Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Физкультура и спорт /

Физиологические механизмы и закономерности совершенствования отдельных систем организма

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 



Скачать реферат


Министерство образования Российской Федерации.

Оренбургский Государственный Университет.

Факультет информационных технологий.

РЕФЕРАТ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА"

НА ТЕМУ: "Физиологические механизмы и закономерности совершенствования отдельных систем организма под воздействием направленной физической тренировки".

ВЫПОЛНИЛ: студентка группы 01ПИ-2

Бегутова С. В.

ПРОВЕРИЛ: преподаватель

Алексеева Э.Н

Оренбург 2002

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

1. Организм как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система……………………………………………………….4

2. Внешняя среда и ее воздействие на организм и жизнедеятельность человека………………………………………………………………………..5

3. Средства физической культуры, обеспечивающие устойчивость к умственной и физической работоспособности…………………………5

4. Физиологические механизмы и закономерности совершенствования отдельных систем организма под воздействием направленной физической тренировки……………………………………………………………………8

5. Двигательная функция и повышение уровня адаптации и устойчивости организма человека к различным условиям внешней среды…………………..23

Заключение………………………………………………………………………24

Список литературы……………………………………………………………...25

Введение

Медико-биологические и педагогические науки имеют дело с чело¬веком как с существом не только биологическим, но и социальным. Социально-биологические основы физичес¬кой культуры — это принципы взаимодействия социальных и биоло¬гических закономерностей в процессе овладения человеком ценнос¬тями физической культуры.

Естественно-научные основы физической культуры - комплекс меди¬ко-биологических наук (анатомия, физиология, биология, биохимия, гигиена и др.). Анатомия и физиология — важнейшие биологические науки о строении и функциях человеческого организма. Человек под¬чиняется биологическим закономерностям, присущим всем живым су¬ществам. Однако от представителей животного мира он отличается не только строением, но развитым мышлением, интеллектом, речью, осо¬бенностями социально-бытовых условий жизни и общественных вза¬имоотношений. Труд и влияние социальной среды в процессе развития человечества повлияли на биологические особенности организма со¬временного человека и его окружение. В основе изучения органов и межфункциональных систем человека принцип целостности и единст¬ва организма с внешней природной и социальной средой. Организм — слаженная единая саморегулирующаяся и саморазви¬вающаяся биологическая система, функциональная деятельность ко¬торой обусловлена взаимодействием психических, двигательных и вегетативных реакций на воздействия окружающей среды, которые могут быть как полезными, так и пагубными для здоровья. Отличительная особенность человека — сознательное и активное воздейст¬вие на внешние природные и социально-бытовые условия, опреде¬ляющие состояние здоровья людей, их работоспособность, продол¬жительность жизни и рождаемость (репродуктивность). Без знании о строении человеческого тела, о закономерностях функ¬ционирования отдельных органов и систем организма, об особеннос¬тях протекания сложных процессов его жизнедеятельности нельзя организовать процесс формирования здорового образа жизни и физической подготовки населения, в том числе и учащейся молодежи. Достнжения медико-биологических наук лежат в основе педагоги¬ческих принципов и методов учебно-тренировочного процесса, тео¬рии и методики физического воспитания и спортивной тренировки.

1. Организм как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система

Развитие организма осуществляется во все периоды его жизни — с момента зачатия и до ухода из жизни. Это развитие назы¬вается индивидуальным, или развитием в онтогенезе. При этом разли¬чают два периода: внутриутробный (от момента зачатия и до рожде¬ния) и внеутробный (после рождения).

Каждый родившийся человек наследует от родителей врожденные, ге¬нетически обусловленные черты и особенности, которые во многом оп¬ределяют индивидуальное развитие в процессе его дальнейшей жизни.

Оказавшись после рождения, образно говоря, в условиях автоном¬ного режима, ребенок быстро растет, увеличивается масса, длину и площадь поверхности его тела. Рост человека продолжается прибли¬зительно до 20 лет. Причем у девочек наибольшая интенсивность роста наблюдается в период от 10 до 13, а у мальчиков от 12 до 16 лет. Увеличение массы тела происходит практически параллельно с увели¬чением его длины и стабилизируется к 20—25 годам.

Как правило, юношеский возраст (16—21 год) связан с периодом со¬зревания, когда все органы, их системы и аппараты достигают своей морфо-функциональной зрелости. Зрелый возраст (22—60 лет) характеризуется незначительными изменениями строения тела, а функциональные возможности этого достаточно продолжительного периода жизни во многом определяются особенностями образа жизни, питания, двигатель¬ной активности. Пожилому возрасту (61—74 года) и старческому (75 лет и более) свойственны физиологические процессы перестройки: сниже¬ние активных возможностей организма и его систем — иммунной, нерв¬ной, кровеносной и др. Здоровый образ жизни, активная двигательная де¬ятельность в процессе жизни существенно земедляют процесс старения.

В основе жизнедеятельности организма лежит процесс автомати¬ческого поддержания жизненно важных факторов на необходимом уровне, всякое отклонение от которого ведет к немедленной мобили¬зации механизмов, восстанавливающих этот уровень (гомеостаз). Гомеостаз — совокупность реакций, обеспечивающих поддержание или восстановление относительно динамического постоянства внут¬ренней среды и некоторых физиологических функций организма че¬ловека (кровообращения, обмена веществ, терморегуляции и др.). Этот процесс обеспечивается сложной системой координированных приспособительиых механизмов, направленных на устранение или ог¬раничение факторов, воздействующих на организм как из внешней, так и из внутренней среды. Oн позволяют сохранять постоянство со¬става, физико-химических и биологических свойств внутренней среды. Постоянство физико-хи¬мического состава поддерживается благодаря самореализации обмена веществ, кровообращения, пищеварения, дыхания- выделения и дру¬гих физиологических процессов.

Организм — сложная биологическая система. Все его органы связа¬ны между собой и взаимодействуют. Нарушение деятельности одного органа приводит к нарушению деятельности других.

Огромное количество клеток снабжаются питательными веществами и необхо¬димым количеством кислорода для того, чтобы осуществлялись жиз¬ненно необходимые процессы энергообразования, выведения продук¬тов распада, обеспечения различных биохимических реакций жизне¬деятельности и т.д. Эти процессы происходят благодаря регуляторным механизмам, осуществляющим свою деятельность через нервную, кро¬веносную, дыхательную, эндокринную и другие системы организма.

2. Внешняя среда и ее воздействие на организм и жизнедеятельность человека

Из внешней среды в организм поступают вещества, необходимые для его жизнедеятельности и развития, а также раздражители (полезные и вредные), которые нарушают постоянство внутренней среды. Организм путем взаимодействия функциональных систем всячески стремится сохранить необходимое постоянство своей внутренней среды.

Природные и социально-биологические факторы, влияющие на организм человека, неразрывно связаны с вопросами экологи¬ческого характера.

Экология рассматривает взаимоотноше¬ния организмов друг с другом и с неживыми компонентами природы Земли (ее биосферы). Экология человека изучает закономерности вза¬имодействия человека с природой, проблемы сохранения и укрепле¬ния здоровья. Человек зависит от условий среды обитания точно так же, как природа зависит от человека. Между тем влияние производст¬венной деятельности на окружающую природу (загрязнение атмосфе¬ры, почвы, водоемов отходами производства, вырубка лесов, повышен¬ная радиация в результате аварий и нарушений технологий) ставит под угрозу существование самого человека. Около 80% болезней совре¬менного человека — результат ухудшения экологической ситуации на планете. Экологические проблемы напрямую связаны с процессом ор¬ганизации и проведения систематических занятий физическими уп¬ражнениями и спортом, а также с условиями, в которых они происхо¬дят.

3. Средства физической культуры, обеспечивающие устойчивость к умственной и физической работоспособности

Основное средство физической культуры — физические упражнения. Существует физиологическая классификация упражне¬нии, в которой вся многообразная мышечная деятельность объединена в отдельные группы упражнении по физиологическим признакам.

Устойчивость организма к неблагоприятным факторам зависит от врожденных и приобретенных свойств. Она весьма подвижна и подда¬ется тренировке как средствами мышечных нагрузок,

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»