬зительно до 20 лет. Причем у девочек наибольшая интенсивность роста наблюдается в период от 10 до 13, а у мальчиков от 12 до 16 лет. Увеличение массы тела происходит практически параллельно с увели¬чением его длины и стабилизируется к 20—25 годам.
Как правило, юношеский возраст (16—21 год) связан с периодом со¬зревания, когда все органы, их системы и аппараты достигают своей морфо-функциональной зрелости. Зрелый возраст (22—60 лет) характеризуется незначительными изменениями строения тела, а функциональные возможности этого достаточно продолжительного периода жизни во многом определяются особенностями образа жизни, питания, двигатель¬ной активности. Пожилому возрасту (61—74 года) и старческому (75 лет и более) свойственны физиологические процессы перестройки: сниже¬ние активных возможностей организма и его систем — иммунной, нерв¬ной, кровеносной и др. Здоровый образ жизни, активная двигательная де¬ятельность в процессе жизни существенно земедляют процесс старения.
В основе жизнедеятельности организма лежит процесс автомати¬ческого поддержания жизненно важных факторов на необходимом уровне, всякое отклонение от которого ведет к немедленной мобили¬зации механизмов, восстанавливающих этот уровень (гомеостаз). Гомеостаз — совокупность реакций, обеспечивающих поддержание или восстановление относительно динамического постоянства внут¬ренней среды и некоторых физиологических функций организма че¬ловека (кровообращения, обмена веществ, терморегуляции и др.). Этот процесс обеспечивается сложной системой координированных приспособительиых механизмов, направленных на устранение или ог¬раничение факторов, воздействующих на организм как из внешней, так и из внутренней среды. Oн позволяют сохранять постоянство со¬става, физико-химических и биологических свойств внутренней среды. Постоянство физико-хи¬мического состава поддерживается благодаря самореализации обмена веществ, кровообращения, пищеварения, дыхания- выделения и дру¬гих физиологических процессов.
Организм — сложная биологическая система. Все его органы связа¬ны между собой и взаимодействуют. Нарушение деятельности одного органа приводит к нарушению деятельности других.
Огромное количество клеток снабжаются питательными веществами и необхо¬димым количеством кислорода для того, чтобы осуществлялись жиз¬ненно необходимые процессы энергообразования, выведения продук¬тов распада, обеспечения различных биохимических реакций жизне¬деятельности и т.д. Эти процессы происходят благодаря регуляторным механизмам, осуществляющим свою деятельность через нервную, кро¬веносную, дыхательную, эндокринную и другие системы организма.
2. Внешняя среда и ее воздействие на организм и жизнедеятельность человека
Из внешней среды в организм поступают вещества, необходимые для его жизнедеятельности и развития, а также раздражители (полезные и вредные), которые нарушают постоянство внутренней среды. Организм путем взаимодействия функциональных систем всячески стремится сохранить необходимое постоянство своей внутренней среды.
Природные и социально-биологические факторы, влияющие на организм человека, неразрывно связаны с вопросами экологи¬ческого характера.
Экология рассматривает взаимоотноше¬ния организмов друг с другом и с неживыми компонентами природы Земли (ее биосферы). Экология человека изучает закономерности вза¬имодействия человека с природой, проблемы сохранения и укрепле¬ния здоровья. Человек зависит от условий среды обитания точно так же, как природа зависит от человека. Между тем влияние производст¬венной деятельности на окружающую природу (загрязнение атмосфе¬ры, почвы, водоемов отходами производства, вырубка лесов, повышен¬ная радиация в результате аварий и нарушений технологий) ставит под угрозу существование самого человека. Около 80% болезней совре¬менного человека — результат ухудшения экологической ситуации на планете. Экологические проблемы напрямую связаны с процессом ор¬ганизации и проведения систематических занятий физическими уп¬ражнениями и спортом, а также с условиями, в которых они происхо¬дят.
3. Средства физической культуры, обеспечивающие устойчивость к умственной и физической работоспособности
Основное средство физической культуры — физические упражнения. Существует физиологическая классификация упражне¬нии, в которой вся многообразная мышечная деятельность объединена в отдельные группы упражнении по физиологическим признакам.
Устойчивость организма к неблагоприятным факторам зависит от врожденных и приобретенных свойств. Она весьма подвижна и подда¬ется тренировке как средствами мышечных нагрузок,
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7
|
|