←предыдущая следующая→
1 2
Министерство общего и профессионального образования
Российской Федерации
Санкт-Петербургский государственный горный институт им. Г.В.Плеханова
(технический университет)
РЕФЕРАТ
По дисциплине: Физическое Воспитание
Тема: Физическая подготовка для инженера геолога
Автор: студент гр. РМ-97 __________ / Коржиков Д.Ю./
(подпись) (Ф.И.О.)
Оценка: ___________
Дата: _________________
Санкт-Петербург
1999 год
Физическое воспитание в учебных заведениях системы образования составляет неотъемлемую часть процесса обучения и воспитания, служит целям укрепления здоровья, физического и духовного совершенствования учащихся, призвано обеспечивать всестороннюю физическую готовность будущих рабочих к избранному виду трудовой деятельности и защите Страны.
Физическое воспитание является специфическим учебным пред¬метом. Занятия с учащимися по этому предмету направлены на ре¬шение следующих основных задач:
всестороннее развитие физических способностей и на этой основе укрепление здоровья и обеспечение высокой работоспособности;
обучение основам техники упражнений комплекса ГТО и массо¬вых видов спорта;
обеспечение необходимой физической подготовленности приме¬нительно к требованиям избранной учащимися профессии;
формирование высоких нравственных, волевых и других личност¬ных качеств;
сообщение специальных знаний, формирование потребности и привычки заниматься физическими упражнениями, умений исполь¬зовать средства физической культуры, спорта и туризма в быту и трудовой деятельности;
привитие организаторских навыков по физической культуре, спорту и туризму.
Программой по физическому воспитанию предусмотрены учебные занятия по теоретическому разделу, общей и профессионально-при¬кладной физической подготовке.
Теоретический раздел программы предусматривает широкий круг знаний, усвоение которых позволит учащимся осознать значение физической культуры в обществе, и конкретно — в учебном заведении, успешнее овладеть основами техники физических упражнений, эффективнее укреплять свой организм, грамотно использовать средства физической культуры в быту и на производ¬стве, повысить общую культуру.
Общая физическая подготовка учащихся, осуществляемая на ос¬нове Всесоюзного физкультурного комплекса ГТО, составляет глав¬ное содержание занятий физическими упражнениями. Она включает в себя гимнастику, легкую атлетику, лыжную подготовку (в бесснежных районах — марш-броски и велокроссы), плавание, спортивные игры (баскетбол, волейбол, футбол, ручной мяч — один вид по выбору), классическую борьбу.
Физическое воспитание осуществляется на протяжении всего периода обучения учащихся .
Основной формой занятий является урок. Уроки проводятся по расписанию. Кроме того, в учебной работе используются самостоятельные занятия физическими упражнениями по заданию преподавателя. Для физически слабо подготовленных учащихся организуются дополнительные занятия.
На уроках по физическому воспитанию учащиеся осваивают программный материал, выполняют контрольные и зачетные упраж¬нения. Для проверки изменения уровня физической подготовленности в течение года и за период обучения специально проводят в конце сентября и середине мая.
Знание своего уровня физической подготовленности позволяет учащимся с большей эффективностью восполнять в процессе уроков, на дополнительных и факультативных занятиях пробелы в развитии физических качеств или лучше освоить сложные спортивно-техниче¬ские умения и навыки.
В течение учебного года учащиеся должны также сдать зачеты по физическому воспитанию, в содержание которых входят конкретные виды упражнений и выполнение нормативов. Причем зачетные виды упражнений для всех курсов остаются неиз¬менными, а нормативы для юношей и девушек год от года повышаются.
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА — часть общей культуры общества, средство укрепления здоровья, всестороннего фи¬зического развития человека. Главное средство Ф. к. —физические упражнения, к-рые в сочетании с гиг. режимом, естественными факторами природы (солнцем, воздухом, водой) применяются в гимнастике, лечебной физкультуре, в процессе физического воспитания учащихся и студентов, в фи¬зической подготовке допризывников и военнослужащих, при занятиях групп здоровья и спортивных секций в произ¬водственных коллективах. Разработаны принципиально новые организационные формы оказания физкультурно-оздоровительных услуг населению — физкультурно-оздоровительные комплексы, физкультурно-оздоровительные центры и т. д. Многие из них функционируют на кооперативных началах.
Подготовка кадров по Ф. к. и спорту проводится в средних специальных и выс¬ших физкультурных учебных заведениях страны.
Также фи¬зическая подготовка очень важна и для геологов. Она включает в себя различные физические упражнения, спорт, туризм, гимнастика, закаливание организма.
Гимнастика — важная составная часть физического воспитания учащихся в том числе и геологи. Отличие гимнастики от других разделов программы физического воспитания заключается в особом содержании и подборе как самих упражнений, так и методи¬ческих приемов обучения.
Объем применяемых упражнений позволяет воздействовать на весь организм в целом и развивать отдельные группы мышц и органы, ре¬гулировать нагрузку с учетом пола, возраста, уровня физической под¬готовленности. Во всестороннем и гармоническом воспитании здоро¬вого, физически совершенного человека гимнастике принадлежит одно из основных мест.
Гимнастика — это школа движений, которая обеспечивает высо¬кую двигательную культуру, необходимую геологам.
На занятиях гимнастикой успешно формируются важные приклад¬ные навыки и умения: правильно ходить, бегать, прыгать, преодоле¬вать препятствия, влезать на канаты и шесты, переползать, поднимать и переносить тяжести и т.д.
Занятия гимнастикой совершенствуют волевые, эстетические и мно¬гие физические качества, в том числе способность согласовывать дей¬ствия различных звеньев двигательного аппарата человека. Это помо¬гает овладеть сложными движениями, с которыми человек повсе¬дневно встречается в труде, быту и спортивной деятельности.
Как средство физического воспитания гимнастика имеет многове¬ковую историю. В нашей стране большие возможности для занятий гимнастикой появились после Великой Октябрьской социалистичес¬кой революции. Начиная с этого времени гимнастика широко исполь¬зуется в физическом воспитании наших граждан.
Туризм занимает важное место в учебно-воспитательной работе и подготовки к трудностям своей профессии геологов.
Туристская деятельность способствует формированию активной жизненной позиции молодого геолога. Туризм — исключительно цен¬ное средство физического воспитания и активного отдыха человека на природе. В туристских походах учащиеся закаляют свой организм, укрепляют здоровье, развивают выносливость, силу и другие физиче¬ские качества, приобретают жизненно ценные прикладные навыки и умения ориентирования на местности, преодоления естественных пре¬пятствий, самообслуживания, исследовательской работы и др.
Особые условия туристской деятельности способствуют воспита¬нию нравственных качеств личности: взаимоподдержки, взаимовыруч¬ки, организованности и дисциплины, принципиальности, чуткости и внимания к товарищам, смелости, стойкости и мужества, чувства долга и ответственности, высоких организаторских качеств.
Современный туризм в нашей стране представляют следующие виды: пешеходный, лыжный, горный, водный, велосипедный, спелеологиче¬ский, автомобильный и мотоциклетный. Возможны сочетания в одном походе или путешествии нескольких видов туризма. Такой смешанный вид туризма называется комбинированным. Из всего многообразия видов туризма наиболее доступны для учащихся пешеходный и лыж¬ный туризм.
Пешие походы и путешествия не требуют дополнительных средств передвижения (как лыжный, водный, велосипедный и т. д.), специаль¬ного снаряжения (как горный) и совершаются в основном в бесснеж¬ные периоды года. Для обеспечения непрерывности занятий туриз¬мом зимой переходят на лыжный туризм. Любой туристский поход на лыжах предъявляет к его участникам серьезные требования. В лыж¬ном походе, кроме большой физической нагрузки, на организм ту¬риста оказывает воздействие низкая температура воздуха, резкая не¬ожиданная смена погоды, усложняет движение различный характер снежного покрова, повышенная скорость на спусках и пр. Кроме того, сами средства передвижения — лыжи — требуют тщательного ухода, ремонта. Особого внимания заслуживает личное снаряжение туриста-лыжника.
При проведении водного похода чаще всего учащиеся пользуются разборными байдарками. Их удобно хранить даже в небольшом поме¬щении, переносить за плечами к озеру или реке, по которой пройдет маршрут похода или путешествия.
Основными формами туристской работы являются: походы, путе¬шествия, туристские слеты и соревнования.
Походы могут быть однодневными, двухдневными и трехдневными. Иногда такие походы называют походами выходного дня.
Путешест¬вия — это многодневные походы, проводимые обычно в каникулярное время. Походы и путешествия могут быть ближними и дальними, т, е.
←предыдущая следующая→
1 2
|
|