Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Физкультура и спорт /

Физические качества человека

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Скачать реферат


Физические качества человека. Средства и методы их воспитания.

Под физическими качествами понимают социально обусловленные совокуп-ности биологических и психических свойств человека, выражающие его физи-ческую готовность осуществлять активную двигательную деятельность.

К числу основных физических качеств относят силу, выносливость, ловкость, гибкость и т. д.

От других качеств личности физические качества отличаются тем, что могут проявляться только при решении двигательных задач через двигательные дей-ствия.

Двигательные действия, используемые для решения двигательной задачи, каж-дым индивидом могут выполняться различно. У одних отмечается более высо-кий темп выполнения, у других - более высокая точность воспроизведения па-раметров движения и т. п.

Под физическими способностями понимают относительно устойчивые, врож-денные и приобретенные функциональные возможности органов и структур ор-ганизма, взаимодействие которых обусловливает эффективность выполнения двигательных действий. Врожденные возможности определяются соответст-вующими задатками, приобретенные - социально-экологической средой жизне-обитания человека. При этом одна физическая способность может развиваться на основе разных задатков и, наоборот, на основе одних и тех же задатков мо-гут возникать разные способности. Реализация физических способностей в дви-гательных действиях выражает характер и уровень развития функциональных возможностей отдельных органов и структур организма. Поэтому отдельно взя-тая физическая способность не может выразить в полном объеме соответст-вующее физическое качество. Только относительно постоянно проявляющаяся совокупность физических способностей определяет то или иное физическое качество. Например, нельзя судить о выносливости как о физическом качестве человека, если он способен длительно поддерживать скорость бега только на дистанции 800 м. Говорить о выносливости можно лишь тогда, когда совокуп-ность физических способностей обеспечивает длительное поддержание работы при всем многообразии двигательных режимов ее выполнения. Развитие физи-ческих способностей происходит под действием двух основных факторов: на-следственной программы индивидуального развития организма и социально-экологической его адаптации (приспособление к внешним воздействиям). В си-лу этого под процессом развития физических способностей понимают единство наследственного и педагогически направляемого изменения функциональных возможностей органов и структур организма.

Изложенные представления о сути физических качеств и физических способно-стей позволяют заключить: а) в основе воспитания физических качеств лежит развитие физических способностей. Чем более развиты способности, выра-жающие данное физическое качество, тем более устойчиво оно проявляется в решении двигательных задач; б), развитие физических способностей обуслав-ливается врожденными задатками, определяющими индивидуальные возмож-ности функционального развития отдельных органов и структур организма. Чем более надежно функциональное взаимодействие органов и структур орга-низма, тем более устойчиво выражение соответствующих физических способ-ностей в двигательных действиях; в) воспитание физических качеств достига-ется через решение разнообразных двигательных задач, а развитие физических способностей - через выполнение двигательных заданий. Возможность решения многообразных двигательных задач характеризует всесторонность воспитания физических качеств, а возможность выполнения многообразных двигательных действий с необходимой функциональной активностью органов и структур ор-ганизма говорит о гармоничном воспитании физических качеств.

СИЛА. Как физическое качество сила выражается через совокупность силовых способностей, которые обеспечивают меру физического воздействия человека на внешние объекты.

Силовые способности проявляются через силу действия, развиваемую челове-ком посредством мышечных напряжений. Сила действия измеряется в кило-граммах.

Величина проявления силы действия зависит от внешних факторов – величины отягощений, внешних условий, расположения тела и его звеньев в пространст-ве; и от внутренних – функционального состояния мышц и психического со-стояния человека.

Расположение тела и его звеньев в пространстве влияет на величину силы дей-ствия за счет неодинакового растяжения мышечных волокон при разных ис-ходных позах человека: чем больше растянута мышца, тем больше величина проявляемой силы.

Проявление силы действия человека зависит также от соотношения фаз движе-ния и дыхания. Наибольшая величина силы действия проявляется при натужи-вании и наименьшая - при вдохе.

Различают абсолютную и относительную силы действия. Абсолютная сила оп-ределяется максимальными показателями мышечных напряжений без учета массы тела человека, а относительная - отношением величины абсолютной си-лы к собственной массе тела.

Силовые способности определяются мышечными напряжениями и соответст-вуют различным формам изменения активного состояния мышц. Мышечные напряжения проявляются в динамическом и статическом режимах сокращения, где первый характеризуется изменением длины мышц и присущ преимущест-венно скоростно-силовым способностям, а второй- постоянством длины мышц при напряжении и является прерогативой собственно силовых способностей. В практике физического воспитания данные режимы сокращения мышц обозна-чаются терминами» динамическая сила» и «статическая сила» В качестве при-мера проявления статической силы можно привести удержание веса штанги на вытянутых руках, а динамической - прыжок вверх.

Собственно силовые способности проявляются преимущественно в условиях изометрического напряжения мышц, обеспечивая удержание тела и его звеньев в пространстве, сохранение поз при воздействии на человека внешних сил.

Степень проявления собственно силовых способностей человека зависит от ко-личества мышц, вовлеченных в работу, или от особенностей их сократительных свойств. В соответствии с этим различают два метода в развитии силовых спо-собностей: использование упражнений с максимальными условиями и исполь-зование упражнений с непредельными отягощениями Упражнения с макси-мальными усилиями предполагают выполнение двигательных действий с пре-дельными или околопредельными(90-95% от максимальной величины) отяго-щениями. Это обеспечивает максимальную мобилизацию нервно-мышечного аппарата и наибольший прирост силовых способностей. Предельное напряже-ние мышц требует проявления больших психических напряжений, приводит к перевозбуждению нервных центров, в результате чего в работу дополнительно включаются «лишние» для выполнения данного упражнения мышечные груп-пы, затрудняющие совершенствование техники движений.

Упражнения с непредельными отягощениями характеризуются выполнением двигательных действий с максимальным числом повторений при относительно небольших отягощениях (до 50-60% от предельных). Это позволяет выполнять большой объем работы и обеспечивает ускоренный рост мышечной массы. Кроме того, непредельные отягощения не затрудняют контроля за техникой движений. При этом режиме работы тренировочный эффект достигается в те-чение длительного времени.

Скоростно-силовые способности проявляются при различных режимах мышеч-ного сокращения и обеспечивают быстрое перемещение тела в пространстве. Наиболее распространенным их выражением является так называемая взрывная сила, т. е. Развитие максимальных напряжений в минимально короткое время (например, прыжок).

Для развития скоростно-силовых способностей используют упражнения с пре-одолением веса собственного тела (например, прыжки) и с внешними отягоще-ниями (например, метание набивных мячей). Наиболее распространенными ме-тодами развития скоростно-силовых способностей являются методы повторно-го выполнения упражнения и круговой тренировки. Метод повторного выпол-нения упражнения позволяет избирательно развивать определенные группы. Метод круговой тренировки обеспечивает комплексное воздействие на различ-ные группы мышц. Упражнения подбирают таким образом, чтобы каждая по-следующая серия включала в работу новую мышечную группу, позволяла зна-чительно повысить объем нагрузки при строгом чередовании работы и отдыха. Подобный режим обеспечивает значительный прирост функциональных воз-можностей систем дыхания, кровообращения и энергообмена, но в отличие от повторного метода возможность локального направленного воздействия на оп-ределенные мышечные группы здесь ограничена. Упражнения, направленно воздействующие на развитие скоростно-силовых способностей, условно разде-ляют на два типа: упражнения преимущественно скоростного характера и уп-ражнения преимущественно силового характера.

Во время выполнения упражнений отягощение может быть либо постоянным, либо меняющимся. При целенаправленном развитии скоростно-силовых спо-собностей необходимо руководствоваться методическим правилом: все упраж-нения независимо от величины и характера отягощения нужно выполнять в максимально возможном темпе.

Выносливость выражается через совокупность физических способностей, под-держание длительности работы в различных зонах мощности: максимальной, субмаксимальной (околопредельной), большой и умеренной нагрузок. Каждой зоне нагрузок присущ свой своеобразный комплекс реакций органов и структур организма.

Продолжительность механической работы до полного утомления можно разде-лить на три фазы: начального утомления, компенсированного и декомпенсиро-ванного утомления. Первая фаза характеризуется появлением начальных при-знаков усталости, вторая - прогрессивно углубляющимся утомлением, поддер-жанием заданной интенсивности работы за счет дополнительных волевых уси-лий и частичным изменением структуры двигательного действия (например, уменьшением длины и увеличением темпа шагов при беге). Третья фаза харак-теризуется

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»