Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Физкультура и спорт /

Физкультура и здоровый образ жизни

Документ 1 | Документ 2 | Документ 3 | Документ 4 | Документ 5 | Документ 6 | Документ 7

←предыдущая следующая→
... 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 



Скачать реферат


«прочувствовать» ее. Разуме¬ется, такие упражнения не должны быть чрезмерно утомительными. Их нужно разнообразить и по возможности делать интересными, особенно в занятиях с детьми. О необходимости постоянно соблюдать правильную осанку на первых порах нужно как можно чаще напоминать, в том числе с помощью плакатов, лозунгов («Су¬тулость—враг здоровья!»).

Учитывая, что общее распределение тонуса мышц, обеспечи¬вающих сохранение позы, существенно зависит от шейно-тонических установочных рефлексов, важно с самого начала обращать внимание на верное положение головы в вертикальной стойке. Однако положение верхних звеньев тела в вертикальной стойке во многом определяется положением нижележащих опорных звеньев, прежде всего нижних конечностей. Поэтому при поэлементном освоении основной стойки и контроле за ее правильностью рекомендуется придерживаться такой после¬довательности: 1. Постановка стоп. 2. Полное разгибание ног в коленных суставах. 3. Разгибание в тазобедренных суставах и поясничном отделе. 4. Установка верхних звеньев тела.

Разнообразные эффективные средства воспитания осанки пре¬доставляет гимнастика во всех ее видах. Особенно широко приме¬няются для формирования и закрепления навыка рациональной осанки строевые, порядковые и вольные упражнения, а также так называемые элементарные «общеразвивающие» упражнения, зна¬чительная часть которых специально предназначена для этой цели. Немаловажную роль в систематическом закреплении на¬выка рациональной осанки играют принятые в гимнастике правила соблюдения исходных положений перед началом упражнения, требования «гим¬настического стиля» выполнения упражнений и фиксации конечных положений.

На этапах закрепления и совершенствования техники двига¬тельных действий основными средствами яв¬ляются целостные упражнения. Некоторые из них имеют особую ценность для совершенствования навы¬ков рациональной осанки в усложненных услови¬ях статического и динамического равновесия. В этой связи следует отметить упражнения в равновесии на умень¬шенной опоре, упражнения типа жонглирования и такое средство воспитания осанки, как передвижение с грузом на голове.

Ряд упражнений может при известных условиях неблагоприят¬но влиять на осанку. К ним относятся, в частности, продолжительные упражнения, выполняемые в согнутом положении, упражнения с предельными внешними отягощениями, выполняемые в большом объеме, упражнения, сопряженные с крайней степенью утомления. Такого рода упражнения необходимо постоянно соче¬тать с упражнениями, корригирующими осанку, в том числе с «вы¬равнивающими» упражнениями.

Нестойкие нарушения осанки функционального характера сравнительно несложно устранить средствами физического воспи¬тания. Решающее условие при этом — целесообразное построение процесса занятий физическими упражнениями в соответствии с принципами оптимального варьирования нагрузок и чередования их с отдыхом, а также оптимизация общего режима жизни в согласии с требованиями гигиены. Для коррекции же стойких аномалий осанки патологического характера требуется вмешательство врача и специалиста по лечебной физической культуре.

ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ

1. ОСНОВЫ СТРУКТУРЫ ЗАНЯТИЙ

Каждое отдельное, относительно завершенное заня¬тие физическими упражнениями является звеном процесса физиче¬ского воспитания. В целом занятия разнообразны—прогулки, ут¬ренняя зарядка, спортивные состязания, купания, туристские похо¬ды, уроки физической культуры и т. д. Однако все они строятся на основе некоторых общих закономерностей. Знание этих закономер¬ностей позволяет педагогу в каждом конкретном случае разумно и с наибольшей эффективностью решать образовательные и воспита¬тельные задачи.

Очень важно в педагогическом отношении ясно представлять диалектический характер взаимосвязи содержания и формы заня¬тий физическими упражнениями. Специфическим содержанием здесь является прежде всего активная, направленная на физическое совершенствование практическая деятельность. Она состоит из ря¬да относительно самостоятельных элементов: сами физические уп¬ражнения, подготовка к их выполнению, активный отдых и т. д. Сравнительно устойчивый способ объединения элементов содержания составляет форму занятий физическими упражнениями.

В каждом случае форма должна соответствовать содержанию занятия, что является коренным условием качественного его про¬ведения.

Форма занятий активно влияет на их содержание. Будучи еди¬ной с ним, она обеспечивает оптимизацию деятельности занимаю¬щихся. Постоянное пользование одними и теми же, стандартными формами занятий задерживает совершенствование физической под¬готовленности занимающихся. Целесообразное варьирование форм, введение новых взамен устаревших дает возможность успешно ре¬шать задачи физического воспитания.

Факт активного влияния формы занятий на их содержание, а следовательно, и на результаты обязывает к самому серьезному отношению к ней. Поэтому в теории физического воспитания вопросам построения занятий физическими упражне¬ниями всегда придавалось большое значение.

2. ОСОБЕННОСТИ УРОЧНЫХ И НЕУРОЧНЫХ ФОРМ ЗАНЯТИЙ

2.1. Урочные формы занятий

2.1.1. Определяющие черты урока

Наиболее существенный признак урочных форм за¬нятий состоит в том, что это форма учебно-воспитательной дея¬тельности, при которой ведущую, направляющую и непосредственно организующую роль играет специалист-преподаватель, вооруженный системой знаний, педагогиче¬скими умениями и навыками, отвечающий за результаты учебно-воспитательного процесса.

Как правило, уроки проводятся в системе занятий по упорядо¬ченному расписанию. Урочным формам присущи постоянство состава занимающихся и их возрастная однородность в учебных группах.

В практике встречается и периодическое проведение уроков. При этом самые разнообразные занятия проводятся в учебно-методических целях как урочные. Такие уроки—основной путь обучения широких масс занимающихся умению рационально организовывать самостоятельные занятия физическими упражнениями.

Уроки физических упражнений строятся в соответствии с обще¬педагогическими принципами, общими и методическими принципа¬ми системы физического воспитания. Они конкретизиру¬ются и дополняются применительно к уроку следующими требованиями:

1. Воздействие урока должно быть всесторонним—образова¬тельным, воспитательным и оздоровительным.

2. Обучение и воспитание занимающихся должны осуществляться на всем протяжении урока—с первой минуты до последней.

3. В уроках, как и в других формах занятий, следует всячески избегать методических шаблонов. Необходимость разнообразить содержание и методику уроков обусловлена постоянным усложне¬нием задач, динамикой сдвигов, происходящих в организме занима¬ющихся, изменчивостью внешних условий.

4. Нужно вовлекать занимающихся в учебную деятельность— всех в равной мере, но в то же время с учетом индивидуальных осо¬бенностей. Только так можно достичь однородного для всех хода учебно-воспитательного процесса в течение длительного времени и тем самым избежать их отсева или появления отстающих.

5. В уроках следует ставить совершенно конкретные задачи и лучше так, чтобы их можно было решить именно на данном за¬нятии. Ре¬шение общих задач учебно-воспитательного процесса достигается выполнением системы частных, конкретных задач. Достигнуть цели можно при условии успешного завершения каждого из уроков и органической преемственности их.

2.1.2. Постановка задач в уроке

Многие уроки имеют прежде всего образовательный характер, что отличает эту форму занятий от оздоровительных и воспитательных форм занятий в широком смысле слова. Но реше¬ние образовательных задач в физическом воспитании достигается посредством физических упражнений, от воздействия которых зави¬сит оздоровительный и воспитательный эффект урока. Ведущее зна¬чение образовательной направленности учебного урока вовсе не оз¬начает, что снижаются его оздоровительный и воспитательный эф¬фекты. Ставя задачи по овладению знаниями, умениями, навыками, решая эти задачи с помощью комплекса разнообразных упражне¬ний, строго дозируя при этом физические нагрузки, нужно одновре¬менно добиваться должных оздоровительного и воспитательного эффектов.

Задачи по воспитанию физических и волевых качеств, укрепле¬нию здоровья и т. д. также должны быть по возможности конкрет¬ными. Однако некоторые воспитательные и оздоровительные задачи могут быть решены только в течение длительного времени путем изменений соответствующих функций и форм организма. Такие за¬дачи ставятся перед серией уроков и по возможности конкретизи¬руются в виде заданий для отдельных уроков.

Число задач в уроке обусловлено конечной целью учебно-воспи¬тательного процесса, психофизиологическими возможностями уча¬щихся осваивать учебный материал и другие задания, программой постепенного овладения им, бюджетом наличного времени для за¬нятий.

2.1.3. Методика регулирования нагрузки

Регулировать нагрузку в уроке—это значит прежде всего направленно обеспечивать ее оптимальный объем и интенсив¬ность. В целом проблема оптимизации нагрузки не ограни¬чивается ее дозированием в физических упражнениях. Сила воздей¬ствия на занимающихся зависит не только от характера упражне¬ний, но и от других компонентов: объяснений, демонстрации упраж¬нений, методов организации занимающихся и т. п.

В каждом конкретном случае преподаватель стремится обеспе¬чить возможно больший объем полезной нагрузки в занятии. Решающее значение при этом имеет обеспечение рациональной общей плотности урока. Общей плотностью урока называется отношение времени, исполь¬зованного педагогически оправданно, ко всей продолжительности урока.

К педагогически оправданным относятся объективно необходи¬мые затраты

←предыдущая следующая→
... 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»