←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ...
Билет № 1
1. Предупреждение травматизма во время занягий
физической культурой.
2. Средства и методы достижения духовно-нравствен¬
ного, физического и психического благополучия.
3. Самоконтроль с применением ортостатической
пробы (рассказать, продемонстрировать и оце¬
нить).
1. Для предупреждения травматизма во время за¬
нятий физической культурой следует для начала
определить причины, условия и обстоятельства по¬
лучения травм обучающимися во время выполне¬
ния различных упражнений, а затем выработать
травмоисключающие поведенческие рекоменда¬
ции.
Чаще всего встречаются легкие спортивные травмы, которые не доставляют пострадавшим больших неприятностей. Как правило, это обыч¬ные травмы, такие же как и в повседневной жиз¬ни. Но есть травмы, которые характерны толь¬ко для спортсменов. Они могут быть различной тяжести, в том числе и тяжелыми, требующими оперативного вмешательство медицинских специ¬алистов. Следует выделить три основных фактора, влияющих на травматизм: индивидуальные осо¬бенности занимающихся физической культурой; условия проведения занятий, наличие и качество инвентаря (снаряжения); особенности конкретного вида спортивной деятельности и тип физической активности.
Среди индивидуальных особенностей людей, за¬нимающихся физической культурой и спортом, наибольшее значение имеют возраст, состояние нервной системы, темперамент, психологическую зрелость и практический опыт.
В образовательных учреждениях наибольшее количество травм наблюдается в начале и в конце учебного года, когда учащиеся еще функциональ¬но не готовы к нагрузкам или уже находятся в пе¬ренапряженном состоянии. Резко возрастает риск получения травм при инфекционных заболевани¬ях, часто сопровождающихся различными ослож¬нениями.
Важное значение для предупреждения травма¬тизма имеют условия проведения занятий, спор¬тивный инвентарь и снаряжение. Так, неблагопри¬ятная погода и недостаточное освещение значи¬тельно увеличивают риск получения травмы.
К травмам могут привести также недоброкаче¬ственный или не подходящий по размеру или для данного вида спорта инвентарь, недооценка специ¬ального защитного снаряжения.
В равной степени надо учитывать особенности конкретного вида спортивной деятельности и тип физической активности. Некоторые виды спорта предъявляют свои особые требования к занимаю¬щимся. Их особенности могут привести к специфи¬ческим для этих видов спорта травмам. Неодина¬ковые требования к занимающимся предъявляют и различные виды физической активности. Для предотвращения травм на занятиях физической культурой и спортом каждому занимающемуся ре¬комендуется выполнять следующие правила:
— иметь для занятий соответствующие одежду,
обувь, инвентарь и снаряжение;
— не стремиться сразу же к рекордным резуль¬
татам, а улучшать свои спортивные показатели
постепенно, без ущерба для здоровья;
— перед каждым занятием непременно выпол¬
нять разминочные упражнения, чтобы уменьшить
вероятность растяжения и разрыва мышц, связок
и сухожилий;
— обязательно пользоваться в необходимых
случаях защитным снаряжением (щитками, шле¬
мами, очками).
2. Духовно-нравственное и психическое благопо¬лучие человека обеспечивает ему необходимые ус¬ловия для полноценной, активной и творческой жизни. Подобное состояние возможно только при определенных обстоятельствах: когда человек здо¬ров физически, нацелен на благородные поступки, а также способен нейтрализовать собственные не¬гативные побуждения по отношению к окружаю¬щим и окружающих по отношению к себе.
Ведущим направлением действий по достижению такого состояния является приобщение к здоровому образу жизни, который нацелен на физическое и психическое благополучие. Наиболее важной со¬ставляющей здорового образа жизни являются фи¬зическая культура и спорт, которые используют средства и методы определенной направленности. Для физического воспитания характерна комплекс¬ность в применении средств, к которым помимо фи¬зических упражнений, следует отнести естествен¬ные силы природы и гигиенические факторы.
Физическое упражнение — это дви¬гательное действие, специально разработанное для решения задач физического воспитания.
Отличие физического упражнения от трудового двигательного действия состоит в том, что физиче¬ское упражнение направлено на себя, на свое лич¬ное физическое совершенствование, а трудовое двигательное действие направлено на предмет про¬изводственной деятельности.
Использование естественных сил природы как средства физического воспитания осуществляется по двум направлениям:
• они как сопутствующие факторы создают наи¬
более благоприятные условия для занятий физиче¬
скими упражнениям и дополняют и усиливают эф¬
фективность воздействия движений на организм
человека;
• в качестве относительно самостоятельных
средств оздоровления и закаливания в виде специ-
альных процедур, солнечных, воздушных и вод¬ных ванн, они, включенные в режим трудовой и учебной деятельности, становятся формой актив¬ного отдыха, повышают эффект восстановления и создают положительные эмоции.
Одним из главных требований при использова¬нии естественных сил природы является системное и комплексное применение их в сочетании с физи¬ческими упражнениями. Их правильное использо¬вание позволяет реализовать механизм переноса эффекта закаливания, т. е. проявить приобретен¬ный эффект закаливания в учебной, трудовой де¬ятельности; создает возможности для преодоления больших нагрузок, а следовательно, повышения работоспособности; увеличивает сопротивляемость организма к действию радиации, перегрузок, виб¬рации, укачивания и пр.; формирует высокие во¬левые качества.
Обширную группу разнообразных средств представляют собой гигиенические факторы, ус¬ловно разделяемые на две подгруппы. В первую подгруппу входят средства, обеспечивающие жиз¬недеятельность человека вне процесса физического воспитания: нормы личной и общественной ги¬гиены, быта, учебы, труда, питания, отдыха, т. е. условия для полноценных занятий физическими упражнениями. Вторую группу составляют средст¬ва, включаемые в процесс физического воспита¬ния: оптимизация режима нагрузок и отдыха в со¬ответствии с гигиеническими нормами, обеспече¬ние рационального питания, создание внешних условий для занятий физическими упражнениями (чистота воздуха, достаточная освещенность, ис¬кусственная аэронизация, исправность инвентаря, удобство одежды и т. д.) и восстановления после них (баня, душ, массаж и т. п.).
В процессе физического воспитания применя¬ются разнообразные методы обучения. Их можно подразделить на три группы: наглядные, словес-
ные и практические. Методы наглядного восприя¬тия заключаются в демонстрации, показе плака¬тов, кинограмм, рисунков, предметных пособий (шарнирных моделей), кинофильмов и видеофиль¬мов. Методы использования слова — это беседа, за¬дание, команда, объяснение, описание, оценка, подсчет, разбор, рассказ и указание. Практические методы — строго регламентированные упражне¬ния (разучивание по частям или в целом) и частич¬но регламентированные упражнения (игры и со¬ревнования). Они являются основными при обуче¬нии двигательным действием.
о. Во время занятий физическими упражнениями наиболее информативным и простым показателем самочувствия является частота сердечных сокра¬щений (ЧСС), которую можно измерить, приложив пальцы к запястью.
Для того чтобы оценить влияние физических упражнений на состояние сердечно-сосудистой системы, можно рекомендовать выполнение о р-тостатической пробы. Она заключается в подсчете ЧСС сначала в положении лежа за одну минуту времени, затем после подъема без резкого усилия в положении стоя. Если разница между двумя подсчетами более 20 уд./мин, то это может свидетельствовать о недостаточном восстановле¬нии функций организма в результате перенесенно¬го заболевания либо скрытом ухудшении самочув¬ствия, связанном с перетренировкой.
Существуют и другие способы самоконтроля: проба с приседаниями; измерение жизненной ем¬кости легких (ЖЕЛ); антропометрические измере¬ния; определение степени утомления (большая, значительная, легкая) по внешним признакам — окраска кожи, самочувствие, внимание, потли¬вость и дыхание и т. д.
Билет № 2
1. Общие требования безопасности при проведении
занятий по гимнастике.
2. Какими должны быть тренировочные нагрузки
при выполнении физических упражнений?
0. Самоконтроль с применением функциональной про¬
бы (рассказать, продемонстрировать и оценить).
1. К занятиям гимнастикой допускаются школьни¬
ки, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж
по технике безопасности. Занятия проводятся в за¬
ле согласно расписанию, утвержденному директо¬
ром школы. Гимнастический зал открывается за
5 мин до начала занятий. Вход в зал разрешается
только в присутствии преподавателя. Учащиеся
должны быть в спортивной форме установленного
образца. Школьники, опоздавшие к началу, на за¬
нятия не допускаются. Установка и переноска сна¬
рядов в зале осуществляется только по указанию
преподавателя. Запрещается выполнение упражне¬
ний
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ...
|
|