←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5
Московский Городской Юридический Институт
Факультет: Финансы и кредит
Специальность: Финансы и кредит
Реферат
по дисциплине:
"Физическая культура"
Тема: "Физкультура и спорт в подготовке студентов к про-фессиональной деятельности и экстремальным ситуациям"
студент
группа
преподаватель
Москва
2005
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3 1. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ
ПОДГОТОВКА В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ 5
2. ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
И ЗАДАЧИ ППФП 7
3. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УСЛОВИЙ ТРУДА СПЕЦИАЛИСТОВ.
ТРЕБОВАНИЯ К ИХ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ 12
4. РОЛЬ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-
ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ И РАБОТАЮЩИХ 16
5. ФОРМЫ ППФП В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
ЛИТЕРАТУРА 27
ВВЕДЕНИЕ
Современное производство с его механизацией и автоматизацией про-изводственных процессов, характе¬ризуется не только уменьшением удельно-го веса физи¬ческого труда, но и иным ритмом труда, повышением его слож-ности и интенсивности. Это неизбежно требует значительно большего на-пряжения умственных, психи¬ческих и физических сил, повышенной коорди-нации и культуры движений, высокой концентрации внимания от рабочих и специалистов. Перечисленные качества нуждаются в постоянном развитии и совершенствовании, ибо, чем совершеннее техника и сложнее технологий производства, тем более совершенным должен быть че¬ловек, управляющий ими.
Становится все более актуальным научно и методически обоснованное применение физической культуры и спорта в процессе подготовки работни-ков народного хозяйства к конкретным видам труда, поэтому изыскание но-вых научно обоснованных форм, средств и методов физиче¬ского воспитания, соответствующих требованиям науч¬но-технического прогресса, является в настоящее время важнейшей задачей теории и практи¬ки физкультурного движения.
В настоящее время при организации учебного про¬цесса перед каждым высшим учебным заведением ста¬вится задача — вести подготовку специали-стов на высо¬ком научно-техническом уровне с применением современных методов, организаций учебно-воспитательного процесса, обеспечивающих использование ими получен¬ных знаний и умений в практической работе или науч¬ных исследованиях. Однако полноценное использование профессио-нальных знаний и умений возможно при хорошем состоянии здоровья, высо-кой работоспособности молодых специалистов, которые могут быть приоб-ретены ими при регулярных н специально организованных занятиях физиче-ской культурой и спортом. Следовательно, качество подготовки, в том числе и фи¬зической, к предстоящей профессиональной деятельности для каждого молодого специалиста» приобретает не только личное, но и социально-экономическое значение.
Исследования показывают, что общая физическая подготовка специа-листов не может полностью решить этих задач, так как современный высоко-квалифициро¬ванный труд требует, кроме того, определенного профи¬лирования физического воспитания в соответствии с особенностями профес-сии. Поэтому физическое воспи¬тание студентов в высшей школе имеет свои специфи¬ческие особенности: конкретная направленность его как предмета учебного плана определяется не только общи¬ми социальными задачами и требованиями, предъявляемыми специальностью, к которой готовят студен-та. Вследствие этого физическое воспитание студентов должно осуществ-ляться с учетом условий характера их предстоящей профессиональной дея-тельности, а значит, содержать в себе элементы профессионально-прикладной физической подготовки (далее в тексте этот термин бу¬дет при-водиться в условном сокращении—ППФП), т.е. использовать средства физи-ческой культуры и спорта для формирования у студентов профессионально необходимых физических качеств, навыков, знаний, а также для повышения устойчивости организма к воз¬действию внешней среды. В связи с этим ППФП включе¬на самостоятельным разделом в программу физического вос-питания студентов высших учебных заведений.
Но реализация ППФП в системе физического воспитания студентов связана с рядом трудностей, основная из которых — существенные различия в усло¬виях и характере труда представителей многочисленных специально-стей и специализаций на производстве.
1. Профессионально-прикладная физическая подготовка
в учебных заведениях
Известно, что каждая из профессий имеет свою спе¬цифику и отличает-ся требованиями, предъявляемыми к психофизиологической подготовке спе-циалистов. Вот почему в учебных заведениях необходимо профилирова¬ние процесса физического воспитания с применением средств профессионально-прикладной физической подго¬товки (ППФП).
К средствам ППФП относят, как правило, обычные физические упраж-нения и виды спорта, а сама эта под¬готовка является составной частью про-граммы физиче¬ского воспитания будущих специалистов.
Задачи ППФП направлены на:
всестороннее физическое развитие и достижение вы¬сокого уровня фи-зической подготовленности учащихся;
преимущественное и специальное развитие физиче¬ских качеств, осо-бенно важных для данной профессио¬нальной деятельности;
формирование и совершенствование двигательных на¬выков, помогаю-щих успешно овладевать профессиональ¬ной деятельностью;
подготовку к работе в специфических условиях труда, характерных для будущей деятельности учащихся;
воспитание специфических волевых качеств.
содействовать повышению производительности труда работающих;
способствовать ускоренному обучению профессии и подготовке чело-века к высоко¬производительному труду;
создавать условия для активного отдыха трудящихся, обеспечивать профилактику производственного травма¬тизма и бороться с производ-ственным утомлением работающих сред¬ствами физической культуры и спорта.
Как известно, ППФП введена в программу по физи¬ческому воспитанию учащихся Вузов в 1959 г. Причем с каждым годом ее роль в подготовке спе-циалистов, способных успешно работать в усложняющихся условиях произ-водства, возрастает.
Фундаментальным принципом системы физического вос¬питания явля-ется связь физической культуры и спорта с трудовой и оборонной деятельно-стью людей. Эта взаимосвязь осуществляется на практике посредством вне-дрения средств физической культуры и спорта в научную организацию тру-да.
Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) пред-ставляет собой одно из основных направлений системы физического воспи-тания, которое должно формировать прикладные знания, физические и спе-циальные качества, умения и навыки, спо¬собствующие достижению готовно-сти человека к успешной профессио¬нальной деятельности.
Программой физического воспитания для вузов предусмотрено озна-комить учащихся с теоретиче¬скими основами ППФП, обучить их некоторым профессионально-прикладным упражнениям, повысить уровень физических качеств, необходимых специалистам данного профиля, подготовить их к уча¬стию в соревнованиях по специально-прикладным видам спорта.
2. Характеристики профессиональной деятельности и задачи ППФП
Как известно, эффективность выполнения работником многих произ-водственных операций в немалой степени зависит от развития и успешного функционирования его организма, от подготовленности его к трудовой дея-тель¬ности. Без всестороннего глубокого знания требований, предъявляемых той или иной профессией к физической подготовленности специалистов, не-возможно определить задачи ППФП.
Соответствие возможностей организма человека вы¬полняемой им ра-боте выявляется с помощью профессиологии, в состав которой наряду с тру-довой экспертизой входит профессиография, профессиональная подготовка, профессиональная гигиена и организация труда.
Под профессиографией понимается совокупность всех знаний, относя-щихся к описательно-технической и пси¬хофизиологической характеристике различных профес¬сий. В то же время профессиография — это один из мето-дических приемов изучения трудовых процессов, пси¬хологическое описание профессии, отражающее цели и задачи данного вида труда, его условия и ор-ганизацию, а также психофизиологические особенности отдельных этапов трудовой деятельности. При этом профессиограмма должна быть динамич-ной и учитывать возможность развития профессионально важных функций; в ней должно быть предусмотрено и описание специальных способностей, без которых невозможно выполнение дан¬ной работы.
Решение проблемы профессионально-прикладной фи¬зической подго-товки требует предварительного выявле¬ния профессионально важных для то-го или иного вида труда качеств, изучения условий, в которых он проте¬кает, в том числе и профессиональных вредностей, что невозможно без профес-сиографических исследований.
Для ППФП особо важным в оценке профессиональ¬ной деятельности является выявление степени напряже¬ния организма и отдельных его систем и функций. В ито¬ге изучения профессии для целей ППФП должна со¬ставляться профессиограмма,
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5
|
|