Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Физкультура и спорт /

Физическое воспитание детей грудного возраста

←предыдущая  следующая→
1 2 



Скачать реферат


РЕФЕРАТ

на тему: Физическое воспитание детей грудного возраста

Выполнила: Щетинова Екатерина

Ф-21

Физическое воспитание - это целостная система, в которой сочетается охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка, его полно-ценное физическое развитие. Физическое воспита¬ние направлено на своевременное формирование у детей двигательных навыков, умений, физических качеств: разви-тия интереса к различным, доступным ребенку видам двигательной деятельности и положительных нравственно-волевых черт личности. Для осуществле¬ния этих задач необходимы следующие условия:

- соответствующая культурная обстановка (условия жизни ребенка);

- соблюдение гигиенических правил;

- регулярное, достаточное и полноценное питание;

- устойчивый правильный режим, создающий воз¬можности для нормальной жизни ребенка и разнооб¬разия его активной деятельности, проведения с ним подвижных игр и занятий.

При выполнении этих условий следует соблюдать единство и согласованность оздоровительной и воспита¬тельной работы. Ребенок не может хорошо физически развиваться, если он мало двигается или часто плачет. Оздоровительные мероприя-тия, такие, как обливание водой, гимнастика, оказывают положительное воздей¬ствие на здоровье ребенка в том случае, когда он охотно идет на водную процедуру, с удовольствием делает гимнастику. Правильно организованное физиче¬ское воспита-ние создает основу для полноценного умственного, нравственного и эстетического воспитания и выработки трудовых навыков.

Одним из средств физического воспитания детей дошкольного возраста являет-ся физическая культура. Она включает массаж и гимнастику, физкультурные заня-тия, подвижные игры, спортивные развлечения, а также закаливание.

Физиологическое воздействие специальных физических упражнений, разного рода движений огромно. Движения увели¬чивают приток крови к мышцам и кисло-рода к тканям, способст¬вуют улучшению обмена веществ, повышению реактивно-сти орга¬низма, улучшают состав крови, являются биологическими стиму¬ляторами роста, способствуют гармоничному развитию ребенка.

С 1,5-2-месячного возра¬ста здоровым детям в один из периодов бодрствования до кормления начинают делать массаж и гимнастику.

МАССАЖ И ГИМНАСТИКА В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ

Массаж - это механическое воздействие специальными прие¬мами (поглажива-ние, поколачивание, растирание, разминание и др.) на кожу с определенной силой и в определенной последо¬вательности. Он оказывает на организм ребенка разнообраз-ное влияние. Массаж назначается в зависимости от физиологических особенностей ребенка.

Общий массаж преобладает в занятиях с детьми до 6 месяцев, после 6 месяцев начинают массаж спины, живота и стоп, т. е. наи¬более нуждающихся в этом мы-шечных групп. Постепенно после 6 месяцев жизни ребенка массаж вытесняется гимнастическими упражнениями.

Массаж оказывает положительное влияние на развитие ребенка. Действие его про¬является в улучшении кро¬воснабжения и защитных свойств кожи, повышении ее упругости и эластичности, улучшении сократительной способности мышц. Система¬тическое проведение массажа способствует улучшению функции рецепторов, про-водящих путей, усилению реф¬лекторных связей коры головного мозга с мышцами, сосудами, внутренними органами, что способствует бо¬лее согласованной деятельно-сти всех систем организма. Это один из видов пассивной гимнастики и имеет боль¬шое значение для последующего развития статических и двигательных функций - способности сохранения по¬ложения тела в пространстве, например умения сидеть, стоять, а также координировать движения при ползании, ходьбе, хватании, встава-нии и т. п.

У взрослого, проводящего массаж, руки должны быть чистыми, теплыми, кожа на руках здоровая, мяг¬кая; не рекомендуется при этом использовать какие-либо ма-зи, тальк или другие смягчающие средства во избежание раздражения кожи ребенка.

Стол покрывают вчетверо сложенным байковым одеялом, клеенкой и простын-кой. Ребенка раздевают и кладут на спину. Принимая во внимание, что у детей до 3-месячного возраста сохраняется еще преобладание тонуса мускулатуры сгибателей над тонусом мускула¬туры разгибателей верхних и нижних конечностей (ребенок держит руки согнутыми в локтях и ноги согнутыми в тазобедренных и коленных суставах), не следует насильственно исправлять это положение, им применяют только поглаживающий массаж, так как он способствует расслаблению мышц. Дру-гие виды мас¬сажа (растирание, разминание, легкое поколачивание) в этом возрасте не показаны, так как они усиливают физиологическую гипертонию мышц. По этой же при¬чине детям до 3 месяцев не применяют пассивные упражнения, а используют только рефлекторные движения. Проведение всего комплекса продолжается в нача-ле 4-5 минут, а после 2 месяцев 5-6 минут. За время массажа ребенок получает об-щую воздушную ванну. По окончании упражнений его одевают.

Примерный комплекс упражнений и массажа для детей от 1,5 до 3 месяцев.

1. Массаж рук - поглаживание. Ладонью руки проводят по направлению от кисти к плечу по внутренней поверхности пред¬плечья и плеча ребенка. Движение повторяют по 4-5 раз для каждой руки.

2. Массаж живота - поглаживание. Ладонью руки производят круговое по-глаживание живота в направлении по ходу часовой стрелки, минуя область правого подреберья (расположение печени). Круговое движение повторяют 6-8 раз.

3. Массаж ног - поглаживание. Придерживая одной рукой ногу ребенка за сто-пу, ладонью другой руки поглаживают ее по наруж¬ной и задней стороне голени и бедра (не касаясь внутренней его стороны) в направлении от стопы к тазобедренно-му суставу. Дви¬жение повторяют по 4—6 раз для каждой ноги (рис. 9).

4. Рефлекторное разгибание позвоночника. Упражнение укреп¬ляет мышцы спины. Ребенка повертывают на бок и, касаясь двумя пальцами кожи спины по обе-им сторонам позвоночника, произво¬дят движение в направлении от ягодиц к плече-вому поясу. Тактильное раздражение кожи спины вызывает рефлекторное разгиба¬ние позвоночника. Упражнение выполняют по одному разу в поло¬жении ребенка на правом и левом боку.

Начиная с 2-месячного возраста комплекс массажа и гимнастики дополняется следующими упражнениями, способствующими укреп¬лению мышц спины, шеи, стопы.

5. Укладывание на живот. Ребенка кладут на живот, а его согнутые в локтях руки подкладывают ему под грудь.

6. Рефлекторное ползание на животе. Ребенку, лежащему на животе с опорой на согнутые в локтях руки, слегка подпирают ладонью стопы. Это вызывает рефлек-торное разгибание ног ребенка, вследствие чего он продвигается вперед и вновь сгибает ноги. Упражнение повторяют 2-3 раза.

7. Массаж спины. Ребенка кладут на живот и поглаживают ему спину по на-правлению от ягодиц к шее тыльной поверхностью обеих рук и обратно от шеи к ягодицам - ладонями. Движение повторяют 4-6 раз.

8. Рефлекторное разгибание спины и ног (имитация положения пловца). Лежа-щего на животе ребенка приподнимают на правой ладони, одновременно левой ру-кой придерживают его за стопы и нижние части обеих голеней. При этом происхо-дит рефлекторное отклонение головы назад, разгибание позвоночника и ног в тазо¬бедренных суставах Упражнение проводят 1-2 раза.

Помимо вышеприведенных специальных упражнений, укреп¬ляющих мускула-туру спины, рекомендуется начиная с 2 месяцев класть ребенка на живот на 1-2 ми-нуты во все отрезки бодр¬ствования.

9. Массаж стоп. Ребенок лежит на спине.

а) Поглаживание. Нога лежит ахилловым сухожилием на ука¬зательных пальцах обеих рук взрослого. Большими пальцами рук он поглаживает тыльную поверхность стопы ребенка от пальцев к голеностопному суставу и вокруг него. Движение по-вторяют 4-6 раз.

б) Растирание пальцев стопы. Взрослый, проводящий массаж, помещает стопу ребенка между ладонями своих рук и делает 4-6 легких растирающих движений по-очередно для каждой ноги.

10. Рефлекторное сгибание и разгибание пальцев стопы (подош¬венный реф-лекс). Ребенок лежит на спине. Одной рукой слегка приподнимают ногу ребенка, держа голень на ладони. Указатель¬ным пальцем другой руки слегка надавливают на кожу подошвен¬ной поверхности стопы ребенка у основания пальцев, вызывая этим рефлекторное сгибание пальцев стопы. Затем проводят пальцем по наружному краю стопы до пятки и вновь слегка надав¬ливают - появляется рефлекс веерообразного разгибания пальцев стопы. Упражнение повторяют по 3-4 раза для каждой ноги.

11. Потанцовывание (ножной рефлекс). Ребенка держат двумя руками под мы-шки и, придав ему вертикальное положение, на мгновение касаются его ногами сто-ла. От прикосновения к плотной поверхности полусогнутые ноги ребенка рефлек-торно выпрямляются в коленных и тазобедренных составах. Упражнение повторяют 4-6 раз.

Гимнастические упражнения делятся на активные, рефлек¬торные и пассивные. Активные упражнения - это произвольные упражнения, которые ребенок делает са-мостоятельно. Рефлектор¬ные возникают непосредственно в ответ на раздражения кожно-мышечно-нервного аппарата. Пассивные упражнения производит медицин-ская сестра. Это движения, при которых не обязательно активное участие самого ребенка (например, скрещивающие дви¬жения руками или сгибание и разгибание ног).

КОМПЛЕКСЫ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

Для детей от 1,5 до 3 месяцев

Физиологические

←предыдущая  следующая→
1 2 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»